Так как аудиосистема напрямую не влияет ни на безопасность, ни на надежность автомобиля, музыка традиционно становится тем местом, где автопроизводители стараются сэкономить. Как правило, они не ставят в свои машины китайский ноунейм, который будет портить статистику поломок, а сотрудничают с именитыми производителями. Однако надо понимать, что почти у любого производителя есть бюджетные и простые решения, которые и идут в ход.
Если не брать во внимание премиум марки типа Lexus, BMW, Range Rover, Mercedes, то штатная музыка с завода — это ерунда на постном масле, годная разве что для прослушивания радио или колыбельных для детей.
Штатная акустика в бюджетниках и машинах среднего класса имеет узкий частотный диапазон, необъемную звуковую сцену и вообще делается по принципу «есть и ладно». Никто не заморачивается с созданием сцены, объемного звука, вибро- и шумоизоляцией дверей, подбором компонентов. Как правило, с нормальным головным устройством, музыка уже на двух третьих громкости начинает искажаться и похрипывать. Какие-то инструменты вообще теряются, получается каша.
И даже покупка Мерседеса не гарантирует хорошего звучания. Как правило, в машинах премиум класса по умолчанию ставится музыка среднего качества, а вот за доплату в 200+ тысяч рублей уже предлагают действительно хорошую музыку типа Mark Levinson, Harman Kardon, Bang&Olufsen, Focal и так далее.
В общем, если хочется в дороге наслаждаться не только радио, но и слушать музыку разных жанров, надо менять штатную акустику на новую.
Многие, кто никогда не слышал, как звучит хорошая акустика, считают, что им то с музыкой в машине повезло, но, повторюсь, в 99% случаев (если не брать в расчет премиум автомобили) это не так.
Я не буду вдаваться в сильные дебри по поводу того, как сделать, чтобы машина заиграла по-новому и качественно, не буду говорить о настройках, материалах, проводах, контактах, технологии производства и так далее. Расскажу лишь, что нужно сделать обязательно, так сказать, для чайников. Чтобы далекий от автозвука человек примерно понимал стоимость. А тем, кому нужно, чтобы было лучше всех и кого бюджет неограничен, лучше обратиться в профессиональную студию автозвука с хорошими отзывами и победами в конкурсах.
Многое зависит от головного устройства. Если магнитола умеет читать все форматы, имеет блютус, usb, слот для SD-карт и так далее — это не говорит, что она будет выдавать качественный звук. Одной только заменой головного устройства можно улучшить качество звука. Но улучшение это будет не радикальным, поэтому идем дальше.
И вот ещё одно важное замечание. Производители прекрасно понимают, что большая часть потребителей смотрит на то, что видно и не особо понимает в том, что спрятано от глаз. Поэтому делают большой монитор, красивую подсветку, большую встроенную память, дизайн, много бесполезных функций, но технические характеристики и используемые детали оставляют желать лучшего.
Так что не ведитесь на китайские ноунейм-магнитолы с сенсорными экранами, Android Auto и огромной памятью, лучше купите качественную японскую или европейскую 1DIN магнитолу с качественными компонентами и жестким контролем-качества. Она будет не такой крутой внешне, зато играть будет лучше.
Практически у всех головных устройств есть встроенный усилитель. Но он скорее для галочки, нежели для серьезных целей. Встроенный усилитель реализует возможности только самых бюджетных динамиков.
Вообще роль усилителя в народе очень часто недооценивают. Люди покупают дорогие динамики, иногда меняют головное устройство, но экономят на усилителе (а он часто стоит столько же, сколько хорошее головное устройство или комплект хороших динамиков). В итоге без усилителя динамики играют только на 30% от своих возможностей и человек разочаровывается в автозвуке, сожалеет и потраченных деньгах или вообще не слышит разницы между «было» и «стало».
Лучше купить динамики и головное устройство попроще, но не экономить на усилителе. В итоге будет громче и качественнее, потому что динамики будут отыгрывать на 100%, а вы будете слышать разницу и понимать, на что потратили деньги.
У динамиков очень много характеристик. Часто смотрят на максимальную мощность и количество. Но это чисто маркетинговые характеристики, которые любят выносить на упаковку. Они не играют вообще никакой роли. Максимальная мощность — это вообще какая-то абстрактная величина, которую вы никогда не получите. Число полос не так важно, как материал из которого сделаны диффузоры и все остальное. Не имеет никакого значения размер магнита, на который так часто смотрят.
