Министерство промышленности и торговли сообщает: «В Арсеньевской авиационной компании „Прогресс“ им. Н.И.Сазыкина холдинга „Вертолеты России“ состоялся первый полет опытного образца новейшего модернизированного вертолета Ка-52 „Аллигатор“. На данной машине будут применены все лучшие технические решения, ранее проверенные на вертолетах, выпускаемых как в рамках гособоронзаказа, так и на экспорт».
Ранее Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова разместил заказ на изготовление и испытания двух опытных образцов Ка-52М. Передача винтокрылых машин на летные испытания должна произойти в мае 2021 года. Предварительные и последующие за ними государственные испытания Ка-52М должны завершиться в сентябре 2022 года. После чего начнется серийное производство этих разведывательно-ударных вертолетов. Планируется построить для Вооруженных сил России 114 Ка-52М. Они дополнят парк Ка-52, который насчитывает 127 машин.
Итак, что же нового предполагается использовать в модернизированном вертолете? Должна значительно обновиться авионика. Появятся новая навигационная система, комплекс связи, система управления огнем, куда входит существенно обновленная РЛС. Будет усилено бронирование, а также установлен новый комплекс обороны. Но главная идея модернизации заключается в оснащении вертолета новой ракетой.
Все эти модернизационные мероприятия были затеяны по результатам испытаний Ка-52 в реальных боевых условиях на «сирийском полигоне». Где были претензии к защите ударной машины, работающей в непосредственной близости и на незначительных высотах от противника. Усиление бронирования, безусловно, очень полезно. Как и внедрение более эффективного комплекса самообороны. Но вопрос заключается в том, а где же его взять — новый.
На Ка-52 установлен «Витебск», принятый на вооружение в 2015 году. И других комплексов для ударных летательных аппаратов концерн «Радиоэлектронные технологии» не создал. Однако КРЭТ специально для Ка-52М модернизировал «Витебск» за счет расширения номенклатуры расходуемых средств — отстреливаемых и буксируемых ловушек для ракет как с инфракрасными, так и с радиолокационными головками самонаведения.
Но главным оборонительным средством для Ка-52М должна стать новая ракета «воздух-поверхность», как ни парадоксально это звучит. На Ка-52 используются две противотанковые управляемые ракеты — «Атака» и «Вихрь». Причем «Вихрь» был введен в состав вооружения позже.
Максимальная дальность полета «Атаки» — 6 км. Это означает, что вертолет для обстрела противника должен приблизиться к нему на расстояние, на котором он может быть подбит переносным зенитно-ракетным комплексом типа «Стингер» или «Игла», которых у террористов более чем достаточно. При использовании ракеты «Вихрь», имеющей максимальную дальность полета 10 км, Ка-52 становится недоступным для ПЗРК.
Американцы решили остаться на этом рубеже, обезопасив свои ударные «Апачи» от ПЗРК. Вертолетная ракета обеспечила для McDonnell Douglas AH-64 Apache «разумную безопасность» — дальность полета ракеты AGM-114 Hellfire («Адское пламя») — 11 км.
Российские конструкторы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) решили пойти дальше, обеспечив возможность использования вертолетом Ка-52М ракетного оружия с расстояния, недоступного для наземных ЗРК малой дальности. А они, как правило, контролируют небо в радиусе, не превышающим 20 км.
Было принято решение оснастить не только Ка-52М, но и второй российский ударный вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник» ракетой универсального тактического ракетного комплекса «Гермес». В этом семействе ракет есть наземные, воздушные, морские и береговые крылатые ракеты. Наибольшую дальность в 100 км имеет наземный комплекс. Это обеспечивается тем, что при запуске ракеты со стационарной пусковой установки используется мощный пороховой ускоритель.
Дальность комплекса воздушного базирования «Гермес-А» существенно скромнее — 20 км. Именно эта ракета используется в морской модификации вертолета Ка-52К «Катран». Максимальная скорость ракеты достигает 3 М, бронепробиваемость — 1000 мм.
Любопытно, что на информацию об оснащении «Аллигатора» «Гермесом» подавляющее большинство СМИ откликнулось сообщениями о том, что у вертолета появилась ракета со 100-километровой дальностью.
Вскоре ряд источников в ОПК прояснил ситуацию, заявив, что новой ракетой будет не «Гермес-А», а пока еще разрабатываемое, но уже испытываемое «изделие 305». Данному изделию СМИ немедленно приписали 100-километровую дальность по аналогии с «Гермесом». При этом еще один источник сообщил ТАСС, что в процессе испытаний в августе прошлого года с борта вертолета «Ночной охотник» «изделие 305» поразило цель на расстоянии в 25 км. Но на это СМИ не обратили внимание — ведь 100 км значительно красивее, чем 25 км.
