Производители электромобилей в панике — рынок подержанных транспортных средств этого типа демонстрирует жуткие показатели. Иными словами, никто не хочет покупать бэушный «хайтек» по причине его глюкавости и, главное, полной экономической нецелесообразности. Что автоматически бьёт по рынку новых авто с аккумуляторами. Судя по всему, недолгий век электромобилей подходит к концу, и вскоре их массовый выпуск прекратится.
«На рынке подержанных машин цены на авто с аккумуляторным питанием падают быстрее, чем на их собратьев с двигателями внутреннего сгорания. Некоторые из крупнейших покупателей новых автомобилей, в том числе фирмы по прокату, сокращают внедрение электромобилей, потому что теряют деньги на перепродажах, а Sixt SE исключает модели Tesla из своего автопарка.
Ожидается, что проблемы усугубятся в следующем году, когда по многим из 1,2 миллиона электромобилей, проданных в Европе в 2021 году, закончатся трехлетние лизинговые контракты, и они выйдут на рынок подержанных автомобилей.
«Спроса на электромобили с пробегом нет», — говорит Мэтт Харрисон, главный операционный директор Toyota Motor Corp. в Европе.
Согласно данным о продажах iSeeCars.com, цены на подержанные электромобили упали примерно на треть за год до октября, по сравнению со снижением всего на 5% на общем рынке подержанных машин. По данным группы, подержанные электромобили продаются дольше, чем бензиновые модели, даже после значительного снижения цен", — пишет Bloomberg.
Как правило, покупка «свежего» авто гораздо выгодней, нежели приобретение нового. Выезжая из ворот автосалона, машина тут же теряет 15−50% своей стоимости, так как становится подержанной.
Больше всего «уценка» бьёт по самым дорогим-престижным моделям, а также по образцам в богатых комплектациях. Увы, так оно устроенно во всём мире, в России тоже.
Покупка «трёхлетки» — очень выгодное вложение денег, так как вы получаете транспортное средство, мало чем отличающееся от нового, но за гораздо меньшие деньги. Плюс первый владелец его доукомплектовал (музыка, шумовиброизоляция, парктроники и т. д.), а также устранил все заводские глючки, которые случаются даже у самых уважаемых производителей. В общем, поработал над машинкой. Надо брать!
С электромобилем, увы, всё наоборот. Во-первых, аккумуляторы имеют свойство быстро вырабатывать ресурс, а они дико дорогие. Во-вторых, глючит бортовая электроника, без которой там ничего в принципе не будет работать. И, наконец, в-третьих — обвальное падение цен. Зачем покупать то, что уже завтра не будет стоить почти ничего?
Не говоря о том, что народ разобрался и понял, что при нынешней углеводородной энергетике содержать электромобиль страшно невыгодно. Километр пробега на бензине (солярке) обходится намного дешевле, нежели на электричестве, да и нагрузка на экосистему планеты тоже меньше — в полтора-два раза.
Стоимость владения — очень важный показатель автомобиля. На западе данный параметр тщательно высчитывается. Берётся цена новой машины плюс стоимость регулярных ТО, плюс затраты на топливо, налоги и т. д. Из этого вычитается сумма, которую можно выручить при продаже и итог делится на среднюю продолжительность владения. Или на средний же пробег. Получаются некие цифры в долларах или евро. Или в рублях — у нас тоже к этому постепенно приходят. Практично и в целом очень правильно.
Что мы имеем в ситуации с электромобилями? Ценник изначально сильно завышен, топливо намного дороже, расходники (аккумуляторы, электронные компоненты) на вес золота почти что в прямом смысле слова, а продать можно за копейки. Плюс означенные выше проблемы с электроникой — большие простои на СТО. Товар откровенно неконкурентоспособный, и бережливый народ там, на Западе, в этом уже разобрался.
Какое это отношение имеет к России? Увы, прямое — весь этот вал электрического неликвида попытаются тем или иным способом сбагрить в «третьи» страны. В том числе нам. Процесс, к сожалению, уже пошёл, а отечественные жулики-перекупы в нём активно участвуют, обманывая народ.