Не стоит покупать акустику от неизвестных производителей. Это, как и с любой техникой и автомобилями. Нельзя просто так взять и сделать хороший продукт класса Hi-Fi или Hi-End, если нет опыта. Даже если поставить самые дорогие компоненты и использовать дорогие материалы. К тому же дешевая акустика служит обычно не дольше нескольких лет.
Если вы решили подключать динамики напрямую к головному устройству (чтобы было максимально бюджетно), то надо покупать динамики с сопротивлением не менее 4 Ом и чувствительностью порядка 92 дБ.
И не надо думать, что чем дороже, тем лучше. Не всегда так — это раз. А два — зачастую от более дешевых динамиков можно добиться лучшего звука за счет правильной установки. Например, звук от динамиков за 3000 рублей, которые установлены в дверь на деревянный подиум с шумо-и виброизоляцией будут звучать лучше в 90% случаев, чем динамики за 6000 рублей, установленные на металл.
Если вы хотите иметь сочный бас, никакие динамики (даже «блины») не дадут вам того, что даст простенький сабвуфер. Просто из-за своих размеров и хода диффузора. Саб не обязательно должен быть огромным и занимать полбагажника. Он вполне может быть компактным или даже активным (тогда не понадобиться покупать отдельный усилитель).
Количество динамиков в машине не играет решающего значения. Мощность и громкость — это не самые важные параметры. Гораздо важнее, чтобы акустика была компонентной.
Высокочастотники лучше ставить на уровне ушей или хотя бы груди (в стойках). Если они будут играть в ноги, вы их не услышите. Направлять их нужно в сторону слушателей. Ещё лучше, если будет отдельный канал для баса (саб). Саб можно размещать в любой части салона или даже багажнике. Тогда будет максимально качественно и глубоко.
Все это не удастся сделать без кроссовера, главное предназначение которого, разделение частот и отправка их на нужный канал. То есть басы кроссовер отправляет на саб, высокие частоты (флейты и всякое такое — на твитеры), а все остальное — на среднечастотники.
Про установку я уже местами говорил. Она не менее важна, чем выбор компонентов. Если кратко подытоживать, то важно обеспечить жесткое крепление к массивной детали. Если это не штатный пластиковый подиум, или вы крепите динамики большего размера, чем штатные, важно сделать подиумы или кольца-проставки из толстой фанеры или дерева.
Ещё сильно улучшит звучание даже локальная шумо- и виброизоляция. Если нет денег на полную шумку, то хорошо хоть как-то проклеить хотя бы двери. Если и на двери нет денег, то крайне желательно проклеить хотя бы места напротив тыльной части динамика. Для этого нужен лоскут поглощающего материала. Это будет совсем недорого и сделать можно самому. Уже это в значительной мере устранит нежелательные резонансы и призвуки от вибрирующего металла.
Строго говоря, не всем нужен в машине хороший звук. Так же, как и не всем нужен смартфон с хорошей камерой и топовыми характеристиками. Если вы день и ночь гоняете на машине по разбитым дорогам с пассажирами и слушаете радио, хорошая акустика вам не нужна.
Теперь о стоимости. В принципе сильно улучшить звук можно и полумерами. Например, поставив хорошую голову вместо штатной. Или установкой усилителя. Да даже проклейка дверей или локальная виброизоляция улучшит звучание даже штатной акустики. Всё зависит от бюджета.
Я на модернизацию звука в своей машине потратил примерно 48 000 рублей. У меня надо сказать получилось звучание хорошего уровня. Это не топ, но и далеко не бюджетный уровень. Я бы сказал, средне-продвинутый уровень. Не для конкурсов, а для уха.
Играет моя машина теперь намного лучше того, что было штатно, примерно на уровне тех систем, которые ставятся в недорогой премиум (типа Мерседеса А-класса без опционального музыкального пакета, Mazda с акустикой Bose и так далее). Можно было бы улучшить звук и за в два раза меньшие деньги. А если есть 100 тысяч, то можно было бы сделать ещё лучше и качественнее.
Названы самые практичные в жару авто
ГИБДД: управлять самокатами можно с 7 лет
На трассе Москва-Санкт-Петербург увеличили скорость движения авто
В России за пять лет в три раза увеличилось число электромобилей