Перед Новым годом питерский завод южнокорейского концерна Hyundai-Kia частично возобновил свою работу, однако его продукция нам не достанется. Точнее, напрямую в автосалоны РФ она не попадёт. Судя по всему, машины будут, как и сейчас, поставляться по так называемому «параллельному импорту», и их цена не уменьшится.
Питерское предприятие Hyundai Motor Manufacturing Rus вновь штампует кузовные детали, сваривает кузова и всё это красит, иные работы не производятся. Всё «железо» прямым ходом отправляется за границу, в адрес сборочного завода Hyundai Trans Kazakhstan в Алма-Ате. Планов по возобновлению полноценного выпуска автомобилей — насколько то, что происходило там ранее, можно назвать выпуском — пока нет.
Работников продолжают увольнять, сколько в итоге останется — непонятно. Судя по всему, лишь те, кто задействован на вышеозначенных операциях, другой персонал пока не нужен. И будет ли нужен — непонятно. Вряд ли.
«Hyundai Motor рассматривает план продажи своего российского завода из-за невозможности вести нормальную финансовую деятельность. Хотя продаж нет, затраты на рабочую силу, счета за электричество и воду, а также налоги на содержание завода приходится платить», — такую информацию прошлой осенью сообщило одно южнокорейское издание .
Аналогичные разговоры — на уровне слухов — ходили и в нашей стране. Что продать-то завод хотели, но не осилили — никто не купил. Потому, что никому не надо. Китайцам проще и дешевле гнать сюда готовую продукцию, а иных претендентов и нет. Государство не купит, властям хватает московского завода Renault.
Именно поэтому актив решили просто использовать — в той мере, в которой корейцам позволили их американские хозяева. А именно для временного производства комплектующих, которые пойдут на иные рынки. В данном случае — для Казахстана.
Там машины Hyundai и Kia столь же популярны, но купить их теперь непросто — всё вымели россияне. Не столько частные лица, отправившиеся туда за легковушкой, сколько перекупщики. Уже дошло до того, что гражданам РФ в казахских автосалонах авто не продают.
Мощности Hyundai Trans Kazakhstan довольно ограничены, и есть все основания предполагать, что их могут увеличить.
«Содержать завод с огромным количеством рабочих по нынешним временам более чем накладно, поэтому производство кузовов для Казахстана и возродилось. Понятно, что это не решение всех проблем, потому что завод мог выпускать 220−250 тысяч машин, а сейчас станет делать 20 тысяч кузовов — больше Казахстану не нужно. Это не решение проблем, это поддержание на плаву хотя бы части заводского оборудования и части трудового коллектива», — рассуждает автоэксперт Игорь Моржаретто.
В продолжение данной логики вполне естественным шагом может стать перенос сначала части, а потом и всего оборудования из Санкт-Петербурга в Алма-Ату. Дабы убрать транспортные и иные издержки. Таскать готовые кузова за несколько тысяч километров очень накладно, а листовой металл можно найти и на месте. Не обязательно российский, как вариант — индийский, китайский или какой-нибудь ещё.
А вот после того, как в Казахстане заработает крупномасштабное сборочное производство, машины могут массово пойти и на наш рынок. Правда, произойдёт это отнюдь не завтра, подобные переезды за один день не случаются. Нужно сперва построить новые цеха, потом потихоньку всё аккуратно перевезти, смонтировать, отладить, запустить, Затем набрать и обучить дополнительный персонал, организовать логистику по комплектующим и т. д. Год, а то и все два.
Где будем брать столь полюбившиеся нам Hyundai-Kia? Во Владивостоке — точно не вариант. Южная Корея там вроде как рядом, но цены в этом городе какие-то неправильные. К примеру, Hyundai Solaris 2022 г/в, 1.6 л (123 л.с.) АКПП «от неофициального дилера» стоит там от 1,9 млн. рублей. Hyundai Creta, тоже прошлогодний, с тем же ДВС и тоже на «автомате» — от 2,5 млн. рублей.
Для контраста: те же машины, а тех же комплектациях, с теми же моторами и трансмиссиями обойдутся в московских автосалонах (уже тоже неофициальных!) соответственно от 1,6 млн. рублей и от 2,0 млн. рублей. Это, конечно, тоже очень дорого, но цены во Владике как-то совсем за гранью добра и зла.
Правда, то, что пока стоит в столичных автосалонах — либо «остатки былой роскоши» (складские запасы), либо ввезённые из того же Казахстана транспортные средства. В мелких автосалонах — точно казахские машины, в этом не стесняются признаваться.
«Да, из Казахстана. Проблем никаких, у нас единое таможенное пространство, да и ПТС на все авто уже имеются, российские. Берите пока есть, в ближайшее время поставок Hyundai не ожидается. Аналогичные Kia? Не знаю пока, но вроде не обещали. Перезвоните где-то после 10-го января, тогда появится информация», — рассказали в одном подмосковном автосалоне.
Не всё понятно и с запчастями, корейский «оригинал» стремительно исчезает. К примеру, ступица заднего колеса Hyundai-Kia 52750-F9100 (применяется на многих моделях) мало того, что стоит теперь от 10−12 тысяч рублей, так ещё и присутствует в весьма ограниченных количествах. По сути, на столичном авторынке из осталось всего несколько штук, того и гляди кончатся. После чего придётся переходить на низкокачественные заменители — Stellox, FENOX, Febest и прочий Patron.
«Японский „оригинал“ начал исчезать ещё осенью, по Toyota, Mitsubishi и Nissan не стало даже прокладок, не говоря уже про более сложные детали. Хорошие заменители — те же Koyo, если брать подшипники — тоже уже пропали. По корейцам идёт аналогичный процесс. В общем, запасайтесь запчастями и расходниками — „оригиналом“ и хорошими аналогами, пока они ещё есть в продаже. Спешите — вскоре на прилавках останется лишь нечто непонятного происхождения», — советует директор мультибрендовой СТО Алексей.
Как несложно догадаться, российских изделий — запчастей и расходников — за прошедший год не появилось. Вообще. Никаких. На территории РФ не построено ни одного завода по выпуску автокомплектующих. Нет даже подшипников. Дошло до того, что РЖД станет закупать их в КНР и… в Узбекистане! Там их производят, а в России — нет. А ведь ещё недавно советские подшипники продавались по всему миру и пользовались спросом как недорогой и качественный товар. Но все заводы по их производству разрушены, а нынешние власти ничего не делают для того, чтобы их восстановить.
По самым скромным оценкам за 2022 год из России было выведено полтриллиона долларов, есть и оценки в два-три раза больше. Но даже минимальной суммы хватило бы на множество подшипниковых заводов, на заводы по выпуску автокомплектующих, шин, электроники (пока самой простой) и всего прочего. К тем же Hyundai-Kia, коих по дорогам РФ ездит великое множество, и не только. Не построено ничего! Более того, никто и не собирается этим заниматься.
«Экспортёры что делают? Они поставляют сырьё за копейки, которые тут же при этом уходят из страны. То, что имеет бюджет, это крошки, которые просыпаются с господского стола западных монополий. Это колониальная система! Россия с экономической точки зрения является классической, абсолютной колонией», — возмущается зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Совершенно очевидно, что при такой экономической модели никакого будущего у нашей страны нет. И у автомобильной промышленности в частности. Да и вообще на чём мы будем ездить завтра и будем ли вообще — очень хороший вопрос.