В Латвии не хотят ползти на коленях в Кремль - «Экономика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    В Латвии не хотят ползти на коленях в Кремль - «Экономика»
    2-02-2020, 12:35
    Экономика
    Редактировать


    Латвийский премьер Латвии Кришьянис Кариньш потряс мир приступом кажущегося здравомыслия. Рассуждая о причинах плохих результатов в транзитной сфере, он не стал обвинять нашу страну в стремлении к агрессии, вторжению, захвату, оккупации или хотя бы просто в давлении на несчастный гордый народ, а сказал: давно было известно о переориентации транзитного сектора России на свои порты, но латвийские портовики, зная об этом, не готовились к переменам.

    Вроде бы говорил о бизнесе, а не о политике, что на нынешнем этапе «развития» отношений России с Прибалтикой выглядит то ли странно, то ли крамольно. Выступая перед местными журналистами, премьер заявил, что следовало лучше подготовиться к снижению грузопотока, и подчеркнул: «Уже много лет известно о развитии Россией своих портов. К чему следовало готовиться и портам Латвии. К сожалению, этого не произошло».

    Премьер выступил с резкой критикой двух главных портов Латвии — Рижского и Вентспилсского. Они, мол, и виноваты, так как не подготовились, а в результате транзит упал, и железнодорожники Латвии вынуждены уволить в этом году 1500 сотрудников. Латвийская государственная железнодорожная компания Latvijas dzelzceļš в прошлом году стала убыточной.


    Вроде все так и есть. Да, плохо подготовились портовики к переводу Россией своих грузов в свои порты. Одна наша Усть-Луга чего стоит. Каждый год растет грузооборот, в 2019-м достигший 103,9 млн тонн. В планах — 180 млн тонн в этом году и 191 млн тонн — к 2025-му. Множество терминалов, строятся новые. Динамика роста не оставляет надежд соседям. И да — это было известно давно. Братских республик больше нет, каждый сам за себя.


    И все же латвийский премьер несколько лукавит, возлагая всю вину на Рижский и Вентспилсский порты. Работать их руководству приходилось с политическими гирями на ногах. Ну вот, например, мэр Вентспилса Айвар Лембергс в 2017 году хотел принять предложение — участвовать в реализации проекта «Северный поток-2». Более того: по словам члена правления Noord Natie Ventspils Terminals Айварса Гобиньша, «участие нашего терминала в Nord Stream 2 было утверждено в головном офисе Nord Stream 2 в Швейцарии, где ожидали официальной точки зрения о нашем участии в обеспечении логистики через Вентспилсский порт». Но правительство Латвии запретило какое-либо участие в этом проекте всем предприятиям республики. «Кабинет министров выразил негативное отношение к участию Латвии в проекте „Северный поток-2“, принимая во внимание государственные интересы», — пояснил тогда пресс-секретарь прежнего премьера Андрейс Вайварс.

    Член правления Вентспилсского порта, мэр Айвар Лембергс тогда подчеркнул: после отказа от участия в проекте «Северный поток-2» Латвия потеряла 40% грузов из России, перевозимых по железной дороге. Вентспилсские портовые компании Noord Natie Ventspils Terminals и Baltijas ekspresis обратились в кабмин Латвии с просьбой компенсировать недополученные доходы в размере 8,3 млн евро, которые не получили из-за отказа правительства от участия в проекте «Северный поток-2». Однако прежний премьер Марис Кучинскис выразил недоумение: почему государство должно что-то кому-то компенсировать? Прежний президент Раймондс Вейонис тоже удивился: с какой стати правительство должно компенсировать убытки от несуществующего бизнеса? Но ведь именно оно и запретило участвовать в нем.

    Ну а при нынешнем премьере Кришьянисе Кариньше и новом президенте Эгилсе Левитсе Вентспилсский и Рижский порт вообще переняло государство! Повод был создан. США неожиданно ввели санкции в отношении Айвара Лембергса, обвинив его в коррупции, хотя никаких судебных выводов на сей счет нет, а были неоднократные безуспешные попытки привлечь мэра к уголовной ответственности.

