Мы ехали ехали и наконец приехали — разрабатываемый с 2009 года новейший российский танк Т-14 на платформе «Армата» поставлен в войска уже не в «парадном» варианте, а в виде промышленной партии. Не уточняется, правда, в каком количестве, но если вспомнить, что Минобороны ещё в прошлом году заключило контракт с производителем «Уралвагонзаводом» на поставку 100 таких танков, то их точно не больше.
Т-14 «Армата» — новейшая разработка отечественных танкостроителей, опередившая время, по праву может считаться лучшим танком в мире. «Наворочено» в нём много чего — необитаемая башня, динамическое бронирование четвёртого поколения, единая система управления тактическим звеном, круговой доплеровский радар с АФАР (активная фазированная антенная решетка) средней дальности и ультрафиолетовые HD-камеры кругового наблюдения. Ну и много чего другого из передовых технологий, что делает этот танк уникальным и… недоступным. В том числе для Вооруженных сил России.
Из-за стоимости в 6,5−7 миллионов долларов, сложности эксплуатации, а ещё в ограниченности применения. Т-14 используется, прежде всего, как машина разведки, целеуказания и корректировки огня самоходных артиллерийских установок (САУ), ЗРК и танков Т-90 в составе тактического звена. То есть изначально их потребность в российской армии ограничена.
Если обратить внимание, то можно заметить, что на нынешнем форуме «Армия-2021», на котором первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков озвучил поставку в российские войска промышленной партии танков «Армата», речь о заключении новых контрактов не шла. В отличие от танков Т-90М «Прорыв», по которым Минобороны подписало с «Уралвагонзаводом» контракт на поставку очередной партии, а также на модернизацию до уровня Т-90М строевых танков Т-90. То есть 100 танковых «Армат» Вооруженным силам РФ на ближайшие годы будет вполне достаточно, чтобы обеспечивать при наступлении прорыв «Прорывов».
Танки нельзя назвать устаревшим видом вооружений, это убойная сила при мощной пушке и современных средствах защиты. Пехота танков боится, но имеет средства противодействия. Из основных российских танков сегодня можно назвать Т-90, представители которого усовершенствованны до уровня Т-90А и Т-90М, а также Т-72, представленных сейчас в новом варианте Т-72Б3, плюс Т-80, который модифицирован как Т-80БВМ. Предполагалось, что им на смену придёт именно Т-14 «Армата», как единый боевой танк российской армии. Вероятно, что так и случится, но не сейчас, а в обозримой перспективе.
— За тридцать лет до развала Советского Союза отечественное танкостроение создало три принципиально новые и отличающиеся бронемашины, — говорит военный эксперт полковник Виктор Мураховский, выпускник, к слову, Казанского танкового училища. — Это весьма высокий показатель с учётом того, что наша страна в этот период не воевала, а «гонка вооружений» в большей степени была затратной по технологиям ядерных вооружений, различным военным космическим программам, развитию флота и стратегической авиации.
Тем не менее тогда было разработано и создано три принципиально новых направления в танкостроении. Это танки серии Т-62−64, Т-72−90 и Т-80, которые являются основными танками армии и сейчас. Если взять аналогичный временной период после 1991 года, то был создан только один танк — Т-14 «Армата», известный как «объект 195». У него большие перспективы, и это действительно танк будущего, который станет одним и основным танком Сухопутных войск России.
Серийное производство танков Т-14 «Армата» для российской армии — это и продвижение его на экспорт. Неизвестный и не обкатанный танк никто не купит. Ещё лучше, если машина получила боевое применение, в реальных условиях боя. И, скажем, после успешного применения российского Т-90М «Прорыв» в Сирии, спрос на него заметно вырос.
Ещё в прошлом году министр промышленности и торговли России Денис Мантуров то ли вольно, то ли невольно, но «слил» информацию о проведении испытаний российского танка Т-14 «Армата» в боевых условиях в Сирии. Впрочем, многие эксперты усомнились.
