Правительство России сделало еще один красивый жест по поддержке экономики. В плюсе оказались игроки высшей лиги отечественного бизнеса — нефтяники: введен временный запрет на импорт нефтепродуктов в страну, соответствующее постановление опубликовано на портале правовой информации. Эта «охранная грамота», подписанная премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, будет действовать до 1 октября.
Интересной оказалась реакция представителя партии «Единая Россия», первого заместителя председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова. По его мнению, введенный правительством запрет на ввоз топлива из-за рубежа вызовет увеличение цен на бензин, однако они бы росли в любом случае.
«Если во всем мире цена топлива на внутреннем рынке для потребителей зависит от цен на углеводородное сырье на внешнем рынке, то у нас этот механизм <…> не работает».
Напомним, парадоксальная ситуация, когда оказалось, что поставки бензина из-за рубежа в нашу «страну-бензоколонку» дешевле его отечественного производства, сложилась в начале апреля. Как тогда сообщала «СП», из-за снижения цен на нефть на мировых рынках, а также в условиях пандемии и финансово-экономического кризиса, цена на бензин во многих странах резко снизилась. При этом в России стоимость топлива на автозаправках, если и меняется, то только в сторону увеличения. Поэтому вполне реальной стала перспектива поставок в нашу страну дешевого автомобильного топлива из-за рубежа.
Однако правительство стало в срочно порядке разрабатывать меры по запрету импорта нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина (по нашим расчетам на начало апреля — по 28 рублей за литр) на внутренний рынок.
Так появился этот запрет, который подается правительством как защита отечественных производителей топлива. Но пойдет ли это на пользу экономике, самим нефтяным компаниям и главное, гражданам России?
Но самом деле, это не поддержка отечественного бизнеса, а показатель системной проблемы российской экономики, считает аналитик ГК ФИНАМ Алексей Калачев:
— В принципе, такая мера защиты своих производителей, как запрет дешевого импорта является вполне рыночной и весьма распространена. И не только на рынке нефтепродуктов. Например, в металлургии в мире все повсеместно друг против друга такие действия проводят. Тем более, что в нашей нефтянке сколько денег вложено в развитие отрасли, подтянули уровень качества топлива до европейских стандартов. И конечно, сейчас все это терять никому не хочется.
Но это только одна сторона проблемы, которая является многогранной. Другая сторона — этот запрет весьма символический, потому что в реальности везти из Европы дешевый бензин в Россию, по большому счету, никто не станет. Все участники рынка понимают, что этот ценовой перекос носит временный характер. И понятно, как это сложилось — за рубежом цена на бензин пошла вниз вслед за нефтью, а у нас она не может последовать этим же путем по ряду причин, о которых чуть позже.
Но рано или поздно эта ситуация разрешится и, скорее всего к осени она уже развернется в обратную сторону. А ради нескольких месяцев строить системный бизнес по импорту никто не станет. Ну, возможны отдельные попытки, какие-то левые партии поставок, которые будут выявлены на таможне или на заправках.
Здесь, я думаю, будут, в основном попытки демпинга из Белоруссии, но с ней наверняка будет какая-то отдельная договоренность. Потому что мы поставляем им нефть по сниженным ценам с тем, чтобы они производили топливо и экспортировали его не в Европу, а на наш рынок. И этот сложившийся ценовой дисбаланс будет как-то урегулирован.
«СП»: — Опять же, все в ручном режиме, по особым договоренностям, на особых условиях…
— Да, это из той же «оперы» — почему у нас цена на бензин стала выше. Демпферный механизм был введен, когда стоимость нефти резко выросла, а рубль обвалился, и стоимость производства нефтепродуктов резко выросла. И вот здесь, чтобы не разгонять цены внутри рынка, ввели механизм, когда разницу между ценой отсечения и экспортным нетбэком (netback — это рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства) бюджет компенсировал. Но ответная ситуация — если цена нетбэка ниже опускается, то, соответственно, нефтяники оплачивают. И когда этот механизм работает — при биржевых скачках вверх-вниз цена на нефть внутри страны стабильна: плюс-минус копейки — не в счет.
«СП»: — И при этом цены на бензин все равно, как бы крадучись, растут и растут. Даже «единороссы» говорят об этом как о само собой разумеющемся…
— Если хотим опустить цену на топливо вниз — надо отказываться от демпфера. Но у этой проблемы тоже не одна сторона. Первое — бюджет уже сейчас сильно теряет нефтегазовые доходы на том, что резко упала цена нефти — в нашей налоговой системе резко сократились пошлины. И если еще в этой ситуации отказаться от демпфера, это значит, вообще ничего не получать. А расходы — особенно в период эпидемии — вполне очевидно возросли. Поэтому, попытки как-то пересмотреть или вообще отменить демпферный механизм, думаю, будут безуспешны — на это правительство не согласится. Хотя наверняка такие попытки будут предприниматься.
Но есть еще вторая сторона этой проблемы. Не будь сейчас этого демпферного механизма, то, учитывая сниженный спрос на бензин, — все сидят дома, мало кто ездит — то компании с удовольствием начали бы конкурировать и опускать цены. Наперегонки, вслед за Европой. Тем более, что цена на сырье у них вдвое упала по сравнению с тем моментом, когда вводился этот механизм. Могли бы такое себе позволить.
Но проблема в том, что спрос на бензин упал не из-за того, что он такой дорогой, а из-за того, что почти никто не ездит. От того, что снизят цену — ездить больше не станут. Ну, заполним мы несколько канистр про запас — все, этим весь рост спроса ограничится. Поэтому для правительства — с точки зрения макроэкономики, системного подхода — это, в общем-то, не имеет никакого смысла.
«СП»: — Но, может, здесь важнее другой смысл — если бы бензин дешевел по рыночным законам, то это стало бы хорошим стимулом для развития экономики страны?
— Совершенно был бы с вами согласен, если бы об этом речь шла в нормальных условиях. А сейчас, когда кругом все эти самоизоляции, самоограничения и прочие карантинные барьеры, это в принципе почти ничего не даст экономике. А так-то, в принципе, я конечно, согласен — это снижение тарифов, снижение цен и так далее… Это лучший стимул для развития. Но мы же живем в другой стране, в другой экономической системе.
«СП»: — Но вот уже снимаются постепенно ограничения на передвижение, оживает строительство и промышленность… Может, самое время все-таки пересмотреть подход к системе ценообразования на топливо?
— Чтобы у нас заработал нормально бизнес, чтобы пошло облегчение его бремени — надо всю систему менять, а не только ценообразование на топливо. У нас же ничего в реальности не развивается — авиакомпании, да и почти весь транспорт на грани вымирания. Потребительский рынок рушится по той простой причине, что народ неплатежеспособен. Людям просто не доплачивают за их труд, поэтому они не готовы, точнее, не имеют возможности приобретать необходимые товары и услуги в достаточном количестве, вкладывая свои деньги в экономику и, тем самым, подвигая ее к развитию. Это системная проблема.
Нефть и газ: Жуткий сон «Газпрома» и Миллера: В августе у Европы не останется свободных хранилищ
Новости экономики: Маленькая победа Кремля: Германия спасла «Северный поток»