    Лембергс считает, что эти санкции — результат интриг властей Латвии против него. Мэр лишился поста, вышел из руководства Вентспилсским портом, но правительство все равно переняло руководство предприятием, и лишь тогда США сняли санкции с порта, но не с бывшего мэра. А Рижский порт национализировали «до кучи». Он тоже был в неугодных руках, им руководили люди, связанные сотрудничеством с социал-демократической партией «Согласие», выступавшей за нормальное взаимовыгодное сотрудничество с Россией и обладавшей властью в Риге. Их тоже пытались обвинять во всяческих нарушениях…

    Так что при внешней экономической объективности оценки деятельности портовиков нынешний премьер Латвии использует фигуру умолчания, не раскрывая всех причин падения российского транзита, желая обвинить только неугодных местным правым.

    Но это не значит, что в Латвии все молчат. «Россия могла бы и остановить процесс переориентации грузов в свои порты, будь позиция Латвии более конструктивной. Но мы видим, что правительство, в частности, глава МИД Эдгарс Ринкевичс, наоборот, активно продвигает антироссийскую риторику и занимается «войной твитов», — цитирует портал Sputnik Латвия депутата Сейма от партии «Согласие», бывшего министра образования и науки Латвии, бывшего министра экономики Вячеслава Домбровского.

    Эдгарс Ринкевичс оправдывается, во всем обвиняет бизнесменов республики — они, мол, и виноваты в плохих экономических показателях страны. В эфире Латвийского радио министр сказал, что часто слышит мнение, будто именно недружественная политика Латвии к России мешает бизнесу, и что «если руководители государств поцелуются, кто-то на коленях приползет в Кремль и пять раз поклонится, тогда все будет».

    По мнению главы МИД, сами латвийские бизнесмены и виноваты в потерях экономики. Он привел пример: Белоруссия хотела организовать альтернативные поставки нефти через Латвию из-за спора с Россией по ценам, но с латвийскими терминалами договориться не удалось, и Минск импортировал 80 тысяч тонн норвежской нефти через Клайпеду. «Самая большая проблема — сам бизнес», — сказал Ринкевичс. «Они сказали, что мы пока не готовы и вообще боимся злить Россию, поэтому груз ушел к соседям», — утверждал глава МИД.

    Оказалось, что через латвийские порты Белоруссии импортировать нефть дороже, у них тарифы выше, чем через литовский. Но, извините, переговоры в Минске, в том числе с Александром Лукашенко, Кариньш вел уже в ситуации, когда Вентспилсский и Рижский порт оказались в руках государства.


    В общем, и рыбку съесть, и на Россию гавкать — одновременно как-то получается не очень. «Грузовые потоки такие, какие они есть. В нашем регионе один основной поток — это природные ресурсы из России и других стран бывшего Советского Союза на запад, второй — товары из Китая в Европу и Америку. Невозможно взять и повернуть порты и железные дороги Латвии на 90 градусов и начать обслуживать грузовые потоки с юга на север», — говорит Домбровский. «Было бы здорово, если бы мы жили в какой-то альтернативной параллельной вселенной, где Россия решила бы не инвестировать миллиарды евро в свои новые порты и продолжала отправлять грузы через Латвию. Грузооборот в Латвии был бы как минимум вдвое больше нынешнего», — рассуждает политик. «Но говорить об этом уже бессмысленно — порты в России построены и будут работать, для Латвии ситуация здесь бесперспективная», — считает он.

