Рынок автокредитования побил ипотечные кредиты. Россияне перешли на автокредиты. Вместо фактически недоступных нынче ипотечных квартир люди активно начали покупать на заемные деньги машины, не страшась высоких процентов.
В июле 2024 года портфель автокредитов в России вырос на 111 млрд рублей, обновив исторический рекорд, сообщил начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий.
Всего сумма автокредитов на 1 августа 2024 года увеличилась до 2,284 трлн рублей. За июнь она выросла на 87 млрд рублей, за май — на 99 млрд рублей. В апреле прирост составил 76 млрд рублей. Но и это — не предел.
Цифры рынка автокредитования остаются высокими уже третий месяц подряд. И хотя, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в июле по сравнению с июнем этого года увеличение составило лишь 1,6%, в годовом выражении прирост весьма значительный.
Покупки же ипотечных квартир продолжают сокращаться, как шагреневая кожа. По данным информационно-аналитического материала ЦБ «О развитии банковского сектора Российской Федерации», за июль 2024 года впервые, по крайней мере, с 2019 года, портфель ИЖК (ипотечных жилищных кредитов) российских банков сократился. Только за июль размер вложений в ипотечное кредитование снизился на 35 миллиардов рублей
Чем вызван ажиотажный спрос на машины и сколько граждане переплачивают при оформлении автокредитов? С таким вопросом мы обратились к доктору экономических наук, проректору Финансового университета при правительстве РФ Александру Сафонову.
— Причины совершенно понятны. Те, кто не может купить квартиру — покупает машину. Возможно, человек копил на жилье, но повышение ключевой ставки и недоступность ипотеки свело планы на «нет». А вот покупка автомобиля в кредит осталась вполне реальной на накопленную сумму. Есть и еще одна причина: стало трудно с автозапчастями, часто по параллельному импорту предлагают поддельные, б/ушные, и в этой ситуации возникает естественное желание обновить машину, пока есть такая возможность.
«СП»: Есть и еще одна веская причина. Это грядущее повышение утилизационного сбора с 1 октября и его прогнозируемое увеличение в 2025 году.
— Естественно, рост утильсбора увеличит конечную стоимость автомобиля, поэтому экономически выгоднее успеть взять машину в кредит до 1 октября.
С октября утилизационный сбор за автомобили с объёмом двигателя от 1 до 2 литров вырастет с 300 тыс. до 556 тыс. рублей, а в следующем году он составит уже 667 тыс. рублей, то есть вырастет более чем в два раза. На наиболее популярные модели с двигателями от 2 до 3 литров утильсбор увеличится в 2025 году примерно на 47%. Прибавьте к этому естественный ежегодный рост цен на авто. Впрочем, как и на все остальное. То есть если покупать машину, это выгоднее сделать именно сейчас.
На сколько придется переплачивать по автокредиту? Автокредиты сейчас выдаются в среднем по ставкам от 18,3% до 30,3%, в зависимости от дополнительных услуг, страхования и других сопутствующих услуг.
«СП»: Многие делают выбор в сторону автомобиля, потому что машина в нашей стране — это часть социального статуса, согласитесь…
— Это действительно наша национальная особенность. Часто проходишь мимо пятиэтажки — и рядом с ней видишь дорогие спорткары. Ведь именно на них ездят на работу, и по ним сослуживцы часто судят о материальных возможностях человека.
«СП»: Может быть, это еще и примета времени, такого непредсказуемого, когда от жизни надо успеть взять все, что можно, пока есть возможность?
— Как экономист назову это несколько иначе: россияне перешли к модели потребительского поведения, которую проще можно назвать словами: «пока деньги есть, буду тратить».
И все же возникает вопрос: как скажется возросший спрос на автокредитование на стоимости автомобилей? Стоит ли ждать подорожания машин? И на сколько?
«Цены на автомобили будут расти до 60−70%. Поскольку большую часть машин мы завозим из Китая, наши производители и утильсбор поднимут, и цены на отечественные автомобили взвинтят. Поэтому мой совет — вкладывать деньги. Хоть в автомобили, хоть куда-то еще, потому что стоит приготовиться к росту цен, — пояснил „СП“ кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака. — Не думаю, что открою большой секрет, если скажу: не исключено новое повышение ключевой ставки. А это значит, что жизнь станет еще дороже».