Избежать «бензинового голода» поможет хитрый компромисс государства и нефтяников - «Авто» » Политический Эксперт

Избежать «бензинового голода» поможет хитрый компромисс государства и нефтяников - «Авто»

¦

Профильные ведомства обсуждают продление запрета на экспорт российского бензина для всех участников рынка. Пока соответствующее ограничение действует для компаний, которые не производят топливо, до 31 октября, а для всех игроков (в том числе НПЗ) — до 30 сентября.

Обсуждается также запрет на экспорт дизельного топлива.

К 24 сентября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптовые цены на АИ-92 в европейской части России выросли до исторического рекорда — 73,684 тыс. руб. за тонну. Стоимость АИ-95 в последнее время немного стабилизировалась, но все равно остается на достаточно высоком уровне — 79,393 тыс. руб. за тонну.

За последние 3 месяца биржевые цены на бензин выросли на 17,38% и 19,08% соответственно. 23 сентября оптовое летнее дизтопливо было на максимальном уровне за все время подсчетов — 72,209 тыс. руб. за тонну, что на 27,1% выше его стоимости в конце июня. 24 сентября цены немного скорректировались вниз на 0,2%.



Московская топливная ассоциация (МТА) в свою очередь зафиксировала значительный рост уже розничных цен на дизтопливо. За 15−22 сентября его средневзвешенная стоимость дизтоплива на столичных заправках выросла на 22 коп, до 71,15 руб. за литр.

В свою очередь АИ-92 в Москве подорожал на 0,16 коп, до 59,7 руб. за литр, а АИ-95 — на 0,15 коп, до 66,07 руб. за литр. Это не так существенно отличается от роста цен на розничный бензин за 8−15 сентября, но куда быстрее показателей за период 25 августа — 8 сентября.

По данным Росстата за 9−15 сентября в среднем по России цены на бензин на АЗС выросли на 0,45% (до 59,63 и 65,07 руб. за литр соответственно), а на дизтопливо — на 0,22% (до 71,88 руб. за литр).

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович подчеркнул, что топливный кризис связан с четырьмя ключевыми проблемами.

— Среди них: сезонный фактор, атаки украинских дронов, текущая налоговая нагрузка на нефтяные компании, в том числе на бизнес, который работает в рознице, и логистические трудности в части регионов. Например, на Дальнем Востоке всего 2 крупных НПЗ: Хабаровский и Комсомольский.

«СП»: Какие есть возможные выходы из кризиса помимо официально неподтвержденного расширения запрета на экспорт нефтепродуктов?

— Можно создавать запасы моторного топлива перед пиковыми периодами спроса, но это требует грамотной организации.

Хранение нефтепродуктов отнюдь не бесплатная история. Наверное, это можно было бы организовать в рамках налоговой системы по примеру стимулирования переработки нефти через обратный акциз при условии инвестиций в модернизацию НПЗ.

Запрет на экспорт нефтепродуктов в течение длительного срока будет дестимулировать работу переработчиков и игроков, которые заняты в данном розничном секторе, в том числе независимых заправщиков, потому что они просто не смогут выгодно продать моторное топливо на внешних рынках. Лучше все же искать решение через налоговую систему.

Отчасти движение в этом направлении есть. В Минфине говорили о возможном увеличении уровня допустимого отклонения оптовых цен на топливо от установленных в формуле топливного демпфера (система субсидий переработчикам нефти для мотивирования поставок на внутренний рынок — «СП») на 10 процентных пунктов — до 20% по бензину и до 30% по дизтопливу. Если выполнять текущие нормы демпфера, то за сентябрь компании могут просто не получить выплаты.

Должны присутствовать и логистические решения. К примеру, на Дальнем Востоке стоит построить новый крупный НПЗ. Другое дело, что компаниям надо дать гарантии, что на нефтепродукты будет спрос.

Налоговое уравнение между интересами бюджета и компаниями должно быть немного скорректировано в пользу компаний, иначе они теряют стимул к развитию. Для государственного бизнеса в свою очередь важен вопрос дивидендов, без выплаты которых таким компаниям было бы проще.

Есть вариант с приостановкой темпов роста розничных акцизов на бензин (с 1 января 2025 года ставки акцизов на бензин в России выросли на 16%, для сравнения с 1 января 2024 года рост был только 4,9% - «СП»).