    Вот и результаты: ВВП Латвии по данным местного ЦСУ в четвертом квартале прошлого года по сравнению с тем же периодом 2018-го вырос лишь на 1%. Латвия серьезно отстает от Литвы и Эстонии, где результаты по росту ВВП в несколько раз выше. Старший экономист банка Swedbank Агнесе Буцениеце прогнозирует: 2020-й будет проблемным для транзитного сектора из-за падения грузооборота, так как Россия продолжит перенаправлять грузы в собственные порты.

    Постсоветское пространство: Эстония первой отчиталась Гитлеру: Страна свободна от евреев

    Новости Белоруссии: Помпео прибыл с рабочим визитом в Белоруссию


    Латвийский премьер Латвии Кришьянис Кариньш потряс мир приступом кажущегося здравомыслия. Рассуждая о причинах плохих результатов в транзитной сфере, он не стал обвинять нашу страну в стремлении к агрессии, вторжению, захвату, оккупации или хотя бы просто в давлении на несчастный гордый народ, а сказал: давно было известно о переориентации транзитного сектора России на свои порты, но латвийские портовики, зная об этом, не готовились к переменам. Вроде бы говорил о бизнесе, а не о политике, что на нынешнем этапе «развития» отношений России с Прибалтикой выглядит то ли странно, то ли крамольно. Выступая перед местными журналистами, премьер заявил, что следовало лучше подготовиться к снижению грузопотока, и подчеркнул: «Уже много лет известно о развитии Россией своих портов. К чему следовало готовиться и портам Латвии. К сожалению, этого не произошло». Премьер выступил с резкой критикой двух главных портов Латвии — Рижского и Вентспилсского. Они, мол, и виноваты, так как не подготовились, а в результате транзит упал, и железнодорожники Латвии вынуждены уволить в этом году 1500 сотрудников. Латвийская государственная железнодорожная компания Latvijas dzelzceļš в прошлом году стала убыточной. Вроде все так и есть. Да, плохо подготовились портовики к переводу Россией своих грузов в свои порты. Одна наша Усть-Луга чего стоит. Каждый год растет грузооборот, в 2019-м достигший 103,9 млн тонн. В планах — 180 млн тонн в этом году и 191 млн тонн — к 2025-му. Множество терминалов, строятся новые. Динамика роста не оставляет надежд соседям. И да — это было известно давно. Братских республик больше нет, каждый сам за себя. И все же латвийский премьер несколько лукавит, возлагая всю вину на Рижский и Вентспилсский порты. Работать их руководству приходилось с политическими гирями на ногах. Ну вот, например, мэр Вентспилса Айвар Лембергс в 2017 году хотел принять предложение — участвовать в реализации проекта «Северный поток-2». Более того: по словам члена правления Noord Natie Ventspils Terminals Айварса Гобиньша, «участие нашего терминала в Nord Stream 2 было утверждено в головном офисе Nord Stream 2 в Швейцарии, где ожидали официальной точки зрения о нашем участии в обеспечении логистики через Вентспилсский порт». Но правительство Латвии запретило какое-либо участие в этом проекте всем предприятиям республики. «Кабинет министров выразил негативное отношение к участию Латвии в проекте „Северный поток-2“, принимая во внимание государственные интересы», — пояснил тогда пресс-секретарь прежнего премьера Андрейс Вайварс. Член правления Вентспилсского порта, мэр Айвар Лембергс тогда подчеркнул: после отказа от участия в проекте «Северный поток-2» Латвия потеряла 40% грузов из России, перевозимых по железной дороге. Вентспилсские портовые компании Noord Natie Ventspils Terminals и Baltijas ekspresis обратились в кабмин Латвии с просьбой компенсировать недополученные доходы в размере 8,3 млн евро, которые не получили из-за отказа правительства от участия в проекте «Северный поток-2». Однако прежний премьер Марис Кучинскис выразил недоумение: почему государство должно что-то кому-то компенсировать? Прежний президент Раймондс Вейонис тоже удивился: с какой стати правительство должно компенсировать убытки