В последние пять лет в России резко возросло количество автомобилей с госномерами Армении: они бросаются в глаза из-за характерно армянского шрифта. Зачастую машины принадлежат гражданам РФ, а причина их популярности — низкие таможенные пошлины. Долгое время власти закрывали глаза на эту лазейку, но в июле 2020 года в ряде регионов начались спецоперации по отлову таких машин. Мы разобрались, в чём тут дело.
Почему и как покупали автомобили из Армении
В 2014 году Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), но получила ряд преференций. Например, до 2020 года таможенные пошлины были примерно в 5−10 раз ниже, чем у нас. Так, при ввозе в Россию подержанных иномарок частные лица отдают таможне 48−54% стоимости (или таксу, зависящую от объема двигателя, но сопоставимую), а в Армении пошлина могла быть в районе 10%. Для полноразмерных и премиальных машин (из Армении везли в основном такие) это давало выгоду в сотни тысяч рублей, иногда — более миллиона.
Было ещё два плюса: сниженный транспортный налог, который в Армении уменьшается по мере старения машины, а также «невидимость» таких госномеров для российских камер видеофиксации.
Один из перекупщиков, Александр, рассказал нам следующее: «Покупателей таких машин можно на два класса разделить: это либо „понторезы“, кто хотел престижную и комфортную машину без лишних переплат. Покупали разное: и немецкий премиум, и Chevrolet Camaro. Либо это люди семейные, кому нужна большая машина вроде минивэна — спросом, например, пользовалась Toyota Alphard. В России минивэны не только дороги, но их просто сложно найти».
Автомобили оформляли либо на себя, либо на гражданина Армении, используя их по доверенности.
А можно ли въезжать с такими номерами в Россию?
В целом, можно. Пользователи «армянских» автомобилей полагались на основной принцип ЕАЭС — возможность перемещаться по его территории без лишней бюрократии. Въезд в Россию автомобиля с армянскими номерами ничем не ограничивался, и ряд перекупщиков рассказали нам, что при пересечении границы они не оформляли никаких документов.
А вот дальнейшее использование таких машин вызывает споры. Долгое время ни ГИБДД, ни таможня не проявляли к ним интереса, создавая устойчивую иллюзию «так можно». Но с июля 2020 года появился приказ МВД, который требует от региональных управлений «поработать» с любителями армянских номеров.
Не во всех регионах приказ исполняют одинаково, но, по нашей информации, «чёс» начался в Курганской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, в Ставрополье и ряде других регионов.
За что наказывают владельцев армянских номеров?
Армянские законы позволяли ставить автомобиль на учёт на российского гражданина: для этого делалась временная регистрация в Армении и оформлялась сделка. Но по закону о регистрации транспортных средств в России, поставить такую машину на учёт нужно в течение 10 дней после сделки купли-продажи. Естественно, это невыгодно, потому что в этом случае автомобиль попадает под юрисдикцию России, включая оплату пошлин. Поэтому этот шаг просто игнорировался.
Но за несвоевременную регистрацию грозит статья 12.1 КоАП. За первое попадание она предусматривает небольшой штраф (500−800 рублей), но за повторное в течение года — 5000 рублей или лишение прав на срок до трёх месяцев. Кроме того, закон допускает изъятие документов и госномеров, так что в режиме спецоперации у ГИБДД достаточно полномочий, чтобы прищучить владельцев таких машин.
Если же автомобиль принадлежит гражданину Армении, ситуация чуть сложнее. В течение года (ранее — в течение полугода) на такой машине можно ездить по России, если она используется для личных целей. Но после этого срока необходимо таможенное оформление, и, если его не было, водителю вменяют часть 1 статьи 12.3 КоАП — за отсутствие при себе таможенных документов. Штраф опять же небольшой (500 рублей), но сам автомобиль отправляют на штрафстоянку до устранения проблемы.
Такой логики придерживается ГИБДД сейчас. Логика эта не считается бесспорной: часть автовладельцев планирует оспорить её, и дойти при необходимости до Верховного суда РФ. В вопросе много казуистики, связанной с постепенной интеграцией Армении в зону ЕАЭС. Например, по ходу дела появились документы, которые приравнивают машины с армянской регистрацией к иностранным товарам и конкретизируют, что распоряжаться такой машиной может лишь человек, проживающий на территории Армении (это есть в договоре о присоединении). Как бы то ни был, сейчас ГИБДД ряда регионов проявляет к таким машинам повышенное внимание.
