В России предлагают меры по стимулированию замены автомобилей с правым рулём на более безопасные леворульные транспортные средства. Глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов обращает внимание на рост аварийности среди праворулек.
В письме, направленном на имя первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова, сенатор ссылается на данные агентства «Автостат», согласно которым в России насчитывается 3,87 млн легковых автомобилей с правым рулём, из них порядка 1,99 млн зарегистрированы в Дальневосточном, а 1,43 млн единиц — в Сибирском федеральном округе.
«Доля автомобилей с правым рулём в отечественном автопарке составляет около 8,2%. При этом в прошлом году с участием автомобилей с правым рулем произошло 16 077 ДТП, то есть 12,2% от доли всех ДТП в 2024 году», — приводит данные сенатор.
Кутепов считает, что меры по стимулированию замены праворульных авто на леворульные должны носить плановый поэтапный характер и сочетаться со стимулирующими мерами, например, государственными программами субсидирования.
Кроме того, необходимо обеспечить новые автомобили поставками запасных частей и широкой сервисной инфраструктурой.
«Транспортный риск для автомобилей с правым расположением рулевого управления (4,9) более чем в два раза превышает значение данного показателя для транспортных средств с левым расположением рулевого управления (2,1)», — говорится в сообщении МВД, но пока в ведомстве намерены заниматься просветительской и профилактической работой.
Официальный представитель МВД Ирина Волк уже поспешила успокоить взбудораженных автолюбителей. По ее словам, никакие меры по запрету на покупку-продажу и эксплуатацию праворульных машин не рассматриваются.
«Акцент планируется сделать на проведении соответствующей просветительской работы с водителями автомобилей данной категории, а также на механизмах взаимной адаптации транспортных средств и дорожной инфраструктуры с учетом особенностей установленного порядка дорожного движения», — написала она в своем ТГ-канале.
Ну, а Мантурову, видимо, придется все-таки реагировать на запрос из Совета Федерации и озадачить Минпромторг.
По словам председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, высокая аварийность праворульных авто не доказана.
— Это всё гипотезы. Никто никогда не фиксировал, что при прочих равных аварийность праворульных автомобилей выше.
Удельный вес таких машин высок в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Считать, что там аварийность выше, чем, допустим, в Центральной России — нет такой статистики. Сказать, что в других регионах праворульные автомобили чаще попадают в ДТП — тоже невозможно.
Конечно, это не совсем нормально. Есть определенные требования — в условиях правостороннего движения с правым рулем ездить сложнее. Есть требования по прохождению техосмотра — автомобили, которые сейчас подлежат техосмотру, с правым рулем быть не могут.
«СП»: Почему многие жители Дальнего Востока все-таки отдают предпочтение праворульным автомобилям?
— Очень трудно обеспечить приобретение автомобилей хороших марок и брендов. Я помню ситуацию, когда леворульные автомобили стали объективно вытеснять праворульные даже в дальневосточных регионах.
Сейчас доступ к качественным хорошим леворульным автомобилям (китайский и отечественный автопром выводим за скобки) по известным причинам отсутствует.
По «серому» импорту жителям дальневосточных и восточно-сибирских регионов проще приобрести праворульный автомобиль из Японии, чем любой другой. Это первое. Второе — они при прочих равных дешевле. Соответственно, на них выше спрос.
На мой взгляд, рост праворульных автомобилей в нашей стране напрямую связан с экономической ситуацией. Как только она улучшается, стабилизируется, удельный вес этих автомобилей снижается. Как только ухудшается, сразу растет.
Депутатам и сенаторам надо подумать, как экономику поднимать и тем самым решать проблему кардинально. А так …
Я очень хорошо помню протесты на Дальнем Востоке, когда вводились эти ограничения — людей заставлять не надо было, сами на улицы выходили. Видимо, подзабыли это депутаты и сенаторы.
Для жителей Дальнего Востока праворульный автомобиль — это не роскошь, а реальное средство передвижения. Они, кстати, к этому привыкли — они в подавляющем большинстве очень долго и много ездят на правом руле, поэтому там таких проблем, которые могут быть у жителя Центральной России, если пересел за правый руль, не возникает.
«СП»: Какие могу быть меры — полный запрет, повышение ввозных пошлин?
— Это у сенатора надо спросить. Надо экономику поднимать, тогда всё само собой образуется. Сколько раз уже, в более спокойных условиях, когда у людей была альтернатива, пытались запретить.
Ввозить из Центральной России недешевые произведения отечественного автопрома — это смешно. Китайские автомобили не пользуются таким спросом и популярностью, к тому же они намного дороже, чем подержанные праворульные автомобили.