Приобретение автомобиля никогда не было простым делом, но в последние годы по понятным причинам купить машину стало настоящим квестом. В то же время без авто все равно никуда и, как бы ни кусались цены, россияне ищут способы и лучшие варианты. Что же происходит на рынке зарубежных авто в России сейчас, какая ситуация с утилизационным сбором, что такое «проходные» машины, и как вообще купить японский, корейский или китайский автомобиль в 2024 году и не переплатить лишнего?
Рассказывает эксперт автомобильного рынка Александр Долгов — директор и владелец компании «Долгов Авто».
Начнем со статистики от агентства Автостат. По данным за март 2024 года на учет встало 146526 новых автомобилей, что более чем в 2 раза превышает показатель годичной давности. Это говорит о выходе рынка из кризиса. Правда, нужно учесть и новые таможенные правила, вступившие в силу 1 апреля, они на статистику марта, безусловно, повлияли.
Более 10% рынка удерживают бренды Haval и Geely, чуть поменьше продается Chery. Стоит отметить, что в десятке лидеров марта 2024 года прочно закрепился китайский бренд Lixiang, который не имеет официального представительства в России. Как видим, это не помеха росту с 41 машины до 8000 (по итогам первого квартала) всего за год.
Отметим, что рынок новых электромобилей по данным Минпромторга за 2024 год составил 6 374 шт. (прирост относительно аналогичного периода 2023 г. — 265%). Из них в России произведено 17%.
«Если рассматривать китайские авто, то они набрали очень хорошие обороты. Сейчас пользуются популярностью электрички — например, Zeekr, линейка Lixiang, не только L7, L8 и L9, но и недавно вышедший L6, просто до безумия высокий спрос на Voyah Free. Что хорошо в китайском рынке, там помимо автомобилей производства КНР можно купить и машины других стран, европейские, японские. У нас есть возможность покупать б/у автомобили, то есть, с рынка — есть свои отсмотрщики, которые отбирают авто. Мы можем также и новые авто привозить по очень выгодным ценам», — рассказал «СП» генеральный директор и собственник «Долгов Авто» Александр Долгов.
В самом деле, в Китае можно приобрести далеко не только китайскую машину. Например, японскую с левым рулем.
«Сейчас на российском рынке практически нет японских автомобилей с левым рулем, при этом они продолжают пользоваться спросом у покупателей, которые ценят качество и надежность. Популярны они и в Китае, и эта страна сейчас стала основным источником японских авто для российских покупателей. Очень хорошо продаются «Тойоты», такие как RAV-4, Highlander, Corolla, Camry, «Хонды» популярны, особенно Breeze и CR-V, Subaru XV, Foresters, X-trail, Nissan Qashqai. Также высокий спрос на европейские авто, именно в Китае есть Skoda Kodiaq, Skoda Octavia, Volkswagen Tiguan, Volkswagen Teramont, разные марки Chevrolet, Audi, Mercedes.
Они популярны среди российских покупателей, их особо неоткуда сейчас привезти, а в КНР европейских автомобилей много, причем как бэушных, так и новых, прямо с завода. Также Корея остается на вершине. После ухода Hyundai автомобили этого бренда Santa Fe и Palisade как были, так и остаются лидерами продаж. Очень хорошо также продаются минивэны Kia Carnival, Hyundai Grand Starex, Hyundai Staria, это тоже лидеры продаж. Ну, корейцы есть корейцы, они всегда пользовались и будут пользоваться спросом, машины, которые доказали свою долговечность, технологичность и надежность", — отметил Александр Долгов.
Кстати, такая классика жанра, как японская праворулька в новые времена тоже вполне актуальна. Потому что цены, как вы понимаете, реагируют на обстоятельства и растут.
«Из-за того, что автомобили сейчас сильно выросли в цене, за последние 3 года, после введения санкций против России, утилизационных сборов дополнительных, японские праворульные авто, с „рулем в бардачке“ по-народному, они не теряют популярности. Это связано с их долговечностью, можно сказать, неубиваемостью, ну и с приемлемой, адекватной ценой. Дальний Восток, Сибирь отличаются большой приверженностью к таким машинам, причем не только к автомобилям умеренной цены, но и дорогим, от 2,5 миллионов рублей», — отметил гендиректор «Долгов Авто».
Что ж, россияне готовы голосовать все более удлиняющимся рублем, выбирая качественные автомобили. Но как на практике устроена схема ввоза автомобиля из-за рубежа, сколько времени это занимает? Какие существуют риски?
По словам Александра Долгова, в среднем ввоз автомобиля из Кореи составляет 14 дней, из Китая — 20, из Японии — 21 день. Этот срок нужно отсчитывать с момента получения инвойса, то есть оплаты счета.
«Нужно оформление экспортных документов, по Южной Корее, Китаю, Японии. Потом нужен автовоз. Если это Корея и Япония, то морским путем до Владивостока, если это Китай — то автовоз до Уссурийска. У нас своя экспортная компания в Китае и Южной Корее, что позволяет предлагать выгодные цены клиентам. Есть огромная стоянка в Суйфэньхэ, в Корее тоже есть своя стоянка, а в Японии пользуемся услугами партнеров. Сроки небольшие, все процессы отлажены.
