Renault рассматривает возможность передачи прав собственности на свою долю в АвтоВАЗе некоему российскому инвестору. По вине французов завод простаивает, работает только одна линия — собирают «Нивы». Однако в подобной ситуации речь должна идти о национализации иностранной собственности, именно об этом недавно заявляли российские власти. Тем более, что российские активы во Франции арестовывают без какого-либо зазрения совести.
Ситуация непонятная. По идее, для иностранных компаний ещё в начале марта было предложено три варианта. Первый — не уходить. Второй — временно передать свою долю под управление местного партнёра. Третий — остановить производство, то есть разругаться с Россией вдрызг. В этом случае российские власти обещали всё отобрать.
«Мы будем вмешиваться через процедуру ускоренного банкротства, так как абсолютным приоритетом для нас является сохранение занятости и социальное благополучие наших граждан», — заявил тогда первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Месье вроде как верещат, что «намерены действовать ответственно в отношении 45 тысяч своих сотрудников в России». Вместе с тем, запчасти в нашу страну не везут. Дескать, они высокотехнологичные и попадают под санкции, а мы законопослушны. То есть банальным образом юлят. Сборочное производство в Москве — чёрт с ним, это не завод, так, фикция. А вот АвтоВАЗ — это уже серьёзно.
В настоящий момент лягушатники самоустранились от управления производством, российские работники и местные власти решают проблемы автогиганта без них. Вроде как успехи есть, завод должен вскоре заработать. Но не на полную мощность, что опять-таки важно.
«Поставщики электронных компонентов для АвтоВАЗа найдены, это компании из стран Азии. Раньше времени называть поставщиков не стоит. Тем более, что этот вопрос всегда договорной. Пока сотрудники АвтоВАЗа будут находиться в отпуске, компании предстоит найти возможность укрепиться по запасам материалов и комплектующих, чтобы в дальнейшем продолжить работу. В первую очередь, следует настроить вопросы логистики, вопросы импортозамещения. Вы знаете, что наши конструкторы уже работают над тем, чтобы в кратчайший срок найти варианты решения этой задачи, наработки здесь есть», — объяснил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.
Какого такого «импортозамещения» — непонятно. Судя по всему, под ним чиновник понимает поиск альтернативных поставщиков комплектующих, информации о планах восстановления заводов по производству тех же ЭБУ («мозгов») к моторам нет. Блоки «Январь» на отечественной элементной базе для ВАЗовских авто ранее производили в Зеленограде (НПО «Квант»), предприятие было уничтожено в начале 2000-х. Теперь в его корпусах офисные помещения и склады, а также «отвёрточная» сборка всякой электроники из импортных компонентов. О планах воссоздать НПО «Квант» ничего не слышно.
Но пока хотя бы так, при помощи китайских деталек, ведь помимо завода в Тольятти других производств легковых автомобилей в России не осталось. На ГАЗе выпуск «Волг» давно прекратили, УАЗ дышит на ладан — многие комплектующие, включая КПП и РК там импортные. «Москвич» убили давным-давно, ещё при Лужкове. «Ижмаш» — по сути, завод-спутник АвтоВАЗа, отдельно он существовать не в состоянии.
Как бы всё — приплыли. Да и в Тольятти после того, как там похозяйничали «жабоеды», всё очень грустно. Заводы-смежники по производству автокомпонентов закрыты, модельный ряд в плане отечественных машин практически уничтожен. Осталась лишь «Нива» (вместе с «Шнивой» — там вся начинка идентичная) и «Гранта». Как говорится, кушайте и не обляпайтесь.
В-класса нет, «Калина» не выпускается. Потому, что у «лягушни» был Logan, конкурент ему не нужен. Собственно, производство «Нивы» тоже хотели прикрыть — у Renault имеется Duster — но, к счастью, не успели. Ровно как и похерить «Гранту». Повезло.