Возьмём, к примеру, Nissan Leaf, которые их владельцы в РФ ласково называют «лифчик». Выпускается он давно, аж с 2010 г., по ходовой части унифицирован с другими авто концерна. Вроде как проверенный годами пепелац, но есть нюансы.
«Купить хороший экземпляр очень непросто, в основном в нашу страну пригоняют всякий хлам. Самый главный параметр — ёмкость аккумулятора (SOH, State of Health — степень работоспособности), так как новые батарейки стоят космических денег. «Контрактные» — то есть хорошие подержанные — тоже.
Так вот: как правило, в РФ привозят электромобили с убитыми АКБ. Но барыги научились перепрограммировать авто, и на приборке указатель демонстрирует SOH почти на уровне новой машины. Проверить это фактически невозможно, а устроить тест-драйв, дабы выяснить реальный заряд батарей вам, естественно, никто не даст", — рассказывает владелец «лифчика» Сергей.
С обычным авто, если есть сомнения, вы отправляетесь на СТО к мотористу, который выкручивает из мотора свечку и суёт туда щуп эндоскопа. И на экранчике всё видно — нагар на поршнях, наличие (отсутствие) хона в цилиндрах, задиры, если таковые вдруг есть, и т. д.
Всё давно отлажено, специалисты есть. А по электромобилям таковые пока отсутствуют как класс.
Богатые люди подержанные электромобили не покупают, это удел простого народа. Тех, кто хочет выделиться.
Например, среди специалистов российской IT-индустрии есть определённая мода — ездить на подобном «хайтеке». Оно вроде как особо и не нужно, но ведь круто. Да и платят программистам неплохо, почему бы не выпендриться.
То есть нишевый продукт. Но это пока, а вот в будущем году, когда европейцам придётся куда-то сбагривать означенный выше миллион с лишним электромобилей, всё изменится.
В Африку их не продать, негры просто не купят — им это не надо, зарядных станций там тупо нет. Напротив, наш народ слишком падкий на всякие новинки, а чиновники всех рангов периодически несут пургу про какие-то мифические высокие технологии.
Правда, пока что наблюдается обратная тенденция — по данным «Автостата» российский рынок подержанных электромобилей уже три месяца подряд снижается. Хотя за 11 месяцев 2023 г. этих транспортных средств продано на 22% больше, чем за аналогичный период 2022-го.
Причины локального спада — рост курса доллара, проблемы с запчастями и ограничения западников (японцев тоже) на продажу в РФ электромобилей. Но то ли ещё будет! Когда иностранцам — американцам, кстати, тоже! — понадобится избавится от своего четырёхколёсного электрического дерьма, они «скорректируют» санкции. Своя рука — владыка.
И проблема тут не только в том, что граждан РФ, по сути, обманут. Даже там, на Западе, ещё нет устоявшейся индустрии по переработке литиевых аккумуляторов, которые гораздо опасней обычных свинцовых. То есть нашу страну, по сути, могут превратить в свалку для отработанных электромобилей!
Стоит также вспомнить, что недорого — чаще всего означает плохо. Если от чего-то станут избавляться, то в первую очередь от того, на что запчастей-расходников нет, или они чрезмерно дороги.
На российском рынке есть уже недорогие подержанные электромобили, но они никому не нужны. Наглядный пример — Mitsubishi i-MiEV. Когда-то его пытались тут продавать официально, в «Рольфе» их реализовали аж несколько штук.
Так как букашка с пробегом на одной зарядке всего в 50−70 км стоила дороже нового Mitsubishi Pajero IV! Все крутили пальцами у виска.
А сейчас их продают за полмиллиона рублей и дешевле. Могут и вообще подарить, подобные случае известны. Так как аккумуляторы не купить, да и всё остальное тоже Типичный пример «чемодана без ручки». И таковых неликвидов могут сюда притащить много. И из Европы, и из Японии, и из США, да и из КНР тоже.