Однако и 25 километров для «Аллигатора» в его немодернизированном виде — это слишком много. Дело в том, что для того, чтобы направить ракету в цель, необходимо эту цель видеть. Разумеется, не визуально, а при помощи РЛС. На Ка-52 используется РЛС «Арбалет» с основным режимом работы в миллиметровом диапазоне волн. Она способна обнаруживать цели типа «танк» на расстоянии до 12 км. Этого недостаточно.
У Ка-52 есть и еще один «орган зрения» — оптико-локационная система ГОЭС-451, имеющая телевизионный и тепловизионный каналы. Она позволяет обнаружить танк днем на расстоянии в 20 км и распознать его за 16 км. Ночью эти параметры соответственно 16 км и 10 км.
Выжать из ОЛС большую дальность обнаружения наземных целей практически невозможно. Остается надежда на РСЛ. Собственно, об этом и сообщается — Ка-52М должен получить новую систему управления вооружением. Однако известно лишь, что компания «Фазотрон-НИИР», создавшая «Арбалет», осуществила его модернизацию. О новых разработках для ударных вертолетов ничего не сообщалось. Но за счет модернизации «Арбалета» вдвое увеличить его дальность также нереально.
Остается другой путь — использовать другую РЛС. И, в общем-то, понятно какую. Ту, которая используется на морском Ка-52К, — «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой. Эту РЛС используют на многоцелевом истребителе МиГ-35. «Жук-АЭ» способен обнаруживать наземные цели на расстоянии до 70 км. И вот в этом случае все сходится — и дальность полета ракеты, и управление ее полетом до момента захвата цели головкой самонаведения, и «острота зрения» РЛС.
А это дает модернизированному «Аллигатору» существенное увеличение боевых возможностей за счет резкого повышения его защищенности от систем ПВО противника. Возрастает и ударная мощь машины благодаря тому, что «изделие 305» атакует военную технику, включая танки, под углом 70−80 градусов. С одной стороны это существенно снижает вероятность перехвата противником такой ракеты. С другой, атака производится в верхнюю проекцию танка, наименее защищенную.
Военное обозрение
Путин оставил генералов и полковников без папах
США назвали пять вариантов нападения КНДР на Южную Корею
В РФ сообщили, при каких условиях страна может применить ядерное оружие
Малый ракетный корабль «Одинцово» проведет маневры в Арктике
(2635)
Министерство промышленности и торговли сообщает: «В Арсеньевской авиационной компании „Прогресс“ им. Н.И.Сазыкина холдинга „Вертолеты России“ состоялся первый полет опытного образца новейшего модернизированного вертолета Ка-52 „Аллигатор“. На данной машине будут применены все лучшие технические решения, ранее проверенные на вертолетах, выпускаемых как в рамках гособоронзаказа, так и на экспорт». Ранее Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова разместил заказ на изготовление и испытания двух опытных образцов Ка-52М. Передача винтокрылых машин на летные испытания должна произойти в мае 2021 года. Предварительные и последующие за ними государственные испытания Ка-52М должны завершиться в сентябре 2022 года. После чего начнется серийное производство этих разведывательно-ударных вертолетов. Планируется построить для Вооруженных сил России 114 Ка-52М. Они дополнят парк Ка-52, который насчитывает 127 машин. Итак, что же нового предполагается использовать в модернизированном вертолете? Должна значительно обновиться авионика. Появятся новая навигационная система, комплекс связи, система управления огнем, куда входит существенно обновленная РЛС. Будет усилено бронирование, а также установлен новый комплекс обороны. Но главная идея модернизации заключается в оснащении вертолета новой ракетой. Все эти модернизационные мероприятия были затеяны по результатам испытаний Ка-52 в реальных боевых условиях на «сирийском полигоне». Где были претензии к защите ударной машины, работающей в непосредственной близости и на незначительных высотах от противника. Усиление бронирования, безусловно, очень полезно. Как и внедрение более эффективного комплекса самообороны. Но вопрос заключается в том, а где же его взять — новый. На Ка-52 установлен «Витебск», принятый на вооружение в 2015 году. И других комплексов для ударных летательных аппаратов концерн «Радиоэлектронные технологии» не создал. Однако КРЭТ специально для Ка-52М модернизировал «Витебск» за счет расширения номенклатуры расходуемых средств — отстреливаемых и буксируемых ловушек для ракет как с инфракрасными, так и с радиолокационными головками самонаведения. Но главным оборонительным средством для Ка-52М должна стать новая ракета «воздух-поверхность», как ни парадоксально это звучит. На Ка-52 используются две противотанковые управляемые ракеты — «Атака» и «Вихрь». Причем «Вихрь» был введен