Из страны седанов Россия стабильно превращается в царство кроссоверов, данная трансформация началась несколько лет назад и продолжается до сих пор. По большому счёту, стоит признать, что россиян банально «разводят», так как преимуществ у данных автомобилей немного.
Тем не менее, спрос есть, а вот с предложением как-то не очень — кроме подержанных авто нынче купить практически нечего.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат» 40,6% граждан РФ назвали лучшим автомобилем для дачи внедорожник или кроссовер. В каком именно соотношении поделились тут голоса неизвестно, будем считать, что поровну.
Что-то типа внедорожника по виду, но подешевле и покомпактней — примерно эти «хотелки» автомобилистов закрывал так называемый класс кроссоверов. Подешевле уже в прошлом, да и маленькие авто покупают только совсем небогатые люди.
Современный кроссовер — здоровая и дорогая штука, причём, по большей части, довольно бесполезная — вместо него вполне можно обойтись легковушкой с кузовом «универсал».
Кстати, за полноприводной универсал повышенной проходимости проголосовало 20,6% респондентов, что немало. То есть не все поддались «магии» кроссоверов.
Некоторые эксперты утверждают, что первым в мире кроссовером была (и остаётся) советская «Нива», однако это не совсем так. Точнее, совсем не так. Творение великого Петра Прусова всё-так полноценный внедорожник, пусть и с несущим кузовом.
Присутствует постоянный полный привод с механической раздаточной коробкой, в который есть пониженная передача и блокировка межосевого дифференциала. Задний мост — настоящий, неразрезной (балка), который путём несложного тюнинга можно вообще превратить в разгруженный.
Для «Нивы» продаются жёсткие блокировки межколёсных дифференциалов, другие главные пары (установка шин большего размера) и прочие прибамбасы.
Не каждый современный полноценный рамный внедорожник может похвастаться таким набором заводских характеристик и возможностями для доработки в по-настоящему «боевую» машину! Тот же Mitsubishi Pajero третьего и четвёртого поколения уже не имеет рамы, да и мостов там нет — везде независимая подвеска. «Нива» куда серьёзней. Хотя и Pajero III (IV) тоже отнюдь не кроссовер.
Итак, идём в автосалон. Что у нас есть новенького? Увы, немного. У Honda — компания не уходила с российского рынка! — несколько кроссоверов включая популярный CR-V (от 5,8 млн рублей). Есть поменьше и подешевле, модель Vezel (HR-V) стоит от 3,4 млн рублей. Правда, это за переднеприводную версию, полноприводной нет. Таковая в природе существует, но в РФ не продаётся. Грустно.
Всё — на этом список именитых марок закончился, все остальные автопроизводители покинули рынок РФ. Остались только компании из КНР, которые тут, в основном, кроссоверами и торгуют.
Самый доступный вариант — Haval Jolion, который обойдётся от 1,85 млн рублей. Это цена за авто на переднем приводе, самая дешёвая полноприводная версия — от 2,22 млн рублей.
Geely Coolray на переднем приводе встанет в такие же деньги, 4×4 вообще не предусмотрено. Не вариант. К тому же не всё ладно с запчастями…
«Попал в небольшое ДТП, точнее, неудачно припарковался у дома. Под замену левая передняя фара и её рамка, по бамперу я согласился на его ремонт с окраской — там была небольшая трещина и царапина. Но в итоге машина простояла на СТО более двух месяцев, так как не было фары и, самое главное, этой пластмасски, что под ней. На складе официального дилера всё это отсутствовало, хотя у перекупщиков имелось. Однако страховая компания — ремонтировали по КАСКО — отказывалась покупать запчасти дороже. Кстати, за эту накладку фары тогда просили около 60 тысяч рублей! Это за копеечную детальку», — жалуется владелец Geely Coolray Кирилл.
К сожалению, ситуация вполне обычная, особенно если китайцы привозят на наш рынок новую модель. Хотя Coolray продаётся тут аж с 2019-го…
«Количество китайских дилерских центров в России выросло в два раза, а потому появляются и централизованные склады комплектующих брендов, которые пользуются наибольшим спросом в РФ. Однако проблема заказа автозапчастей всё ещё существует. Расходные материалы приходится ждать около месяца, а детали для крупного ремонта — до полугода.
Китайские производители заточены под объёмные поставки на сборочные предприятия и совсем не готовы импортировать малые партии в Россию. По этой же причине рынок автозапчастей наполнен некачественными фальсификатами — по ряду оценок их доля занимает 30% от всего рынка, а в некоторых позициях — 50%", — объясняет генеральный директор сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс» Дмитрий Демчук.
В этом отношении Honda, конечно, выгодней. Центральный склад есть, запчасти тоже, ровно как и официальная гарантия. Да и цены на запчасти уже не так принципиально отличаются от деталек для авто из Китая. Есть о чём задуматься. Вот только передний привод как-то не греет…
2−3 миллиона рублей и больше есть не у каждого, поэтому основой спрос сосредоточен на вторичном рынке. Однако и там, при кажущемся многообразии предложений, выбор сильно ограничен. В смысле грамотный выбор.
Например, «европейцев» брать не стоит, хотя среди объявлений о продаже немало «выгодных» предложений — некогда дорогих машин за вполне доступные деньги.
«Кроссоверы Mercedes-Benz, Audi, BMW с большей вероятностью потребуют вложений после покупки и будут иметь более высокие затраты на эксплуатацию», — предупреждает Андрей Гришаков из группы компаний «Автодом».
Хит прошлых лет Renault Duster нынче тоже сомнительная покупка, ровно как и все остальные французские авто. Месье знают толк в извращениях, поэтому не стоит рисковать — при отсутствии «оригинальных» запчастей ваше авто может встать на неопределённы срок.
«Американцев» тем более не стоит брать, так как поставки запчастей из США практически полностью перекрыты. Что-то доставляют через Казахстан, Турцию, ОАЭ и иные страны, но долго, дорого и нерегулярно.
Единственный отечественный кроссовер — Lada X-Ray Cross — тоже сомнительное удовольствие. Машину сняли с производства и больше её выпускать никогда не будут, поэтому запчастей тут не найти. Плюс изначально неважное качество сборки и комплектующих (около 80−90% компонентов импортные). Как несложно догадаться, всё это купить не представляется возможным.
Остаются корейцы и японцы. С «оригинальными» запчастями — особенно это касается авто из Южной Кореи, тут порядок, — хватает и заменителей. «Расходники» тоже не проблема, так что жить можно.
Однако не стоит увлекаться хайтеком, если нужна «рабочая лошадка» имеет смысл поискать что-то простое, ремонтопригодное и ликвидное. Чтобы если что можно было бы избавиться без больших потерь. Выбор становится ещё скромней. Особенно если смотреть только полный привод, брать переднеприводные кроссоверы особого смысла нет.
Hyundai Creta на полном приводе выпуска 2020−2021 года с АКПП и в хорошей комплектации несложно найти за 1,8−1,9 млн рублей, можно будет ещё и поторговаться. Машинка вполне себе простая, хотя и излишне компактная, особенно это касается багажника. Для города, наверное, сойдёт, но сельским жителям и активным дачникам стоит посмотреть что-то покрупней.
Примерно за те же деньги, пусть и чуть подороже, обойдётся Hyundai Santa Fe третьего поколения, тоже 4×4. Да, он будет постарше — 2016−2018 годов — но этого не стоит бояться. Чем выше класс машины, тем больше у неё ресурс, это правило никто ещё не отменял.
Среди японцев тоже не нужно увлекаться поиском свежачка, наоборот, стоит присмотреться к проверенным временем моделям. Полноприводный Mitsubishi Outlander III второго рестайлинга (2015−2018) вполне реально найти за 1,7−1,8 млн рублей. Причём с разумным пробегом, честной историей и с торгом.
А если добавить ещё 200−300 тысяч, то можно приобрести и комплектацию не с вариатором, а в «классической» АКПП — она намного надёжней. А в нагрузку к ней пойдёт мотор объёмом 3,0 литра (230 л.с.), но тут не стоит пугаться — не такой уж он и прожорливый.
Nissan X-Trail Т31 — «позавчерашняя» модель, сейчас выпускается Т33 — тоже вполне себе вариант. Машина хорошо изученная, ремонтировать и обслуживать её умеют, да и «народного опыта», описанного в блогах владельцев, хватает. Здесь «подводных камней» с трансмиссиями нет, поэтому можно смело брать двухлитровый мотор (141 л.с.) с вариатором.
Но только бензиновый — дизельные Т31 в нашу страну никогда официально не поставлялись, и запчастей к ним нет. Даже на разборках что-то найти проблематично, тогда как ту же топливную аппаратуру, включая форсунки, нужно покупать новые. И где всё это брать?..
За десятилетний (выпускался до 2015 года) Nissan X-Trail Т31 придётся отдать 1,3−1,6 млн рублей. Дорого? Да как сказать… Техника вполне надёжная, гораздо лучше следующей модели — хотя бы потому, что проще. Тут стоит отметить, что ценники на Т32 начинаются от тех же 1,4−1,6 млн рублей, причём за такие деньги не всегда продают всякие «дрова» с большими пробегами. Просто там уже слишком много электроники, которая порой глючит.
Toyota RAV4 четвёртого поколения рестайлинг (2015−2019) дороже — переплата за бренд. Toyota, как известно, не ломается, правда, это исключительно про Land Cruiser. Точнее, про старые Land Cruiser — до «сотки» включительно. Стоит ли отдавать 2−2,4 млн рублей за подержанное авто, ведь это цена нового «китайца»? Тут каждый решает для себя сам, это, всё-таки, Toyota. Скорее всего, за такие деньги вам достанется моторчик 2,0 литра (146 л.с.) с вариатором, но может и повезти — купите кроссовер с 180-сильным ДВС (2,5 л) и АКПП. Дизеля тоже не рекомендуются, их в РФ не умеют грамотно обслуживать.
Вместе с тем, если отбросить брендозависимость, стоит признать — Outlander III с трёхлитровым мотором гораздо более выгодная покупка, нежели RAV4. И денег поменьше отдадите, и машинка пошустрей. А «лишние» лошадиные силы никогда не бывают лишними, порой они способны спасти жизнь.