Так называемый «утилизационный сбор», который взимается с автомобилей иностранного производства при их ввозе в РФ, вновь хотят повысить, данную меру активно лоббирует АвтоВАЗ. Дескать, это нужно для защиты отечественного автопрома. Но уже не от всего мира сразу, а теперь конкретно от китайцев. Чтобы они образумились и резко начали развивать российский автопром.
«Карманный» совет при комитете промышленности и торговли Госдумы, в котором председательствует президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов, предложил обложить китайских производителей повышенным утилизационным сбором. Дескать, их доля на российском рынке достигла 60%, а на завод в Тольятти приходится всего 9% денежных потоков. Какая несправедливость, нужно, чтобы всё было наоборот.
Причём щемить предлагается не только легковушки, но и все ввозимые машины — грузовые автомобили, сельскохозяйственную и строительную технику, автобусы, электромобили и т. д. Ибо нечего! Утилизационный сбор нужно повышать — постоянно и неуклонно.
«За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье — транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа», — так данный сбор обозначен в статье 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Пункт № 6 нам особо не интересен, хотя и там есть очень скользкие моменты, но к данной теме они не относятся. Важно то, что по букве закона платить должны все — и «АвтоВАЗ», и, условно говоря, Haval. Однако информации о том, как данный сбор платят российские производители, обнаружить не удалось. Судя по всему, никто ничего не платит.
В пользу этого говорит и программа, по которой каждому владельцу старого авто, который его утилизировал, давали скидку в 50 тысяч рублей на приобретение легковушки российского производства. Данную тему закрыли более 10 лет назад, но автовладельцы её вспоминают с теплотой и не против ее возвращения.
«При сдаче в лицензированный пункт переработки вышедшего из эксплуатации транспортного средства предлагается предоставлять сертификат на скидку не менее 150 тысяч рублей на покупку нового отечественного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и 200−300 тысяч на электрокары российского производства», — заявил в прошлом году директор ассоциации НСРО «Руслом.ком» Виктор Ковшевный.
Тогда на программе все отлично заработали, причём не только чиновники, распределявшие средства. Брать на утилизацию авто было очень выгодно — это и халявный металл, и неучтённые «бэушные» запчасти. Бизнес требует продолжения банкета!
Слова про «с учетом их технических характеристик» и прочие сентенции про экологию — не более чем красивые, но ничего не значащие фразы. Сравнивать отечественные авто с иномарками в плане воздействия на окружающую среду просто грешно — впрочем, никто и не сравнивает.
Быть может, российские заводы что-то там и платят. Символически. При этом при ввозе Kia Rio (условный одноклассник «Весты») или Land Cruiser Prado (не менее условный аналог УАЗ «Патриот») нужно платить какие-то колоссальные суммы. Хотя иномарки намного экологичней, и всё должно быть ровно наоборот!
Итак, этот самый «утилизационный сбор» — не более чем таможенная пошлина, которая просто так называется. Как бы красиво. Суть не в этом. А в том, что дело отнюдь не в конкуренции. Дешёвых китайских авто на российском рынке нет, и машины из КНР работать «АвтоВАЗу» совсем не мешают. Их ниши просто не пересекаются.
«Защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране. Благодаря усилению защиты рынка, импорт готовых автомобилей должен быть замещён инвестициями в их производство в стране. Вырастет локальное производство в России — станет больше заказов у компонентной отрасли, появятся новые технологии и рабочие места, снизится стоимость компонентов, пойдут вниз цены на новые автомобили, вырастет рынок», — вещает Максим Соколов.
Этой самой «компонентной отрасли» в РФ нет, об этом недавно говорил даже глава нашего государства. И чтобы у отрасли появились хоть какие-то заказы, её нужно сперва создать. А пока заказывать негде.
Налицо наглое передёргивание фактов, то есть откровенное враньё. И снова зазвучавшая «либеральная» мантра про пресловутые иностранные инвестиции в Россию. Которых не было, нет, и никогда не будет. Хотя таковые и не нужны.
«К примеру, на 1 января 2024 года на счетах Федерального казначейства зависло 1,4 трлн рублей. Это результат неэффективного применения системы единой налоговой выплаты, если слегка изменить даты выплаты, то деньги сразу станут живыми ресурсами экономики. В федеральном бюджете огромное количество заначек, которые он может спокойно использовать, если хотеть развития России, а не её разрушения. Я извиняюсь, но денег как у дурака махорки, на всё хватит», — объясняет зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Стоит, наверное, также вспомнить о тех активах, которые сейчас арестовываются (конфисковываются) у различных деятелей вроде челябинского экс-губернатора. Где счёт пошёл уже на сотни триллионов рублей.
Собственно, вот вам и средства на развитие автопрома. Развивайте, никто не мешает. А китайцам оно просто не надо, у них и так всё хорошо. И платить больше они не станут. А наши покупатели — не смогут.
«С китайцами так не получится, потому что у них достаточно централизованная экономика: обидев одну китайскую компанию, фактически вы обижаете все китайские компании сразу. И с ними сейчас этот номер не пройдёт, потому что альтернативы нет никакой. Машины едут сейчас неадаптированные: без полного привода, зачастую без подогрева сидений, с маленькими бачками омывателя», — отметил автоэксперт Павел Фёдоров.
То есть пока мы покупаем то, что нам дают. И если появятся некие препоны, то КНР просто перекроет поставки в РФ легковушек. А также автобусов, грузовиков, тракторов и всего прочего. В первую очередь, различного промышленного оборудования и электроники. Наш рынок для них, в общем-то, даже не второстепенный — так, десятый, а то и двадцатый по значимости.
И кому от этого будет хуже? Вопрос, в общем-то, риторический. В связи с чем стоит повнимательней присмотреться к личностям тех, кто вроде на словах радеет за наш автопром, а на деле убивает его на корню.