«Россияне в 2022 году будут вынуждены перейти на автомобили отечественного производства на фоне ухода с рынка иностранных компаний. АвтоВАЗ планирует выпускать импортозамещающие модели: „Гранту“, „Ниву“, „Шевиниву“ и „Весту“. Однако, например, „Гранта“ лишится ABS и ESP, а также системы „ЭРА-ГЛОНАСС“ и подушек безопасности. Волжский автозавод выпускал машины без ABS и раньше, так что необходимый опыт у компании есть. Если европейские и японские марки не вернутся на российский рынок, то гражданам придется ездить на моделях АвтоВАЗа», — считает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
На счёт «Весты» сомнительно, данный автомобиль более чем на 50% состоит из привозных деталек. Де-юре меньше, но де-факто именно так, стоит учесть фактор так называемого «скрытого импорта». Это когда узел с надписью «Сделано в России» на поверку оказывается привозным.
Моторов Nissan HR16 DE (1,6 л, 114 л.с.), понятное дело, больше не будет, ровно как и роботизированных КПП. Если «Весты» и продолжат выпускать, то только с силовым агрегатом ВАЗ 21129 (1,6 л, 106 л.с.). Более мощный ВАЗ 21179 (1,8 л, 122 л.с.) имеет слишком много импортных компонентов. Клапаны от Mahle, датчики Bosch, помпа системы охлаждения и маслонасос от GMB, шатунно-поршневая группа — Federal Мogul, топливная рампа — Continental, автомат натяжения ремня ГРМ — INA, и так далее. Всё навесное — аналогично. Дроссельная заслонка — без механического привода, электронная, к ней импортный же ДМРВ. Чей коленвал непонятно. Иными словами, всё грустно.
Вне всякого сомнения, своей деятельностью знающие толк в извращениях месье нанесли России огромный ущерб. В плане автопрома. Не привнеся ничего нового, они разрушили то, что было до них, причём намеренно. И за это стоило бы ответить. Впрочем, формулировка о «передаче прав собственности» внушает сдержанный оптимизм, о продаже вроде как не говорится. Да она и не может состояться, так как Renault балансирует где-то на грани второго и третьего варианта «по-Белоусову». Скорее ближе к третьему, а учитывая их вредительство — точно последний случай.
Тем более, компания государственная, а правительство Франции в последнее время арестовало российских активов на десятки миллиардов евро. С ценой АвтоВАЗа это даже не сопоставимо. С бизнесом концерна в России — тем более.
Кстати, теряют «жабоеды» многое, после Франции российский рынок Renault на втором месте. У себя дома в 2021 году они продали 521 тысячу авто, а в России — 482 тысяч, то есть всего на 39 тысяч меньше. Больше нигде такого успеха нет, те же немцы (Германия — третий по величине рынок для концерна) купили всего 178 тысяч машин с ромбом на фальшрадиаторной решётке. На нашем рынке Renault зарабатывал около 2,2 млрд. евро в год, теперь этих денег не будет. Ну, их проблемы.
Денег не будет, еды — тоже. В связи с санкциями поставки лягушатинки с берегов Волги во Францию тоже прекратились. Местные производители жабьих лапок в шоке, ведь больше никому этот специфический «деликатес» не нужен.
Кому достанется 68% уставного капитала пока непонятно, судя по всему, какой-то «временной» российской фирме. Renault не сможет передать свою долю совладельцу АвтоВАЗа Ростеху, так как в его отношении введены санкции.
Хочется ещё раз выразить надежду, что именно передать. Когда нас грабят, изображать рыцаря на белом коне не только глупо, но и смертельно опасно. Вместо воодушевления у людей настанет апатия, а потом придёт и злость. Уже приходит. Не на иностранцев, с ними как раз всё понятно — враги и есть враги. Снабжение импортных воров народными деньгами люди не поймут и начнут думать совсем о плохом. Чем это может закончится, догадаться несложно.
Напротив, налаживание связей на постсоветском пространстве всем понравится.
«Мы должны работать над формированием новых производственных цепочек. Сегодня этот тезис еще более актуален с учетом необходимого решения задач по импортозамещению», — заявил госсекретарь союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев.
В плане автокомпонентов у белорусов есть чему поучиться, та же группа Fenox может серьёзно помочь российскому автопрому. Тем более, что сейчас, скорее всего, у них проблемы. Компания активно сотрудничала с такими гигантами, как TRW, выполняя для них заказы, но санкции… Значит, можно переориентировать ей на работу с АвтоВАЗом. После того, как оттуда пинком под гридницу выгонят «квакушек».