Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверки причин роста биржевых цен на бензин АИ-95. О новых исторических максимумах свидетельствуют данные торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
В ФАС не исключают картельного сговора, который и привел к скачку цен.
«Если сговор все-таки есть, виновных ждут санкции, предусмотренные антимонопольным, а возможно, и уголовным законодательством», — предупредил статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
Ведомство уже выдало предостережения вице-президенту НО «Российского топливного союза», президенту НП «Алтайского топливного союза», президенту союза независимых участников рынка «Независимый топливный союз», президенту ООО «Фирма «ТЭС». Кроме того, ФАС рекомендовала нефтяным компаниям нарастить объем предложений топлива на бирже, в том числе за счет перенаправления экспортных потоков на внутренний рынок, а также обеспечить регулярность и равномерность реализации нефтепродуктов на биржевых торгах.
«В настоящее время проводится работа по анализу действий нефтяных компаний на предмет злоупотребления доминирующим положением, сговора, некорректных и необоснованных в СМИ высказываний. При наличии признаков нарушения будут незамедлительно приняты меры антимонопольного реагирования», — отметил начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Армен Ханян.
По данным Росстата, с 8 по 14 июня цены выросли на 8 копеек по сравнению с предыдущей неделей, стоимость на АЗС составила 45 рублей за литр.
«Рост цен на бензин автомобильный отмечен в 62 центрах субъектов Российской Федерации. Более всего он подорожал в Кызыле — на 2,1% и Махачкале — на 1,2%. В Москве за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,1%, в Санкт-Петербурге — на 0,2%», — говорится в материалах ведомства.
В Минэнерго не видят значительных рисков для потребителя из-за роста цен на автомобильный бензин в оптовом сегменте и считают это нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление экономики после снятия ограничительных мер по коронавирусу. Кроме того, в ведомстве отмечают, что в это время традиционно наблюдается сезонный рост спроса на нефтепродукты.
«Розничные цены на моторное топливо остаются относительно стабильными на всей территории Российской Федерации. Темпы роста цен на бензин и дизельное топливо с начала года ниже темпов инфляции — 0,4% и минус 0,4% соответственно», — говорится в сообщении Минэнерго.
По словам заместителя министра Павла Сорокина, дефицита топлива на рынках нет, а производственные планы компаний выполняются. В ведомстве считают, что несмотря на текущую волатильность цен в оптовом сегменте, риск роста розничных цен темпами, превышающими уровень инфляции, отсутствует.
Рост цен связан с несколькими факторами, считает завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
— Во-первых, у нас есть ограничение добычи в рамках соглашения ОПЕК+, соответственно, определенные планы есть у компаний по поставкам на внутренний рынок и экспорт. При этом мы видим, что пробки в Москве вернулись к прошлогоднему уровню, то есть спрос в России восстановился, а ограничения сохраняются.
На фоне восстановления спроса активно используются нефтепродукты на внутреннем рынке. Повышенный спрос внутреннего рынка подгоняет цены вверх.
Еще один фактор — это демпфирующий механизм. Механизм сделан так, чтобы не было волатильности, была определенная стабильность. Но он не дает ценам (на внутреннем рынке — ред.) опускаться вслед за мировыми.
К тому же у нас были введены ограничения на импорт бензина для поддержки внутренних производителей. Чтобы не получилось, что в условиях переизбытка нефти в мире, соседние страны загрузили свои заводы, а наши оказались без рынка реализации. То есть нефтепродукты в ситуации повышенного спроса могли бы поставляться из соседних стран, но сейчас это невозможно из-за ограничений.
Есть еще ряд факторов. Фактически от отлаженных механизмов во многом приходится переходить к ручному управлению, что и происходит. И здесь велика роль ФАС, Минэнерго чтобы смотреть на текущую балансовую ситуацию, появляющиеся проблемы и не допускать перекосов.
«СП»: — Водителей волнуют розничные цены на АЗС, которые также подросли. Стоит ли ждать дальнейшего повышения, насколько и как скоро?
— Цены показывают положительную динамику, хотя, как говорят, в Минэнерго, это не страшно, они растут ниже, чем инфляции в этом году. Но это не должно успокаивать.
Вопрос сейчас не в росте цен на заправках, а в росте оптовых. Цены на заправках до уровня роста оптовых еще не дотянулись. Если ситуация на оптовом рынке транслируется на розничный, то стоит ждать повышения цен на АЗС. Как говорят представители АЗС, в ближайшие две недели сохранится примерно текущий уровень цен, а дальше возможна разбалансировка. Это же мы наблюдали немногим более года назад.
Здесь велика роль регулирующих органов. Если они вмешаются в ситуации и сделают так, чтобы не было сговора и не было дефицита (то есть отбалансируют внутренние и экспортные поставки), то проблем не будет, цены не сильно отклонятся от текущего уровня. Если этого сделано не будет, то рост цен неизбежен.
Снижения точно ожидать не стоит. А потенциал для роста есть, но он будет зависеть от принимаемых или не принимаемых мер. У государства есть инструменты для сдерживания роста цен. Вопрос в том, насколько оно ими воспользуется.
С теми же балансирующими механизмами вопрос не очень простой. Одно дело, когда государство помогало внутреннему рынку в условиях прихода в бюджет больших денег от экспорта, это действительно были возможности. Другое, когда цены находятся ниже границы отсечения бюджета и этих возможностей уже нет. И здесь есть интересы финансового блока правительства в том, чтобы по максимуму собирать налоги с внутреннего рынка. Есть механизм как этому помочь — и корректировки демпфирующим механизмом, и акцизы, и т. д. Но за это надо заплатить.
Аналитик группы компаний ФИНАМ Алексей Калачев отмечает, что на ситуацию с оптовыми ценами наложились два процесса.
— Когда неожиданно ввели режим самоизоляции, ограничения на перемещения и т. д., то резко упал спрос. НПЗ стали сокращать производство, пользуясь ситуаций, выводить оборудование на профилактический ремонт. Даже увеличился экспорт бензина. Потом также неожиданно ограничения сняли, спрос моментально вырос до прежнего уровня. Производителям понадобится время, чтобы восстановить объем производства.
Еще важнее то, что для поддержки производителей в период ограничений снизили обязательства по продаже топлива на бирже. А сейчас спрос опять возник, а лимиты низкие. Они не торопятся продавать еще и потому, что работает демпфирующий механизм — чем меньше производишь, тем меньше должен. Сейчас необходимо расширять лимиты.
Думаю, что ситуация продлиться недолго, скоро все войдет в норму.
«СП»: — А розничные цены могут преподнести сюрприз водителям?
— Думаю, поднимать цены АЗС не позволят. В пределах инфляции, нескольких копеек, максимум рубля. Объективных показателей для роста нет.
ФАС проверит, почему резко подскочили цены на бензин Аи-95
Эксперт дал прогноз по ценам на бензин в России
Лукашенко заявил о драке между основными продавцами газа за Белоруссию
Brent дешевеет: эксперт прокомментировал новый рекорд коммерческих запасов нефти