Во всём мире специалисты бьют тревогу на тему террористической опасности гаджетов и прочей электроники, а российские чиновники живут в некой параллельной реальности. На дороги общего пользования (ДОП) нашей страны выпустили беспилотные грузовики, которые вскоре начнут калечить и убивать людей. Причём совершенно безнаказанно — согласно законодательству Российской Федерации, такой транспорт вообще не существует!
На трассе М-11 — ДОП, причём платной! — торжественно открыли движение беспилотных грузовиков. Мероприятие возглавил вице-премьер РФ Виталий Савельев, чиновник, видимо, не понимает, что по-хорошему, с данной церемонии его стоило бы тут же отправить, как минимум, в отставку.
Откройте ПДД и поищите там что-либо про беспилотные транспортные средства. Не найдёте. Иные правоустанавливающие документы тоже бесполезно листать. Законопроект «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» так и не родили, его даже не внесли на обсуждение в Госдуму. Соответственно, то, что выпустили на М-11 является прямым нарушением законодательства.
У любого транспортного средства (ТС), которое выезжает на ДОП, должен быть полис ОСАГО, в нём значатся некие водители.
Это ограниченный или неограниченный круг людей, которые имеют право управлять данным ТС, у них имеются водительские удостоверения (ВУ) соответствующего типа. В случае грубого нарушения ПДД эти люди несут ответственность — административную или уголовную. Вроде как азбучные истины.
Как там дело с «автогражданкой» у беспилотников, непонятно в принципе, но с ответственностью, судя по всему, вообще никак. Кто будет виноват, если (точнее, когда) грузовик кого-нибудь изувечит или отправит на тот свет? Не иначе как компьютер или фирма-владелец. Самостоятельные деяния ЭВМ наши законы вроде пока не регулируют, а коммерсанты легко выкрутятся.
«Отечественных разработок в электронной промышленности на сегодня нет. Топчемся на месте, используем в основном китайскую электронику. В некоторых случаях — западную, по параллельному импорту. Правда, в этом году Минпромторг анонсировал создание Центра электронной промышленности в Зеленограде. Но потребуются годы, чтобы создать что-то собственное», — говорит эксперт Международного консультативного агентства «Безопасность полетов» Андрей Патраков.
Не новость, хотя периодически наши чиновники вещают совершенно иное, но на их слова никто не обращает внимания. Несут пургу, как обычно. В 2019 году на «Марс», как и было обещано, уже слетали, на «Сникерс» тоже, готовимся к «Баунти».
Как известно, наиболее мощные и передовые процессоры по-прежнему американские, КНР пока в роли догоняющего. А в них имеются «закладки», что тоже, в общем-то, не новость. В ЦРУ свой хлеб с маслом едят отнюдь не зря.
«Если мы вспомним историю „холодной войны“, то там точно есть большое количество документированных фактов, когда приобретались, например, ЭВМ и в них были установлены отдельные платы, которые вели слежку за тем, что делалось на этих ЭВМ. Что самое интересное, когда их извлекали, ЭВМ переставала работать. То есть тема-то не новая», — объясняет проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета Александр Фадеев.
И в любой момент по команде «оттуда» машины превратятся в дистанционно управляемые снаряды, которые начнут всех давить и крушить. Кто ими будет управлять — пресловутые украинские хакеры или за джойстики сядут сами янки — в общем-то, не особо важно. Один пассажирский автобус — и жертв будет десятки, а ведь грузовиков на «платник» к концу года собираются выпустить около сотни.
Но даже если никто не станет удалённо управлять «машинами-камикадзе», об этом всё равно можно начать вещать. Случилось ДТП — виноваты, понятное дело, враги. Кто проверит-то?
Итак, ответственного не найдётся, более того, корпоративные правоведы тут же найдут массу законодательных казусов — факт, таковые есть! — и развалят дело.
«С движением беспилотников на М-11 открыт „ящик Пандоры“, который полностью ставит крест на безопасности. Причем не только грузового транспорта, но и тех, кто двигается рядом с ними — пассажиров, автобусов и так далее. Многие европейские страны, в том числе некоторые американские штаты, отказались от беспилотного транспорта полностью, потому что он не видит человека. Степень риска настолько высокая, что в некоторых штатах запрещен беспилотный транспорт вообще. В европейских странах то же самое, в Китае то же самое» — предупреждает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.
Действительно, нигде и никто на ДОП автоматы не допускает, тут мы впереди планеты всей. Причём не имея собственной электроники и в очень напряжённой международной обстановке. Идиотизм?
Как несложно догадаться, до первой трагедии вряд ли кто хотя бы почешется. Чиновникам закон не писан. То есть Россия становится какой-то колонией с двойными стандартами, где безопасность граждан никого не волнует. Подумаешь, кто-то погибнет, страна большая. Но у такой логики может быть и обратный эффект.