В 2018 году товарооборот между Россией и КНР преодолел долгожданную отметку в 100 млрд. долларов США. Теперь лидеры стран поставили еще более масштабную задачу: к 2024 году преодолеть отметку в 200 млрд. долларов. Конечно, теоретически достигнуть ее можно благодаря сотрудничеству на высшем уровне между государственными корпорациями и крупными компаниями. Например, газопровод «Сила Сибири» обеспечит серьезную прибавку к товарообороту.
Однако для того, чтобы сотрудничество вышло на новый этап, необходимо выстраивать связи на всех уровнях, как крупного, так и среднего и малого бизнеса. И.о. Председателя Правления Банка «Солидарность» Вячеслав Арбузов рассказал о том, как можно облегчить работу российских и китайских предпринимателей, помочь им выйти на новые для себя рынки и обеспечить дальнейшее развитие торговых связей.
— Мы все знаем крупнейшие города Китая — Пекин, Шанхай, Гуанчжоу. Но о том, что лежит дальше, у нас очень мало информации и мало источников для ее получения. На форумы обычно приезжают ставшие уже мировыми китайские компании, а прямых отношений с компаниями среднего уровня практически нет.
Но, я думаю, мы нашли способ, как устранить эти «белые пятна» на карте. Я являюсь заместителем председателя Ивановской областной думы, и мы решили предложить Китаю создавать пары городов-побратимов. В Москве есть землячество провинции Шаньдун, мы обсудили с ними этот вопрос, и в итоге родилась идея создать пару городов-побратимов Иваново-Цзыбо.
Роль землячеств я хотел бы особо отметить. Они имеют полуофициальный статус, но это очень тесная общность. Члены землячества поддерживают связи со своей провинцией, она им помогает, финансирует культурные обмены, деловые связи. Именно инициатива землячества Шаньдун позволила нам сделать этот шаг, за что им большое спасибо.
Мы поняли, что сотрудничество по линии городов-побратимов открывает море новых возможностей. В Советском Союзе тоже был такой институт. Мы же решили переосмыслить этот подход и посетили город Цзыбо, который стал своего рода откровением.
Мы увидели принципиально иную картину экономических взаимоотношений. Все предприятия Цзыбо существуют не сами по себе, а представляют собой административную единицу города. Мэр и министерство коммерции осуществляют координацию этими предприятиями, большинство из них государственные или с крупнейшим государственным участием.
То есть с одной стороны они работают на коммерческих принципах, с другой, воспринимают городские власти, как часть иерархии. Для них это нормально, а нам сложно представить, что в каком-нибудь небольшом российском городе мэр сможет объединить вокруг себя крупнейшие предприятия и выстраивать единую линию.
Причем речь не о мелких предприятиях. Например, нефтеперерабатывающие компании Цзыбо совокупно перерабатывают больше нефти в год, чем весь Татарстан.
Есть там и предприятие по производству дизельных генераторов. Они выпускают 100 больших и 150 малых генераторов в день. На среднее нефтяное месторождение требуется 10 таких генераторов. Только представьте, о каких объемах производства идет речь.
Мы приехали в Цзыбо, начали общаться и увидели огромную нехватку информации как нам о них, так и им о нас. Например, там есть большой завод по производству медицинского оборудования. Мы в России не производим свое оборудование, а закупаем все вплоть до шприцов. А вот они производят сами. Но это и многие другие предприятия не могут получить доступ к российскому рынку, несмотря на наличие многочисленных комиссий и форумов. Контактов на уровне бизнеса между Китаем и Россией почти нет, поэтому китайцы слабо представляют себе спрос в нашей стране.
«СП»: — Какие перспективы открывает такое сотрудничество по линии городов-побратимов?
— Цзыбо — очень хороший пример, когда «маленький» провинциальный город в 4,5 миллиона человек успешно выстраивает и свою экономику, и внешние отношения. Мы встречались с мэром, главами предприятий и видели у них неподдельный интерес. Мы уверены, что эти отношения можно и нужно развивать по горизонтали. Чтобы эти предприятия в той или иной степени обрели прописку в Ивановской области с точки зрения инвестиций, присутствия и продаж.
