Экспансия китайских автомобилей на рынок РФ стала причиной снижения производства отечественных машин, об этом было заявлено на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности и торговле.
Как сообщил выступивший на заседании президент АО «АвтоВАЗ», в прошлом министр транспорта Максим Соколов, «продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 млн штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский». Так, на один из популярных в России полноразмерных внедорожников скидка составляет 900 тысяч рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора.
Таким образом, считает Соколов, «защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране», приводит его высказывание компания «АвтоВАЗ» в своем пресс-релизе.
Соколов сообщил, что начиная с середины 2023 года, среди легковых авто китайские бренды занимают более половины отечественного рынка в количественном отношении. Среди грузовых машин уже несколько месяцев первое место в количественном отношении лидирует также производитель из КНР.
В случае, если нынешние тенденции сохранятся, российские автопредприятия будут вынуждены сократить производство на 50 процентов, а также перейти на режим работы в одну смену.
Для улучшений ситуации и поддержки российского автопрома участники экспертного совета выдвинули инициативу «установить поэтапно растущую шкалу утилизационного сбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей».
По мнению экспертов, это должно «простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие локальных производств», говорится в пресс-релизе «АвтоВАЗа».
Не будем забывать, впрочем, что это еще и означает рост стоимости «железных коней».
Прозвучавшие на заседании предложения экспертов будут детализированы и направлены в думский комитет по промышленности и торговли, а также органы исполнительной власти.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что руководству компании «АвтоВАЗ», задававшему тон на прошедшем мероприятии в Госдуме, не помешает и самокритика.
— В первую очередь в сложившейся ситуации им нужно винить не китайцев, а свой менеджмент и более критично оценить собственную работу, поскольку за последние два года они не представили каких-либо заслуживающих внимание новшеств: нового двигателя, новой коробки передач, платформы — ничего вообще. Да, компания представила некоторые наработки, скажем, «Лады Искра», но она является таким «гостем из прошлого», ее нашим согражданам предлагают покупать за немалые деньги.
«СП»: Почему компания оказалась не готова к нынешней ситуации?
— Суди сами, на предприятии средняя зарплата рабочего ниже в целом средней по стране. Зарплата начальника цеха ниже зарплаты курьера по Москве. За такие деньги, согласитесь, заставлять людей выдавать что-то интересное и оригинальное в творческом плане вряд ли представляется возможным.
Зато администрация, предприятия, возглавляемого бывшим министром, успешно освоила, такой инструмент, как «джиар» и лоббизм, с помощью которых они зарабатывают деньги, хотя мы ждем от них классные машины.
Люди смотрят на российский автомобиль «Лада Веста» за два миллиона рублей и видят аналогичные китайские модели за те же деньги — и у них нет сомнений в том, какую машину выбрать. Выбор делается согласно потребительским качествам, дизайну и всему остальному. Поэтому мы видим, что наш производитель использует такой метод, как повышение утилизационного сбора, которое будет предложено по результатам заседания экспертного совета, это позволит ему снизить эффективность других игроков на рынке и поднять продажи своей продукции.
Но по сути, это будет сделано за счет покупателей, в то время как сам производитель, видимо, не может повысить эффективность своей работы.
«СП»: Но почему раньше, когда на российском рынке были представлены, скажем, германские, корейские, японские автомобили, таких предложений не выдвигалось?
— Тогда имела место довольно широкая конкуренции и нужно было сражаться за свое место на рынке. А сейчас особой конкуренции нет и компания чувствует, что может стать монополистом, как минимум в своей ценовой категории.
Ведь очевидно, что компании, по инициативе которой прошло заседание экспертного совета, не понравилось снижение цен на различные бренды, в том числе производимые «Москвичом».
Когда первое время после начала СВО альтернативы не было, многие потребители были вынуждены покупать «Гранту», а если у них было не очень много денег — «Весту». А сейчас выбор появился, покупатель может присмотреться к другим, не очень дорогим маркам автомобилей, которые могут оказаться интереснее с точки зрения дизайна, технологий, начинки, опций и всего остального.
В то же время компании надо как-то исправлять положение и увеличивать продажи. И включается такой метод как лоббистское давление на рынок: мол, сделаем так, чтобы цены на «китайцев» поднялись. Но заплатит-то за все российский потребитель!
«СП»: Но ведь те же лоббисты утверждают, что радеют за наш автопром.
— При этом господин Соколов не заявляет о необходимости снижения цен на отечественные автомобили. Знаете, в Индии машины, находящиеся на уровне «Гранты», а порой в чем-то ее превосходящие, стоят вдвое дешевле. К тому же по «Гранте» затраты на НИОКР и прочие работы уже давно окупились, а эти машины на конвейере уже приличное время, поэтому должны приносить неплохую прибыль. Однако владельцы компании по-прежнему на что-то жалуются.