Украинский воздушный удар по России в ночь с 16 на 17 мая был одним из самых массированных с начала СВО. По оценкам The Drive Warzone, ВСУ запустили порядка 150 беспилотников преимущественно по целям на Крымском полуострове и причерноморской части Краснодарского края.
Причем боевики применяли не только беспилотные летательные аппараты, но и морские дроны (безэкипажные катера) типа Magura V5. Они были перехвачены на подступах к Севастопольскому морскому порту, а также в Днепре.
В Краснодарском крае несколько БПЛА попытались атаковать Новороссийск, где основными целями украинских карателей были железнодорожная станция возле порта, нефтегазовый терминал «Транснефти» и несколько промышленных предприятий недалеко от города. Помимо Новороссийска террористы нацелились на Туапсе, где ударами дронов хотели нанести ущерб НПЗ «Роснефти».
Американский военный аналитик Томас Ньюдик отмечает, что атака такого количества украинских дронов-камикадзе должна была быть хорошо скоординирована. Минобороны России сообщило, что менее чем за сутки
штатными системами ПВО сбит 51 украинский беспилотник над Крымом, еще 44 — над Краснодарским краем и 6 — над Белгородской областью.
Судя по имеющимся видеозаписям в украинских соцсетях, которые детально проанализировал The Drive Warzone, киевский режим использовал различные ударные беспилотники дальнего действия. В том числе ранее не очень широко известный БПЛА «Лютый» — это полностью украинский дрон с двухбалочным оперением, который имеет внешнее сходство с турецким Bayraktar TB2. Такой дрон способен развивать скорость до 150 км/час.
Однако украинские удары не нанесли существенного урона российской нефтянке, на что изначально надеялись ВСУ. Небольшой пожар на территории НПЗ в Туапсе был очень быстро локализован.
Новороссийской морской порт был закрыт вскоре после атаки, но очень быстро возобновил отгрузку нефти из нефтяной гавани Шесхарис и с мазутного терминала, пишет Reuters, ссылаясь на отраслевые источники. ВСУ не успокоились, и снова попытались атаковать две нефтебазе вблизи от Новороссийска — в селе Кириловка («Газпром») и в Грушевой Балке («Транснефть»). В обоих случаях никакого ущерба украинские дроны не нанесли.
Министерство обороны РФ также заявило, что российские самолеты и патрульные катера уничтожили 6 морских беспилотников в западной части Черного моря. Это указывает на то, что атака была многоцелевой, пишет The Drive Warzone.
В частности, судя по фотографиям, был уничтожен украинский безэкипажный катер, вооруженный ракетой класса «воздух-воздух» с тепловой системой самонаведения Р-73 (AA-11 Archer, согласно натовской классификации). Хотя именно эта модификация морского беспилотника была сделана для того, чтобы обеспечить им защиту от российских вертолетов и самолетов, которые все чаще используются для борьбы с ними.
Томас Ньюдик пишет, что украинские удары по российским объектам ТЭК непосредственно связаны с наступлением в Харьковской области.
— Киев изо всех сил пытается сдержать недавно начатое Россией наступление. Генштаб ВСУ ищет альтернативные средства для нанесения ответного удара по России, поскольку российские войска по-прежнему превосходят украинские численностью и вооружением на поле боя, — объясняет Томас Ньюдик.
Действительно, в ходе быстрого наступления в Харьковской области Российская армия освободила почти 300 кв. км территории. Это стало самой успешной российской операцией с конца 2022 года.
Бельгийское издание Army Recognition пишет, что украинцы используют для атак не только собственные дроны, но и переоборудованные самолеты. В частности, для удара по заводу «Гераней» и НПЗ «Танеко» в Татарстане киевский режим применил легкомоторные самолеты Aeroprakt A-22 (также известные как Valor в США и Foxbat в Великобритании и Австралии), которые были переделаны под дроны-камикадзе.
Разработанный конструктором Юрием Яковлевым самолет отличается характерной конструкцией крыла и трехопорным шасси. После первого полета в октябре 1996 года Aeroprakt A-22 Foxbat остается в серийном производстве с 2000 года. В его конструкции металл сочетается с композитными материалами, обеспечивая одновременно прочность и легкость.
Интересно, что он поставляется либо в виде готового к полету самолета заводской сборки, либо в виде комплекта, который может быть собран примерно за 500 человеко-часов и состоит из 152 деталей.
Army Recognition пишет, что для модификации самолетов применяли западные системы (такие как американский GPS-модуль NAVSTAR и спутниковая система связи Starlink Илона Маска), для более точного наведения. Дальность полета оригинального A-22 составляла 1100 км, но, видимо, в самолете заменили двигательную установку и установили дополнительные топливные баки. Впрочем, как показала практика украинских атак, вся эта модификация больших успехов ВСУ не приносит.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».