Статус городов-побратимов имеет высокий потенциал. Я говорю о небольших городах. Не нужно идти сразу в Шанхай или Пекин, там и так сидят все мировые корпорации. Но небольшие (по китайским меркам) города — совсем другое дело.
Например, город Циндао, который мы тоже посетили. Он является важной частью Шелкового пути. Если экономика Китая растет в среднем на 5−6% в год, то Циндао — на 8−10%. Почему? Да потому, что такой статус мгновенно вызывает приток инвестиций и создает мировой интерес к городу.
Немного он напоминает новую Москву. Китайцы просто отодвинулись от исторического города Циндао километров на 10 и стали развивать новый город — новые районы, дома, порт, предприятия. Циндао станет главным портом, через который продукция сельского хозяйства из России будет поставляться в Китай и откуда экспорт будет идти в РФ. На этом основании они начали развивать город колоссальными темпами. И наши бизнесмены тоже начинают туда подтягиваться.
Нам таких точек роста очень не хватает, особенно в провинции. Поэтому эту практику, которую мы использовали по линии Цзыбо-Иваново, можно использовать и дальше. В том числе, подтягивать партийный ресурс и институты. В каждом городе у нас есть партийное присутствие, и в этом плане взаимодействие по линии компартий представляет собой большой потенциал, потому что для Китая это важный момент.
«СП»: — Насколько велик интерес к такому сотрудничеству с китайской стороны?
— Я бы хотел выразить огромную благодарность заместителю мэра города Циндао г-ну Лёу Цзеньцзюинь, руководителю района Шинань города Циндао г-ну Гао Цзень и его заместителям г-ну Ень Ши и Синь Миньчжи, а также мэру города Цзыбо г-ну Юй Хайтень и его заместителю г-на Гай Вэйсин, секретарю комитета КПК города Цзыбо и руководителю постоянного комитета ВСНП г. Цзыбо г-ну Чжоу Леньхуа, руков-Ъодителю управления коммерции г. Цзыбо г-ну Ци Сяофу и заместителю партийного секретаря, заместителю руководителя управления коммерции г. Цзыбо, г-ну Лёу Дали, и, конечно же, представителям предприятий Haier, г-ну Тан Чуэн и Hisense, г-ну Шу Пэн, с которыми мы встречались, и всем, кто нас принимал. Поразительно, насколько высокую планку наши китайские партнеры задают таким встречам. Они не жалеют ни времени, ни усилий, потому что понимают, что это необходимо для выстраивания будущих отношений.
Мы часто слышим от нашего руководства слова «экономическая целесообразность», и под этим предлогом у нас часто обрываются разные начинания и хоронятся проекты. Мы обсуждаем, нужно ли строить высокоскоростную железную дорогу Москва-Казань или мост на Сахалин, и приходим к выводу, что не нужно, потому что это экономически не рентабельно. Но рентабельность в этой ситуации — неуместный показатель.
Китайцы на таких этапах думают по-другому. Например, обсуждается вопрос строительства канатной дороги Благовещенск-Хэйхэ. Наши говорят — строить канатную дорогу экономически не выгодно, а китайцы отвечают — выгодно, но окупится она через 30 лет. Для них такие сроки — 30, 50, 100 лет — это абсолютно нормально.
Представляете, если бы Витте в свое время давал царю экономическое обоснование Транссиба, и они пришли к выводу, что это не выгодно, потому что он окупится только через 40 лет? Уже давно нет ни Витте, ни царя, ни империи, а дорога все еще работает. Сколько раз она окупилась? У китайцев к этому совсем другое отношение, особенно если какие-то вопросы имеют геополитическое или социальное значение. Они руководствуются не только экономикой.
Надеюсь, у нас к этому тоже придут, а мы, со своей стороны, будем создавать горизонтальные связи с Китаем, которых сегодня практически нет. Сейчас все идет через верх, и там, как в узком горлышке бутылки, уже столько всего скопилось, что больше уже ничего не проходит. Мы надеемся исправить эту ситуацию.
Китай сегодня: Банк «Солидарность» открывает Китай для бизнеса
Китай, новости экономики: Китайский пенсионер превратил пустыню в оазис