в состав вооружения позже. Максимальная дальность полета «Атаки» — 6 км. Это означает, что вертолет для обстрела противника должен приблизиться к нему на расстояние, на котором он может быть подбит переносным зенитно-ракетным комплексом типа «Стингер» или «Игла», которых у террористов более чем достаточно. При использовании ракеты «Вихрь», имеющей максимальную дальность полета 10 км, Ка-52 становится недоступным для ПЗРК. Американцы решили остаться на этом рубеже, обезопасив свои ударные «Апачи» от ПЗРК. Вертолетная ракета обеспечила для McDonnell Douglas AH-64 Apache «разумную безопасность» — дальность полета ракеты AGM-114 Hellfire («Адское пламя») — 11 км. Российские конструкторы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) решили пойти дальше, обеспечив возможность использования вертолетом Ка-52М ракетного оружия с расстояния, недоступного для наземных ЗРК малой дальности. А они, как правило, контролируют небо в радиусе, не превышающим 20 км. Было принято решение оснастить не только Ка-52М, но и второй российский ударный вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник» ракетой универсального тактического ракетного комплекса «Гермес». В этом семействе ракет есть наземные, воздушные, морские и береговые крылатые ракеты. Наибольшую дальность в 100 км имеет наземный комплекс. Это обеспечивается тем, что при запуске ракеты со стационарной пусковой установки используется мощный пороховой ускоритель. Дальность комплекса воздушного базирования «Гермес-А» существенно скромнее — 20 км. Именно эта ракета используется в морской модификации вертолета Ка-52К «Катран». Максимальная скорость ракеты достигает 3 М, бронепробиваемость — 1000 мм. Любопытно, что на информацию об оснащении «Аллигатора» «Гермесом» подавляющее большинство СМИ откликнулось сообщениями о том, что у вертолета появилась ракета со 100-километровой дальностью. Вскоре ряд источников в ОПК прояснил ситуацию, заявив, что новой ракетой будет не «Гермес-А», а пока еще разрабатываемое, но уже испытываемое «изделие 305». Данному изделию СМИ немедленно приписали 100-километровую дальность по аналогии с «Гермесом». При этом еще один источник сообщил ТАСС, что в процессе испытаний в августе прошлого года с борта вертолета «Ночной охотник» «изделие 305» поразило цель на расстоянии в 25 км. Но на это СМИ не обратили внимание — ведь 100 км значительно красивее, чем 25 км. Однако и 25 километров для «Аллигатора» в его немодернизированном виде — это слишком много. Дело в том, что для того, чтобы направить ракету в цель, необходимо эту цель видеть. Разумеется, не визуально, а при помощи РЛС. На Ка-52 используется РЛС «Арбалет» с основным режимом работы в миллиметровом диапазоне волн. Она способна обнаруживать цели типа «танк» на расстоянии до 12 км. Этого недостаточно. У Ка-52 есть и еще один «орган зрения» — оптико-локационная система ГОЭС-451, имеющая телевизионный и тепловизионный каналы. Она позволяет обнаружить танк днем на расстоянии в 20 км и распознать его за 16 км. Ночью эти параметры соответственно 16 км и 10 км. Выжать из ОЛС большую дальность обнаружения наземных целей практически невозможно. Остается надежда на РСЛ. Собственно, об этом и сообщается — Ка-52М должен получить новую систему управления вооружением. Однако известно лишь, что компания «Фазотрон-НИИР», создавшая «Арбалет», осуществила его модернизацию. О новых разработках для ударных вертолетов ничего не сообщалось. Но за счет модернизации «Арбалета» вдвое увеличить его дальность также нереально. Остается другой путь — использовать другую РЛС. И, в общем-то, понятно какую. Ту, которая используется на морском Ка-52К, — «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой. Эту РЛС используют на многоцелевом истребителе МиГ-35. «Жук-АЭ» способен обнаруживать наземные цели на расстоянии до 70 км. И вот в этом случае все сходится — и дальность полета ракеты, и управление ее полетом до момента захвата цели головкой самонаведения, и «острота зрения» РЛС. А это дает модернизированному «Аллигатору» существенное увеличение боевых возможностей за счет резкого повышения его защищенности от систем ПВО противника. Возрастает и ударная мощь машины благодаря тому, что «изделие 305» атакует военную технику, включая танки, под углом 70−80 градусов. С одной стороны это существенно снижает вероятность перехвата противником такой ракеты. С другой, атака производится в верхнюю проекцию танка, наименее защищенную. Военное обозрение Путин оставил генералов и полковников без папах США назвали пять вариантов нападения КНДР на Южную Корею В РФ сообщили, при каких условиях страна может применить ядерное оружие Малый ракетный корабль «Одинцово» проведет маневры в Арктике (2635)