В последнее время в самых разнообразных изданиях высказывалось недоумение относительно того, зачем ВВС Китая хочет закупить партию новейших российских истребителей Су-57, к которым многие относятся скептически.
Китайский эксперт Ван Юнцинь, работающий над созданием истребителя пятого поколения J-31, отчасти дал ответ на этот вопрос: Су-57 поможет китайским конструкторам создать истребитель шестого поколения. А также стимулирует развитие китайского двигателестроения, чтобы оно смогло удовлетворять потребность новых истребителей в силовых установках.
Китай уже давно закупает у России турбовентиляторные двигатели с форсажной камерой. Всего приобретено больше тысячи единиц. Больше всего куплено двигателей для истребителей Су-27 — АЛ-31Ф. Есть и более свежие моторы — АЛ-41Ф1С, использующийся в истребителе Су-35С. И именно их устанавливают на китайские J-20. В связи с чем этот истребитель трудно отнести в пятому поколению, потому что самолет-«пятерочник», согласно предъявляемым к поколению требованиям, должен осуществлять сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме. Су-35С на это не способен. Значит, не способен и J-20, хоть китайцы крайне скупо раскрывают параметры своей новой военной техники. Так что купить несколько Су-57, досконально изучить двигатель и сделать такой же — для китайцев жизненно необходимо.
Однако в деле закупки этих истребителей существует целый ряд нюансов. Дело в том, самолет нельзя брать прямо сейчас. Потому что он будет продан с двигателем первой очереди — АЛ-41Ф1, разработанным в рыбинской двигателестроительной компании «ОДК-Сатурн». Он, конечно, полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к авиационным силовым установкам пятого поколения. И главные из них — полностью электронное управление и плазменное зажигание. Однако тяга, хоть недостаточной ее не назовешь, все-таки могла бы быть и побольше.
И побольше она была запланирована. В открытых источниках на Су-57 приводятся два варианта тяги и характеристик, от нее производных. Потому что было запланировано использование в истребителе и двигателя второй очереди, которому пока не присвоен индекс и который выступает под заводским номером — «изделие 30».
Этот новый двигатель создается тоже в Рыбинске. Но старт его разработки произошел позже, чем конструкторы занялись созданием АЛ-41Ф1. При этом имелся определенный задел. В 80-е годы в ОКБ Микояна-Гуревича проектировался «ответ на F-22» — МиГ 1.44. Именно для него был создан двигатель АЛ-41Ф, на основе которого и был сделан двигатель АЛ-41Ф1.
У микояновской разработки драматическая и поучительная судьба. При его создании были максимально использованы стелс-технологии не только в части покрытия самолета, но и отражающей радиоволны геометрии планера. Все вооружение убиралось во внутренние отсеки. ЭПР была порядка 0,3 кв.м. Мощная РЛС Н014 (правда, с пассивной фазированной антенной решеткой) обнаруживала цели с ЭПР 1 кв.м. на удалении в 250 км, что несколько лучше, чем у F-22. Бортовое радиоэлектронное оборудование имело открытую архитектуру. Говорили, что «русский F-22» развивал сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость на высоте с работающей форсажной камерой — 3200 км/ч.
Прототип в единственном экземпляре был построен в конце 90-х годов. А 29 февраля 2000 года, 20 лет назад, он совершил первый полет. Но в 2002 году, когда стало понятно, что ОКБ не вытянет проект, на «русском F-22» поставили крест.
Не будут китайцы покупать и экспортную модификацию самолета — Су-57Э. Потому что в нем, по всей видимости, будут установлены двигатели первой очереди. А им позарез требуется «изделие 30». И оно уже фактически готово. С новыми двигателями уже летает один истребитель. Еще несколько моторов готовы, испытаны и переданы на авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре.
Су-57 с новым двигателем приобрел феноменальную тяговооруженность. Сравнивать можно только с одним американским самолетом — F-22. При нормальной взлетной массе у Су-57 она равна 1,36 против 1,15 у F-22. При максимальной — соответственно 1,1 против 0,88.
Высокотехнологическая военная промышленность Китая развивается довольно причудливым образом. В КНР прекрасно развита электронная промышленность. Громадны достижения в ракетостроении. Военный флот уже перегнал российский и неумолимо догоняет американский. Сильна китайская спутниковая группировка. Однако с авиационными двигателями в Китае дело идет туго. Что, конечно, вопрос времени.
Для того чтобы заткнуть эту брешь, Китай предпринимает различные меры. Не только в плане развития собственной конструкторской школы, но и в заимствовании уже имеющихся разработок.
Так, в 2017 году была предпринята попытка купить украинскую двигателестроительную компанию «Мотор Сич». Было создано совместное предприятие с размещением производства в городе Чунцин. Начали строиться заводские корпуса.
Однако сделку сорвали американцы. Украине позарез нужны деньги, но пойти против Вашингтона в Киеве не решились.
Новости авиации: Продажа «Мотор Сич»: Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой
Военные новости: Китайский эсминец обстрелял лазером американский самолёт