Это выгодно как нефтяным компаниям, так и потребителям, но невыгодно бюджету. В этом случае лучше прийти к компромиссу, когда никто не доволен полностью, но и ничьи интересы не забыты.

«СП»: Что будут делать нефтяные компании, если они не смогут экспортировать нефтепродукты, а цены на топливо будут сдерживаться?

— Если это будет длиться долго, то нефтяные компании начнут экспортировать нафту (прямогонный бензин, из которого производятся другие нефтепродукты) или просто сырую нефть, при этом сворачивая производство моторного топлива.

Правительство не сможет запретить им поставлять нефть на мировые рынки, потому что российская экономика во многом живет за счет этого. Зачем России помогать геополитическим оппонентам?


Это выглядит как тупик, выход из которого есть в коррекции налоговой системы при соблюдении интересов компаний, потребителей и бюджета. Если слишком сильно надавить на нефтяной бизнес, то есть риски ухудшения качества или количества бензина на рынке.

Все же лучше, чтобы цены умеренно росли, чем покупать топливо по талонам или низкокачественный продукт, который может просто навредить автомобилю. Это актуально даже для потребителей в удаленных регионах с большими расстояниями между населенными пунктами.

«СП»: Участники рынка еще в середине сентября сообщали о перебоях с поставками более чем в 10 регионах. Почему возникают подобные локальные дефициты?

— На них влияют все 4 основных фактора. В том числе и потому что при росте налогов работа многих розничных заправок оказывается нерентабельной.

Не важно, являются ли они независимыми или принадлежат вертикально-интегрированным компаниям, им все равно приходится терпеть убытки. Оптовые цены растут достаточно быстро, но бизнес не может их отыграть в рознице из-за неформального соглашения с надзорными ведомствами.

Поэтому АЗС просто прекращают работу или не продают отдельные виды бензина. Если бы им позволили наращивать цены в рознице, то они нарастили бы объемы продаж розничного бензина.

Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Профильные ведомства обсуждают продление запрета на экспорт российского бензина для всех участников рынка. Пока соответствующее ограничение действует для компаний, которые не производят топливо, до 31 октября, а для всех игроков (в том числе НПЗ) — до 30 сентября. Обсуждается также запрет на экспорт дизельного топлива. К 24 сентября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптовые цены на АИ-92 в европейской части России выросли до исторического рекорда — 73,684 тыс. руб. за тонну. Стоимость АИ-95 в последнее время немного стабилизировалась, но все равно остается на достаточно высоком уровне — 79,393 тыс. руб. за тонну. За последние 3 месяца биржевые цены на бензин выросли на 17,38% и 19,08% соответственно. 23 сентября оптовое летнее дизтопливо было на максимальном уровне за все время подсчетов — 72,209 тыс. руб. за тонну, что на 27,1% выше его стоимости в конце июня. 24 сентября цены немного скорректировались вниз на 0,2%. Московская топливная ассоциация (МТА) в свою очередь зафиксировала значительный рост уже розничных цен на дизтопливо. За 15−22 сентября его средневзвешенная стоимость дизтоплива на столичных заправках выросла на 22 коп, до 71,15 руб. за литр. В свою очередь АИ-92 в Москве подорожал на 0,16 коп, до 59,7 руб. за литр, а АИ-95 — на 0,15 коп, до 66,07 руб. за литр. Это не так существенно отличается от роста цен на розничный бензин за 8−15 сентября, но куда быстрее показателей за период 25 августа — 8 сентября. По данным Росстата за 9−15 сентября в среднем по России цены на бензин на АЗС выросли на 0,45% (до 59,63 и 65,07 руб. за литр соответственно), а на дизтопливо — на 0,22% (до 71,88 руб. за литр). Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович подчеркнул, что топливный кризис связан с четырьмя ключевыми проблемами. — Среди них: сезонный фактор, атаки украинских дронов, текущая налоговая нагрузка на нефтяные компании, в том числе на бизнес, который работает в рознице, и логистические трудности в части регионов. Например, на Дальнем Востоке всего 2 крупных НПЗ: Хабаровский и Комсомольский. «СП»: Какие есть возможные выходы из кризиса помимо официально неподтвержденного расширения запрета на экспорт нефтепродуктов? — Можно создавать запасы моторного топлива перед пиковыми периодами спроса, но это требует грамотной организации. Хранение нефтепродуктов отнюдь не бесплатная история. Наверное, это можно было бы организовать в рамках налоговой системы по примеру стимулирования переработки нефти через обратный акциз при условии инвестиций в модернизацию НПЗ. Запрет на экспорт нефтепродуктов в течение длительного срока будет дестимулировать работу переработчиков и игроков, которые заняты в данном розничном секторе, в том числе независимых заправщиков, потому что они просто не смогут выгодно продать моторное топливо на внешних рынках. Лучше все же искать решение через налоговую систему. Отчасти движение в этом направлении есть. В Минфине говорили о возможном увеличении уровня допустимого отклонения оптовых цен на топливо от установленных в формуле топливного демпфера (система субсидий переработчикам нефти для мотивирования поставок на внутренний рынок — «СП») на 10 процентных пунктов — до 20% по бензину и до 30% по дизтопливу. Если выполнять текущие нормы демпфера, то за сентябрь компании могут просто не получить выплаты. Должны присутствовать и логистические решения. К примеру, на Дальнем Востоке стоит построить новый крупный НПЗ. Другое дело, что компаниям надо дать гарантии, что на нефтепродукты будет спрос. Налоговое уравнение между интересами бюджета и компаниями должно быть немного скорректировано в пользу компаний, иначе они теряют стимул к развитию. Для государственного бизнеса в свою очередь важен вопрос дивидендов, без выплаты которых таким компаниям было бы проще. Есть вариант с приостановкой темпов роста розничных акцизов на бензин (с 1 января 2025 года ставки акцизов на бензин в России выросли на 16%, для сравнения с 1 января 2024 года рост был только 4,9% - «СП»). Это выгодно как нефтяным компаниям, так и потребителям, но невыгодно бюджету. В этом случае лучше прийти к компромиссу, когда никто не доволен полностью, но и ничьи интересы не забыты. «СП»: Что будут делать нефтяные компании, если они не смогут экспортировать нефтепродукты, а цены на топливо будут сдерживаться? — Если это будет длиться долго, то нефтяные компании начнут экспортировать нафту (прямогонный бензин, из которого производятся другие нефтепродукты) или просто сырую нефть, при этом сворачивая производство моторного топлива. Правительство не сможет запретить им поставлять нефть на мировые рынки, потому что российская экономика во многом живет за счет этого. Зачем России помогать геополитическим оппонентам? Это выглядит как тупик, выход из которого есть в коррекции налоговой системы при соблюдении интересов компаний, потребителей и бюджета. Если слишком сильно надавить на нефтяной бизнес, то есть риски ухудшения качества или количества бензина на рынке. Все же лучше, чтобы цены умеренно росли, чем покупать топливо по талонам или низкокачественный продукт, который может просто навредить автомобилю. Это актуально даже для потребителей в удаленных регионах с большими расстояниями между населенными пунктами. «СП»: Участники рынка еще в середине сентября сообщали о перебоях с поставками более чем в 10 регионах. Почему возникают подобные локальные дефициты? — На них влияют все 4 основных фактора. В том числе и потому что при росте налогов работа многих розничных заправок оказывается нерентабельной. Не важно, являются ли они независимыми или принадлежат вертикально-интегрированным компаниям, им все равно приходится терпеть убытки. Оптовые цены растут достаточно быстро, но бизнес не может их отыграть в рознице из-за неформального соглашения с надзорными ведомствами. Поэтому АЗС просто прекращают работу или не продают отдельные виды бензина. Если бы им позволили наращивать цены в рознице, то они нарастили бы объемы продаж розничного бензина. Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Теги

Поделиться

Статистика

10 просмотров
0 комментариев

Оценить

0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
0 комментариев

Добавить комментарий


МЫ В ЭФИРЕ
ЭФИР
РЕКЛАМА У НАС
Сегодня искали
НОВОСТИ В ТРЕНДЕ
РЕКОМЕНДУЕМ
Реклама
«    Сентябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
       

Архив новостей
Сентябрь 2025 (72)
Август 2025 (71)
Июль 2025 (89)
Июнь 2025 (42)
Апрель 2025 (34)
Март 2025 (83)

...
Перейти ВВЕРХ
Рейтинг@Mail.ru