С февраля месяца стартовал серийный выпуск новых моторов отечественного производства ВАЗ 1.8 литров предназначенный в первую очередь для моделей Lada Largus, XRAY и Vesta. Внешне новинка слабо отличается от своих предшественников, основные изменения коснулись технической начинки, что в свою очередь привело к ряду положительных изменений. С этого момента новый двигатель АвтоВАЗ обладает изменёнными фазами газораспределения, узлом фазовращателя и рядом других положительных прогрессий, но обо всем по порядку.
Работа над двигателем 1.8 на АвтоВАЗе зародилась в рамках программы «Силуэт» в 2006 году. Инициатором в то время выступал глав.конструктор АвтоВАЗа Губа Владимир Иванович. Планировалось, что двигатель будет использоваться в производстве автомобилей «C» класса, а также для внедорожников, то есть 1.8-литровый мотор должен стать верхним в своей линейке. С этого момента закипела бурная деятельность, были составленны чертежи, а конструкторский отдел проработал даже самые мельчайшие детали, но руководство предприятия заморозило развитие силового агрегата по причине одобрения «C» класса в целом.
Очередной всплеск интереса к 1.8 двигателю появился через 2 года. В этот период стало понятно, что как самостоятельный проект 1.8 не вытянуть, поэтому было решено привязать его к уже существующей, наработанной площадке. Теперь специалисты АвтоВАЗа подошли к вопросу довольно практично и рационально. Для начала было решено проконсультироваться с зарубежными специалистами в области газораспределения. После целого ряда симпозиумов, встреч и совещаний взгляд российского производителя остановился на британской компании «Ricardo».
Уже через год в 2009 году АвтоВАЗ собрал свою первую партию моторов объемом в 1.8 литров с производительностью 122л/с, после чего все агрегаты были незамедлительно отправлены на производственное испытание в «Ricardo». Только после того, как британцы дало «добро» 1.8, в феврале 2016 года был поставлен в серию. Как мы уже упоминали самостоятельное существование ВАЗовского двигателя 1.8 литров для предприятия непозволительная роскошь, поэтому было решено выбрать в качестве донора - мотор ВАЗ-21127 с рабочим объемом в 1.6 литров.
Технические показатели нового двигателя кардинально отличаются от донорских, так новинка при своих 122 лошадках и 90кВТ имеет пик крутящегося момента 170 НМ. В следствии этого зона низких оборотов значительно выросла начиная уже со 1000 ОБ/минуту, автовладельцу доступно 127 НМ. А, это означает, что новый агрегат своему владельцу обеспечивает отличную приёмистость и позитивные эмоции на старте.
Очередным препятствием на пути к совершенству стало поиск решение проблемы с энерговооружённостью. Конструкторский отдел искал оптимальный компромисс между экономией топлива, мощностью и удовольствием от вождения. Было решено заменить коленвал с прежним ходом поршня 75.6 мм, на 84 мм, в таких условиях двигатель стал потреблять значительно больше воздуха. Но, здесь возникли другие препятствия, это сопротивление воздуху клапанов и газовых каналов. С возникшей дилеммой АвтоВАЗ обратился к британским партнерам из фирмы «Ricardo».
Опираясь на базу знаний и программное обеспечение «Ricardo» был проведен ряд точных расчетов динамики двигателя ВАЗ 1.8 литров после чего силовой агрегат получил такие модификации: обновленные газовые каналы, модуль впуска, увеличенный диаметр клапанов и прочее. Кроме этого фирма «Ricardo» специально для ВАЗовского мотора разработала комбинацию взаимоположений вихрей в цилиндрах горизонтального и вертикального направления. Результатом чего стало максимальное сжигание горючей смеси.
Очередным препятствием на пути к совершенству, это обеспечение достойной детонации стойкости мотора. В донорской версии с этим пунктом все в порядке, но оставался вопрос с температурным режимом. Здесь было решено изменить охлаждение блоков цилиндра, также была кардинально перекроена рубашка охлаждения головки блока, особое внимание было уделено притоку жидкости. В свою очередь это привело к значительной экономичности мотора за счет реализации большего угла опережения зажигания.
Достижением в развитии нового двигателя стало заметное снижение механических потерь. В этом секторе конструктора АвтоВАЗ предприняли целый комплекс мер: минимизировали потери газообмена, сделали более тонкими шатунные шейки, увеличили впускные каналы коллектора до 39 мм. За счет всех предпринятых мер новый двигатель стал лучше «дышать».
Как мы уже и говорили внешний вид нового 1.8-литрового двигателя внешне не сильно отличается от донорской версии. Производители решили оставить родные параметры хонингование цилиндров, а также межцентровое расстояние в 89 мм. А, вот расположение маслоканала изменило свою прописку, теперь он располагается между первым и вторым цилиндрами, которые в свою очередь связаны с главным каналом. Чтобы свести к минимуму износ колец поршня, в зоне перемычек цилиндров появились дополнительные 3-х мм каналы охлаждения, это значительно продлило жизнь поршневым кольцам.
При производстве двигателя ВАЗ 1,8 литров теперь используется селективная сборка, то есть во время выполнения работ автомат считывает маркировку нанесенную на блоки и коленвалы, после чего сборщику поступает сигнал, какую деталь необходимо взять. Немаловажный факт, порядковый номер двигателя теперь наноситься на левую сторону блока, чтобы при установке даже на полный привод номер легко считывался.
Для семейства Xray, Largus и Vesta на силовом агрегате разработаны дополнительные крепления на переднем торце. Кронштейны изготовлены из чугуна расположенные с правой стороны мотора и имеют резьбу и три отверстия № М10.
Переработан и коленчатый вал, который получил увеличенный ход в 84 мм и шатунные шейки уменьшенные в диаметре до 43 мм. В новом двигателе отсутствуют масляные каналы, которые успешно заменены на диагональные отверстия под названием "из шейки в шейку", что в свою очередь облегчает технологическую продувку. Чтобы минимизировать деформацию стенок цилиндров, была разработана специальная прокладка блока из металла с применением которой деформация цилиндра снизилась до 25мк,р.
У новой разработки ВАЗовского мотора появилась усовершенствованная «водяная рубашка». Песчаный стержень в ее основе в корне изменил свою структуру он стал более крупным, увеличился проход для охлаждающей жидкости. Изменившаяся система охлаждения привела к максимальной оптимизации. Появились в головке блока цилиндра и модернизированные газовые каналы, которые наполняют двигатель смешанным, вихревым потоком. Такой способ наполнения на сегодняшний день является самым экономичным, так как он может быть вертикальным или горизонтальным в зависимости от выбранного режима.
Система VVT или Variable Valve Timing - фазовращатель применяется АвтоВАЗом впервые, эта система велась в совместной разработке с «Ricardo». После длительных испытаний было решено установить фазовращатель только на впускном распределительном вале. В свою очередь готовый продукт ощутимо прибавил в мощности и снизил токсичность. Фазовращатели для АвтоВАЗ производятся в Германии фирмой INA.
Осталось только добавить, что новый двигатель ВАЗа 1,8 литров соответствует европейским стандартам Евро 5 и в этот самый момент АвтоВАЗ уже работает над Евро 6.