Таможенное оформление авто в среднем занимает до 10 дней, далее уже отправка по РФ. Не так давно мы открыли свою транспортную компанию «Долгов логистик» и теперь отправляем автомобили клиентам только самостоятельно, и у нас каждая машина полностью застрахована на всех этапах. Клиенты в итоге получают свои авто «под ключ», а мы берем все риски на себя. Мы везем машины на «конечную» покупателю, поэтому у нас идет льготный утильсбор. Клиенту не нужно переплачивать огромные суммы, которые можно встретить в интернете — от 500 тысяч до миллиона рублей. Это отличная новость для покупателей авто", — отметил гендиректор «Долгов Авто».
Льготный утилизационный сбор — это действительно важный вопрос. Дело в том, что с 1 апреля 2024 года в отношении автомобилей, ввезенных в Россию из стран ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии), вступили в силу новые правила расчета утилизационного сбора. Теперь размер платежа утилизационного сбора складывается не только из непосредственно утильсбора, но также из разницы между таможенной пошлиной, «рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Минпромторгом и таможенной пошлиной, указанной в декларации на товар».
Все очень расстроились, но пока еще есть нюансы. Так, физические лица, ввозящие из-за рубежа в Россию авто для личного пользования по пассажирской таможенной декларации с оформлением ТПО, смогут оплатить льготный утильсбор.
«Если мы ввозим под конечного покупателя, то есть сразу оформляем все документы на клиента и если он не продает машину в течении 12 месяцев, то утилизационный сбор идет льготный. Если ввозим авто с возможностью перепродажи, то утильсбор не является льготным и суммы могут быть неадекватными», — рассказал Александр Долгов.
Стоит учесть и возраст автомобиля. Выгодно ввозить так называемые проходные машины — это авто возрастом от 3 до 5 лет, объём двигателя которых не превышает 3 литров. Для них величина таможенной пошлины при ввозе авто в Россию выходит наименьшей.
«Но покупают и непроходные. Стараются с пробегом до 50 тысяч км. Если на нашем б/у рынке такие машины найти нереально, то в Корее и Китае достаточно много авто с маленьким пробегом. Это связано с тем, что в Азии у водителей есть определенный стереотип — ездить на машинах 2−3 года и потом их менять. Кроме того, в Корее и Китае есть уголовная ответственность за скручивание пробега. Слышал, что это может быть введено и у нас в России, мне кажется, это очень позитивно повлияло бы на автомобильный рынок», — отметил Александр Долгов.
Зато сам момент ввоза в обход (объезд) санкций, а также вопрос запчастей для иномарок, по словам экспертов, сейчас уже не стоит.
«Хоть Япония и ввела санкции с августа на автомобили гибриды-электрички и с объемом двигателей более 1,8, но наша компания успешно ввозит эти машины через третьи страны. Для нас эти санкции никакой проблемы не составляют. Корея тоже ввела санкции для авто более 2 литров, но мы ввозим их в обычные сроки и не берем дополнительные деньги с наших клиентов, абсолютно так же, как и автомобили, не попадающие под ограничительные меры.
Что касается запчастей, если еще полгода или год назад с ними были огромные проблемы, то сейчас их нет вообще. В Китае производят практически все запчасти на все марки, есть б/у, есть новые. Также точно они ввозятся из Кореи и Японии. Сейчас нашлись все возможные обходы, запчасти завозятся без трудностей. Даже на редкие иномарки найти их не так тяжело. Сам езжу на BMW X7, спокойно заказывал себе из Германии все расходники, тормозные диски. Да, было ожидание 2 недели, но больше никаких проблем", — рассказал гендиректор «Долгов Авто».
Итак, купить машину и не заплатить ужасный утильсбор возможно. Но нужно быть внимательным и мудрым покупателем. Безусловно, не стоит иметь дело с непроверенной фирмой или вовсе искать себе авто «по объявлению».
«На данный момент лучше обратиться в компанию, потому что много спекулянтов, много обманщиков, которые выкладывают объявления на Авито, с заниженными ценами, но легко можно нарваться в итоге на неприятности. Лучше обратиться в проверенную и юридически оформленную компанию, как наша, которая работает долго и обладает подтвержденной репутацией на рынке, а также хорошими отзывами.
Кстати, наша фишка в раскрученном телеграм-канале, там 25 тысяч человек, что очень много для автомобильной компании. Плюс у нас есть живой чат, где общаются клиенты между собой, там уже 6 тысяч человек. Туда может зайти человек, который хочет купить машину, пообщаться с людьми, узнать чужой опыт, понять, к чему готовиться. Есть свой канал на Youtube, где мы делаем обзоры на автомобили, вообще ведем активную жизнь в медиа-пространстве, у нас все открыто и прозрачно.
Еще у нас филиалы по всей России, от Дальнего Востока до Кубани — Уфа, Краснодар, Южно-Сахалинск. Конечно же, есть филиал и в Москве. То есть, клиенты забирают авто в наших филиалов готовыми, чистыми и с полным пакетом документов для постановки на учет. Для нас также не является проблемой отправить машину туда, где нет филиала", — сообщил генеральный директор и собственник «Долгов Авто» Александр Долгов.
Телефон компании «Долгов Авто» 8 (800) 234-76-76