О том, что танк Т-14 «Армата», который претендует на мировую гегемонию в танкостроении, прошел «обкатку боем» в Сирии, сообщил тогда не главком Сухопутных войск генерал-полковник Олег Салюков (ему подчиняются все танкисты ВС РФ) и даже не начальник Генштаба Валерий Герасимов (ему вообще все в армии подчиняются), а министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Ладно, в армии он не служил ни разу, и вряд ли сразу визуально отличит Т-90 от Т-14, если в руках не будет соответствующей картинки с аннотацией. Указание «торговля» в его министерской должности в этой ситуации более показательное — «Армату» явно пиарят таким способом именно на экспорт, так как сама российская армия от нового танка пока отказывается. Во- первых, из-за достаточно высокой цены, во-вторых, из-за того, что российские танкисты сделали ставку на модернизированные и очень успешные танки Т-90М. Их Минобороны, как стало известно, заказало около 1500 единиц. «Армат» же в танковых полках было 20 штук, плюс нынешняя поставка ещё 100 машин.
То есть ситуация видится такой, что действительно прекрасный танк с уникальными возможностями и техническими характеристиками, каким представляется «Армата», оказался… невостребованным. И это не тот случай, когда для достижения превосходства в танковых сражениях Великой Отечественной войны, для достижения Победы, были экстренно нужны в больших количествах Т-34, КВ-2, ИС-122, а лишь экспериментальные разработки именно перспективного танка. Он вроде как и нужен, но без него пока можно и обойтись. Но вот другой вопрос — этот танк нужно продать. По экспорту, по лицензии, как угодно — деньги-то ведь в него вложены, и немалые.
Здесь можно вспомнить историю с танком Т-90, который родился на базе уже обкатанного и проверенного (и успешно продаваемого) Т-72. «Уралвагонзавод», основной производитель тяжелой бронетехники в России, этот танк не просто усовершенствовал или модернизировал, а довел до совершенно нового уровня. И, поставив Вооруженным силам РФ Т-90АМ, предложил его на продажу в экспортном варианте как Т-90С — стоимостью около 2,5 миллиона долларов за единицу, а глубоко модернизированный Т-90МС - уже за 4,3 миллиона долларов. Нынешнее продление российско-индийского контракта по лицензионному производству танков Т-90С/СК, согласно которому Индия получит дополнительно 464 машинокомплектов для собственной сборки принесет России («Уралвагонзаводу») как минимум 2,8 миллиарда долларов. Тех самых средств, которые потребуются для выполнения внутренней потребности в производстве танков.
России необходимо сейчас убедить потенциальных покупателей в том, что товар в виде уникальной бронированной системы «Армата», на базе которой возможно размещение танка, боевой машины пехоты, вспомогательной машины поддержки на поле боя, является самой эффективной. Банальное сравнение ТТХ Т-14 «Армата», американского Abrams М1А1 или немецкого Leopard 2А6 в «бумажном» варианте никого особо не впечатлит — калибр и толщина брони, конечно, имеют значение, но практика применения конечно предпочтительнее.
— Это красивая легенда с применением «Арматы» в Сирии, — говорит военный эксперт Виктор Мураховский. — Мог быть использован любой полигон, в том числе и, как говорится, с максимальной приближенностью к боевым условиям. У нас подобный «полигон» сейчас существует только в Сирии. При этом давайте вспомним, что российская группировка в этой арабской республике прямого вооруженного контакта ни с какой из сторон-участниц конфликта не имеет. С Турцией у нас вообще такой нейтралитет по Идлибу, где фиксируется каждый выстрел. При возможностях воздушной разведки, как при использовании беспилотников, так и космических средств спутниковой разведки США о появлении «Арматы» в Сирии было бы уже известно. Там бы точно не перепутали. Другое дело, что может идти речь о неких намерениях по возможным поставкам новых российских танков в Сирию. Ну, такое «взрыхление почвы» перед поставкой Т-14 в эту страну.
Танк Т-14 «Армата» в России прозвали «парадным танком» — из-за небольшого количества, позволяющего участвовать лишь в испытаниях и в прохождениях во время военных парадов на Красной площади в Москве. При этом у «Арматы» потрясающие перспективы, просто он опередил время и пока поступает в российскую армию в ограниченных количествах — 100 машин это разговор ни о чём.