Ситуация на рынке автоуслуг в целом стабилизировалась, цены ушли обратно приблизительно на уровень 2021 года. Правда, отнюдь не везде. Однако особо жадные предприниматели сейчас распродают оборудование и вывески, потому купить подъёмники, шиномонтажные станки, сканеры и прочие инструменты можно очень выгодно. Чем и пользуются граждане — обслуживание и ремонт машины своими силами вновь становится популярным делом.
«Средний чек одного платежа за обслуживание автомобиля в этот зимний сезон вырос до 1 444 рублей, годом ранее он составлял 1 393 рубля, рост на 3,6%», — говорится в исследовании одного банка.
Означенные 3,6% - просто ни о чём, в рамках статистической погрешности. То есть можно говорить о том, что цены на СТО за год не изменились. Но так ли это?
Весной 2022 года многие автосервисы срочно переписывали прайс-листы на проведение работ, особенно усердствовали в начале марта, когда курс доллара скакнул до 120 рублей. К примеру, на одной подмосковной СТО замена масла тогда подорожала с 800 рублей сразу до 1500 рублей. Как связан курс американской валюты и цена на работы, имеющая сугубо отечественную себестоимость, объяснять отказывались. «Всё сейчас подорожает» — аргументы были только такие.
Автозапчасти, действительно, сильно подорожали — в два-три раза. Но это отнюдь не повод для того, чтобы поднимать цены на обслуживание. Хотя для кого как…
«У ряда наших коллег есть такая „формула успеха“ — стоимость установки запчасти не должна быть меньше её цены. Мы такой подход никогда не применяли, так как он порочен в принципе. Постоянным клиентам можем что-то и вовсе бесплатно поставить, если оно не особо сложно и недолго. С ростом цен на детали многие конторы, которые придерживались вышеозначенного принципа, стали задирать и цены на услуги. Итог оказался закономерен — люди просто перестали к ним ездить. Наша СТО прошлом году цены вообще не поднимала. Не скажу, что они у нас низкие, скорее, даже выше рыночных. Но жадность ведёт к бедности, а мы хотим и дальше работать», — объясняет директор мультибрендовой СТО Алексей.
На упомянутом выше автосервисе в Мособласти замена масла нынче стоит уже не 1500 рублей, а 900 рублей. Одумались. То есть рост всего на 12,5%. Тоже неприятно, но пусть. Более-менее в рамках означенного Росстатом уровня официальной инфляции и намного ниже реальной. СТО выжила, одно время пустая стоянка перед её воротами снова набита машинами. Владельцы сделали выводы. Правильные.
Однако расслабляться не стоит, а то получится как в известном анекдоте про кошечек. Ряд недобросовестных участников рынка решил, что если уж не получилось поднять цены официально, то нужно сделать это хитростью.
«Приехал на комплекс работ, включая замену масла, тормозных колодок и так далее. Расплачиваюсь, точнее, собираюсь — проверяю заказ-наряд. И смотрю, что в нём фигурирует снятие-установка защиты ДВС, которой у меня никогда не было. Подошёл к авто, посмотрел — может мне чужую защиту поставили по ошибке. Нет, не поставили.
Спрашиваю — это вообще что? Мне в ответ — ничего не знаем, платите, как написано, а то машину не выпустим. Хорошо, говорю, не выпускайте. Только сейчас я вызову полицию по факту кражи у меня означенной в документах защиты двигателя. Как они забегали… Прискакал начальник СТО, начал орать матом, заказ-наряд тут же переделали. В общем, туда я больше не ездок. Даже не извинились, твари", — рассказывает на популярном портале по обмену опытом один автолюбитель.
И делится контактами жуликов. Родина должна знать своих «героев»!
Не стоит думать, что подобным грешат лишь «независимые» автосервисы. Как отмечают эксперты, так называемые «официальные дилеры» (ОД), которые теперь уже совсем не официальные — ведь зарубежные концерны покинули российский рынок! — жульничают ещё похлеще. И отнюдь не на 300−500 рублей, которые просят за демонтаж-монтаж защиты ДВС, тут левые работы могут оцениваться и в десятки тысяч рублей.
