На смотровую площадку Южной бухты, что у знаменитого Матросского клуба, лихо вырулил «горбатый» ЗАЗ-965 ярко-голубого цвета.
Получается каламбур, однако самое интересное было не в самой ретро-машинке 1963 года выпуска. Впереди и сзади на моторном капоте висят номерные знаки 154 региона. Кто не знает, это Новосибирская область! Невероятно представить, что супер-бюджетное отечественное авто, давно разменявшее полувековой возраст, проделало путь в 4500 км. И на днях возвращается обратно домой, на родные сибирские просторы!
Севастопольские любители автомобильного антиквариата привыкли к разным экземплярам четырехколесной техники. Тут постоянно бывают автовыставки и ретро-пробеги. Например, накануне Дня Победы-2021 прошло ралли «Нахимов», когда перед колоннадой Графской пристани выстроились уникальные образцы от «Бьюика» 30-х годов, когда-то принадлежавшего адмиралу Октябрьскому, до легендарной советской трехтонки ЗИС-5, чудом переправленной из Одессы. Сверкал цветным лаком целый набор шикарных «Волг» самых разных моделей, презентованный московским автомобильным историческим обществом «Горький-классик». Традиционно стартовали от площади Нахимова в праздничное путешествие по крымским дорогам «Победы» и дорогущие «Чайки».
Однако все это в лучшем случае прикатило из обеих российских столиц или принадлежит коллекционерам полуострова. Уже в августе из Москвы в Крым прибыл автопробег «Золотое кольцо Боспорского царства». Прямо на плато Ай-Петри припарковались уникальные Шевроле Камаро и седан Деливери, Додж Чарджер Дакота и другие раритетные машины. Понятно, каждая из них стоит ну очень серьезных денег. Чего не скажешь о ЗАЗе-965 из Новосибирска.
Первый советский микролитражный «Запорожец» когда-то имел цену 1.800 рублей — «20 средних зарплат СССР». Ну или тысяча бутылок водки, которая стоила в начале 60-х почти смешные 1 рэ 80 коп.
Хотя в гараже семьи Чанчиковых есть пара весьма приличных иномарок, в путешествие на юг папа, мама и двое сыновей выбрали именно «горбатого». Дорогу до Крымского моста преодолели за шесть суток. Расход топлива — около восьми литров на 100 км с учетом затяжных подъемов и внушительного груза на крыше. Там разместились багажный бокс с вещами, запасная канистра бензина и разное туристическое снаряжение.
Глава семейства Александр своими руками восстановил «Запорожец», перебрав практически все детали и самостоятельно перекрасив кузов. До сих пор Александр Чанчиков восстанавливал старые мотоциклы. «Горбатый» стал его первым реконструированным автомобилем. Вот что он рассказал восторженным зрителям и «СП» на смотровой площадке у Матросского клуба:
— Салон полностью идентичен, за исключением передних сидений. Сидения для дальнего путешествия специально от «Тойоты», на родных далеко ездить невозможно. Задний ряд родной, только современные чехлы. В остальном без переделок".
«СП»: — Двигатель тоже родной?
— Нет, от следующей модели ЗАЗ-968, 40-сильный. На дальние путешествия я поставил именно его. Оригинал на самом деле очень древний, запчасти трудно найти. Но этот тоже запорожский, воздушного охлаждения.
«СП»: — Кондиционера нет. Как по крымской жаре ездите?
— Роль кондиционера выполняют форточки. Они замечательно выполняют свою функцию. Их надо просто открыть шире, и автомобиль продувается шикарно. Наши отцы и деды так ездили.
Сначала Чанчиковы объездили западное побережье солнечного полуострова вплоть до Евпатории, поселка Черноморское и мыса Тарханкут. Отсюда направились в Севастополь. При вполне ожидаемых трудностях нынешнего путешествия отпуск у новосибирцев получился незабываемым. Кроме красоты пейзажей супруга Ольга полна впечатлениями от общения с людьми: «Все время фотографируют, машут, сигналят. Когда только тормозим где-нибудь, окружают нас, расспрашивают, селфятся, даже аплодируют. Все хотят посмотреть, всем очень интересно».
По ее словам, особой проблемой стали сотрудники ДПС: «Останавливают каждый раз, чуть ли не на каждом посту. Никаких претензий или замечаний, а просто так, чтобы посмотреть. Желают счастливой дороги, интересуются, чем помочь, но это заметно увеличивает время в пути».
Сибиряки дружно заявили севастопольским журналистам, что за все время крымского вояжа их «Запорожец» не имел ни одной сколь-нибудь серьезной поломки. Как раньше говорили: «Советское — значит отличное!».