Что делать владельцам машин с армянскими номерами?
Вариантов несколько. Самый очевидный — затаиться и ждать, когда ситуация разрешится в ту или иную сторону. По мнению ряда экспертов, подобные акции обычно запускают в нескольких регионах, чтобы проверить реакцию населения. Распространят ли её на всю страну, пока неясно.
Судебные споры могут привести к тому, что появятся дополнительные разъяснения, а статус «армянских» машин станет более понятным.
Если же и суды, и ГИБДД подтвердят необходимость ставить такие автомобили на учёт в России, вариантов будет немного. Например, подчиниться, что потребует оплаты разницы в пошлинах. Либо же вернуться в Армению и продать машину там, хотя резкий наплыв «экс-российских» автомобилей приведёт к существенному падению цен на рынке страны. Наконец, машину можно продать по запчастям, но этот путь довольно хлопотен.
Почему власти заинтересовались автомобилями с армянскими номерами?
Основной профит от таких машин — экономия на таможенных пошлинах. Поэтому владельцы в первую очередь решили, что их «прессует» таможня. Но, судя по всему, это не так: шансов, что владельцы армянских машин начнут платить разницу пошлин, мало — зачастую эта разница сопоставима с остаточной стоимостью машины, так что проще скинуть её на запчасти.
Скорее, МВД заинтересовалось такими автомобилями по другой причине: из-за их «невидимости» для камер видеофиксации. Отсутствие единой базы данных не позволяет штрафовать в России владельцев машин с иностранными номерами, а кроме того, это делает возможной езду по доверенности. Бывший премьер России Дмитрий Медведев уже давал поручение силовикам навести порядок в этом вопросе, и, вероятно, нынешние проверки — следствие той инициативы.
На колесах
Названы признаки готовящегося угона автомобиля
В России начнут выдавать номера с новыми кодами регионов
Звание автомобиля года получил французский хетчбэк
В 3,4 млн автомобилях Toyota нашли дефекты
(420)
В последние пять лет в России резко возросло количество автомобилей с госномерами Армении: они бросаются в глаза из-за характерно армянского шрифта. Зачастую машины принадлежат гражданам РФ, а причина их популярности — низкие таможенные пошлины. Долгое время власти закрывали глаза на эту лазейку, но в июле 2020 года в ряде регионов начались спецоперации по отлову таких машин. Мы разобрались, в чём тут дело. Почему и как покупали автомобили из Армении В 2014 году Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), но получила ряд преференций. Например, до 2020 года таможенные пошлины были примерно в 5−10 раз ниже, чем у нас. Так, при ввозе в Россию подержанных иномарок частные лица отдают таможне 48−54% стоимости (или таксу, зависящую от объема двигателя, но сопоставимую), а в Армении пошлина могла быть в районе 10%. Для полноразмерных и премиальных машин (из Армении везли в основном такие) это давало выгоду в сотни тысяч рублей, иногда — более миллиона. Было ещё два плюса: сниженный транспортный налог, который в Армении уменьшается по мере старения машины, а также «невидимость» таких госномеров для российских камер видеофиксации. Один из перекупщиков, Александр, рассказал нам следующее: «Покупателей таких машин можно на два класса разделить: это либо „понторезы“, кто хотел престижную и комфортную машину без лишних переплат. Покупали разное: и немецкий премиум, и Chevrolet Camaro. Либо это люди семейные, кому нужна большая машина вроде минивэна — спросом, например, пользовалась Toyota Alphard. В России минивэны не только дороги, но их просто сложно найти». Автомобили оформляли либо на себя, либо на гражданина Армении, используя их по доверенности. А можно ли въезжать с такими номерами в Россию? В целом, можно. Пользователи «армянских» автомобилей полагались на основной принцип ЕАЭС — возможность перемещаться по его территории без лишней бюрократии. Въезд в Россию автомобиля с армянскими номерами ничем не ограничивался, и ряд перекупщиков рассказали нам, что при пересечении границы они не оформляли никаких документов. А вот дальнейшее использование таких машин вызывает споры. Долгое время ни ГИБДД, ни таможня не проявляли к ним интереса, создавая устойчивую иллюзию «так можно». Но с июля 2020 года появился приказ МВД, который требует от региональных управлений «поработать» с любителями армянских номеров. Не во всех регионах приказ исполняют одинаково, но, по нашей информации, «чёс» начался в Курганской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, в Ставрополье и ряде других регионов. За что наказывают владельцев армянских номеров? Армянские законы позволяли ставить автомобиль на учёт на российского гражданина: для этого делалась временная регистрация в Армении и оформлялась сделка. Но по закону о регистрации транспортных средств в России, поставить такую машину на учёт нужно в течение 10 дней после сделки купли-продажи. Естественно, это невыгодно, потому что в этом случае автомобиль попадает под юрисдикцию России, включая оплату пошлин. Поэтому этот шаг просто игнорировался. Но за несвоевременную регистрацию грозит статья 12.1 КоАП. За первое попадание она предусматривает небольшой штраф (500−800 рублей), но за повторное в течение года — 5000 рублей или лишение прав на срок до трёх месяцев. Кроме того, закон допускает изъятие документов и госномеров, так что в режиме спецоперации у ГИБДД достаточно полномочий, чтобы прищучить владельцев таких машин. Если же автомобиль принадлежит гражданину Армении, ситуация чуть сложнее. В течение года (ранее — в течение полугода) на такой машине можно ездить по России, если она используется для личных целей. Но после этого срока необходимо таможенное оформление, и, если его не было, водителю вменяют часть 1 статьи 12.3 КоАП — за отсутствие при себе таможенных документов. Штраф опять же небольшой (500 рублей), но сам автомобиль отправляют на штрафстоянку до устранения проблемы. Такой логики придерживается ГИБДД сейчас. Логика эта не считается бесспорной: часть автовладельцев планирует оспорить её, и дойти при необходимости до Верховного суда РФ. В вопросе много казуистики, связанной с постепенной интеграцией Армении в зону ЕАЭС. Например, по ходу дела появились документы, которые приравнивают машины с армянской регистрацией к иностранным товарам и конкретизируют, что распоряжаться такой машиной может лишь человек, проживающий на территории Армении (это есть в договоре о присоединении). Как бы то ни был, сейчас ГИБДД ряда регионов проявляет к таким машинам повышенное внимание. Что делать владельцам машин с армянскими номерами? Вариантов несколько. Самый очевидный — затаиться и ждать, когда ситуация разрешится в ту или иную сторону. По мнению ряда экспертов, подобные акции обычно запускают в нескольких регионах, чтобы проверить реакцию населения. Распространят ли её на всю страну, пока неясно. Судебные споры могут привести к тому, что появятся дополнительные разъяснения, а статус «армянских» машин станет более понятным. Если же и суды, и ГИБДД подтвердят необходимость ставить такие автомобили на учёт в России, вариантов будет немного. Например, подчиниться, что потребует оплаты разницы в пошлинах. Либо же вернуться в Армению и продать машину там, хотя резкий наплыв «экс-российских» автомобилей приведёт к существенному падению цен на рынке страны. Наконец, машину можно продать по запчастям, но этот путь довольно хлопотен. Почему власти заинтересовались автомобилями с армянскими номерами? Основной профит от таких машин — экономия на таможенных пошлинах. Поэтому владельцы в первую очередь решили, что их «прессует» таможня. Но, судя по всему, это не так: шансов, что владельцы армянских машин начнут платить разницу пошлин, мало — зачастую эта разница сопоставима с остаточной стоимостью машины, так что проще скинуть её на запчасти. Скорее, МВД заинтересовалось такими автомобилями по другой причине: из-за их «невидимости» для камер видеофиксации. Отсутствие единой базы данных не позволяет штрафовать в России владельцев машин с иностранными номерами, а кроме того, это делает возможной езду по доверенности. Бывший премьер России Дмитрий Медведев уже давал поручение силовикам навести порядок в этом вопросе, и, вероятно, нынешние проверки — следствие той инициативы. На колесах Названы признаки готовящегося угона автомобиля В России начнут выдавать номера с новыми кодами регионов Звание автомобиля года получил французский хетчбэк В 3,4 млн автомобилях Toyota нашли дефекты (420)