400−500 рублей в час — столько в столице стоит аренда тёплого бокса с подъёмником или ямой, оснащённой домкратом (ямной траверсой). Если посуточно, то в разы дешевле. Инструмент свой, разве что компрессор будет в наличии — без сжатого воздуха работать грустно. Но это отнюдь не правило, а пока скорее исключение. Но рынок данных услуг развивается, так как спрос есть.
«В прошлом году, точнее, в самом конце 2021-го, купил гараж, в расчёте на то, что он подорожает. Но цены, наоборот, упали. Потолки там высокие, около 4 метров, поэтому купил подержанный китайский подъёмник типа Т4, установил его, и теперь сдаю бокс в аренду. Там тепло — обогреваю электрическим конвектором — и светло, на освещение пришлось тоже потратиться. Однако всё уже окупилось, и в семейный бюджет поступают дополнительные деньги. Да и сам там свою машину обслуживаю, авто жены тоже, у нас две одинаковых», — делится опытом «инвестиций» владелец свеженькой Audi A4 Вячеслав.
Очень даже европейский подход, рачительный, бережливый. Человек отнюдь не бедствует, напротив. Но скрупулёзно считает деньги. Потому, наверное, и преуспевает. Кстати, в той же Германии аренда боксов в автосервисах — очень популярный бизнес. Есть целые комплексы, где этих подъёмников десятки. Плати и чинись. Народ не стесняется запачкаться, после работы какой-нибудь уважаемый герр засучивает рукава и меняет масло в своём авто. И выгодно, и сам для себя — оно же приятно.
«Практика самим чинить машины зародилась еще в СССР. Тогда просто не хватало автосервисов и запчастей. С ростом числа автосервисов привычки российских водителей стали меняться. Но покупательская способность населения снизилась, так что логично, что люди начинают экономить. Сначала это выбор в пользу неофициального автосервиса, а потом и частного мастера», — говорит главред журнала «За рулём» Максим Кадаков.
Какова доля тех автолюбителей, которые обслуживают и чинят свои транспортные средства самостоятельно, непонятно. Статистика, как правило, очень сильно ангажирована, прежде всего, в интересах ОД. То, что туда ездит где-то 25−30% автовладельцев — точно ложь. Ещё в пять лет назад выяснилось, что минимум 33% владельцев негарантийных авто сами крутят гайки, потом подобные данные перестали публиковать. «Официалы» были против. Но таковые, по сути, уже в прошлом.
Согласно имеющимся данным на середину весны 2022 года средний возраст легковых автомобилей в России составляет 14 лет. В зависимости от региона — от 10 до 20 лет.
Самые свежие авто катаются по столице, наиболее бывалые — на дорогах Приморья. Хотя где именно автопарк более качественный, это ещё хороший вопрос… Однако в любом случае это не клиенты ОД, да и простых СТО, по большей части, тоже.
Плюс тенденция к старению автопарка — за 2022-й в РФ продали на 75% меньше новых авто, чем годом ранее. Судя по всему, года через два-три средний возраст увеличится до 15−17 лет, да и в страну пошёл вал подержанных иномарок.
Плюс тенденция к снижению доходов населения. Это, конечно, минус, причём откровенный, но, увы, всё так и есть. Соответственно, люди будут экономить на техобслуживании транспортных средств. И, как следствие этого, конкуренция между автосервисами вырастет. Даже несмотря на то, что среди них нынче наблюдается мощный «падёж», который виден невооружённым взглядом.
Достаточно зайти на электронные доски объявлений и посмотреть предложение по оборудованию для СТО. Чего только нет, причём всё довольно доступно, а выбор огромный… Цены разные, но тут, как говорится, торг уместен. Поэтому подъёмник в частном гараже становится не роскошью, а почти что нормой жизни. Иначе в наши непростые времена никак.
Да и с автосервисами нужно быть построже. Ломят цену, хамят, халтурят? Вы не одни на рынке, конкурентов хватает. Глядишь, останутся самые умелые и честные.