Франция поможет Украине противостоять России в Черном море. Это следует из соглашения, которое на днях ратифицировала Верховная рада.
Документ представил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. Он, как выясняется, очень обеспокоен незащищенностью «незалежной» в условиях господства ВМФ РФ в Черном море и предлагает развивать украинский флот с участием иностранных инвесторов.
План Авакова включает в себя договоренности с французской стороной на получение средств под строительство двадцати патрульных катеров. Которые, по словам министра, просто необходимы Украине, чтобы защищаться от «российской агрессии».
Дело в том, признается он, что «из общего количества 69 единиц корабельно-катерного состава 80 процентов технически и морально устарели». А на ремонт понадобится слишком много ресурсов.
«Поэтому сегодня я предлагаю большой проект, …мы привлекаем кредитные ресурсы под 2,5 процента годовых в евро для того, чтобы отстроить 20 лодок. Каждая пятая будет у нас строиться в городе Николаев, таким образом, будет локализация. После чего мы в городе Николаев сможем строить лодки отечественного производства на 100 процентов», — заявил Аваков.
Собственно, о том, что Киев собирается приобрести два десятка французских патрульных катеров типа OCEA FPB 98 стало известно в июне прошлого года. По информации украинских СМИ, решение было озвучено вскоре после визита президента Зеленского в Париж, где он встречался с Эммануэлем Макроном и обсуждал в числе прочего историю в Керченском проливе, где Украина лишилась двух бронекатеров.
Не очень понятно, правда, как эти катера обеспечат им защиту в Черном море, поскольку в сравнении с Черноморским флотом РФ, это, скажем так, совсем не та «весовая категория». И, опять же, если у Украины такие проблемы с плавсредствами, как говорит глава МВД, то почему бы им не забрать свои корабли из Крыма, что Россия не раз предлагала сделать. Вместо того чтобы опять влезать в огромные долги…
— Сопоставление с Черноморским флотом все-таки некорректно, — считает военный обозреватель «СП», капитан 1 ранга запаса Сергей Ищенко. — Потому что речь, насколько я понимаю, идет о катерах для пограничной охраны.
Но тут следует обратить внимание на то, что все это идет от Авакова. То есть, у Авакова, возможно, есть какие-то свои бизнес-интересы именно во Франции. Потому что ранее они заключили контракт на поставку французских патрульных вертолетов. И тоже это было через Авакова.
Почему этим занимается не пограничная служба, а полицейское ведомство, я не могу сказать. Только в любом случае не стоит сопоставлять наш Черноморский флот и украинские катера.
Иначе говоря, они не войдут в состав Военно-морских сил Украины, а усилят морскую погранохрану, которая у них подчиняется совершенно другому ведомству — не Министерству обороны.
«СП»: — Но это Аваков говорит, что катера необходимы для противостояния флоту РФ в Черном море…
— Не знаю, зачем он так говорит. На потенциалы флота РФ и флота Украины это никак не повлияет. Потому что это совершенно другого назначения катера.
Что касается украинских кораблей, которые стоят в России с 2014 года, то их уже никто, конечно, не заберет. Вряд ли, я полагаю, их можно привести в порядок после шести лет отсутствия на них экипажей технического обслуживания.
Поэтому Украина такой вариант даже не рассматривает. Если бы хотели, давно бы забрали.
«СП»: — Они же в суд подали, что Россия «отобрала», а так придется иск отзывать…
— Думаю, единственная и последняя роль, которую должны сыграть эти корабли, стоящие сейчас в Крыму, — это как раз повод для очередных исков. Они нужны Украине для того, чтобы изображать жертву, а не для того, чтобы усиливать ВМСУ. Потому что усилить этим вряд ли уже возможно.
«СП»: — Что с верфями в Николаеве, где Аваков собрался строить «каждую пятую лодку»? Там все в порядке?
— Не в порядке. Совсем. И построить уже практически ничего невозможно.
Все, что они последнее время строили, они строили в Киеве на заводе «Кузня на Рыбальском», который принадлежит Порошенко. И, кстати говоря, резко перестали строить после того, как тот ушел с поста президента. Тут же Украина потеряла интерес к этим верфям.
А в Николаеве никто особо ничего и не строил все это время. Они выполняли какую-то часть гражданских заказов, но, по большому счету, там уже все деградировало. Во всяком случае, я думаю, что прямо сейчас Николаев вообще ничего не в состоянии строить.
В советское время там было три огромных судостроительных завода — «Океан», Черноморский завод, завод «имени 61 коммунара», но все они умерли. Какое-то время они еще выполняли гражданские заказы, как-то шевелились. Но от своих ВМС, от Министерства обороны получали заказы только на ремонт.
И то это был хилый ремонт. Скажем, не так давно там ремонтировался ракетный катер «Прилуки».
Вот это, вероятно, они еще могли сделать — старый-старый ракетный катер подлатать. А нового там ничего не строили для своих военных с 1991 года. Это совершенно точно.
Поэтому сложно сказать, как Аваков будет свое обещание выполнять.
Для этого надо сначала восстановить базу, надо восстановить заводы, откуда-то взять специалистов… Как они все это сделают?
«СП»: — А если говорить о модификации этих французских катеров, то, что они собой представляют?
— В принципе, речь идет о неплохих, вполне современных катерах FPB 98. Это достаточно крупный патрульный катер, длиною 32 метра, с алюминиевым корпусом. Стоимость его приближается к 8 млн. долларов за единицу.
Достоинством является скорость — до 35 узлов. Что довольно много. Экипаж 13−14 человек.
Как я понимаю, французы будут поставлять катера без вооружения, а в Николаеве на них будут ставить боевой модуль. Тот же самый, который они ставили на свои бронекатера типа «Гюрза».
Беда в том (это на «Гюрзе» доказано), что этот боевой модуль, включающий в себя 30-мм пушку, 30-мм гранатомет, пулемет и два ПТРК — противотанковых ракетных комплекса «Барьер», он имеет большой минус. Воевать им можно только в безветренную погоду. Потому что на волне в два-три балла все это оружие становится бесполезным.
Что еще интересно — «француз» будет дороже, чем бронекатер «Гюрза», который они до сих пор производили сами. Но, судя по всему, «Гюрза» приказала долго жить. Потому что, как и мы не раз писали, ее боевые достоинства очень сомнительные.
То есть, изначально это были речные катера. И морская волна даже в два-три балла для них, скажем так, просто предел возможностей. А в море все-таки достаточно часто бывает два-три балла, поэтому воевать на море эти катера практически не могут.
Теперь Украина фактически признала, что их катера никуда не годятся, и прекращает их производство. А деньги, которые есть, бросает на французские катера и будет на них ставить то же самое оружие, которое было на «Гюрзе».
Новости Украины: Чиновника Офиса Зеленского изолировали в спецкапсулу