от несуществующего бизнеса? Но ведь именно оно и запретило участвовать в нем. Ну а при нынешнем премьере Кришьянисе Кариньше и новом президенте Эгилсе Левитсе Вентспилсский и Рижский порт вообще переняло государство! Повод был создан. США неожиданно ввели санкции в отношении Айвара Лембергса, обвинив его в коррупции, хотя никаких судебных выводов на сей счет нет, а были неоднократные безуспешные попытки привлечь мэра к уголовной ответственности. Лембергс считает, что эти санкции — результат интриг властей Латвии против него. Мэр лишился поста, вышел из руководства Вентспилсским портом, но правительство все равно переняло руководство предприятием, и лишь тогда США сняли санкции с порта, но не с бывшего мэра. А Рижский порт национализировали «до кучи». Он тоже был в неугодных руках, им руководили люди, связанные сотрудничеством с социал-демократической партией «Согласие», выступавшей за нормальное взаимовыгодное сотрудничество с Россией и обладавшей властью в Риге. Их тоже пытались обвинять во всяческих нарушениях… Так что при внешней экономической объективности оценки деятельности портовиков нынешний премьер Латвии использует фигуру умолчания, не раскрывая всех причин падения российского транзита, желая обвинить только неугодных местным правым. Но это не значит, что в Латвии все молчат. «Россия могла бы и остановить процесс переориентации грузов в свои порты, будь позиция Латвии более конструктивной. Но мы видим, что правительство, в частности, глава МИД Эдгарс Ринкевичс, наоборот, активно продвигает антироссийскую риторику и занимается «войной твитов», — цитирует портал Sputnik Латвия депутата Сейма от партии «Согласие», бывшего министра образования и науки Латвии, бывшего министра экономики Вячеслава Домбровского. Эдгарс Ринкевичс оправдывается, во всем обвиняет бизнесменов республики — они, мол, и виноваты в плохих экономических показателях страны. В эфире Латвийского радио министр сказал, что часто слышит мнение, будто именно недружественная политика Латвии к России мешает бизнесу, и что «если руководители государств поцелуются, кто-то на коленях приползет в Кремль и пять раз поклонится, тогда все будет». По мнению главы МИД, сами латвийские бизнесмены и виноваты в потерях экономики. Он привел пример: Белоруссия хотела организовать альтернативные поставки нефти через Латвию из-за спора с Россией по ценам, но с латвийскими терминалами договориться не удалось, и Минск импортировал 80 тысяч тонн норвежской нефти через Клайпеду. «Самая большая проблема — сам бизнес», — сказал Ринкевичс. «Они сказали, что мы пока не готовы и вообще боимся злить Россию, поэтому груз ушел к соседям», — утверждал глава МИД. Оказалось, что через латвийские порты Белоруссии импортировать нефть дороже, у них тарифы выше, чем через литовский. Но, извините, переговоры в Минске, в том числе с Александром Лукашенко, Кариньш вел уже в ситуации, когда Вентспилсский и Рижский порт оказались в руках государства. В общем, и рыбку съесть, и на Россию гавкать — одновременно как-то получается не очень. «Грузовые потоки такие, какие они есть. В нашем регионе один основной поток — это природные ресурсы из России и других стран бывшего Советского Союза на запад, второй — товары из Китая в Европу и Америку. Невозможно взять и повернуть порты и железные дороги Латвии на 90 градусов и начать обслуживать грузовые потоки с юга на север», — говорит Домбровский. «Было бы здорово, если бы мы жили в какой-то альтернативной параллельной вселенной, где Россия решила бы не инвестировать миллиарды евро в свои новые порты и продолжала отправлять грузы через Латвию. Грузооборот в Латвии был бы как минимум вдвое больше нынешнего», — рассуждает политик. «Но говорить об этом уже бессмысленно — порты в России построены и будут работать, для Латвии ситуация здесь бесперспективная», — считает он. Вот и результаты: ВВП Латвии по данным местного ЦСУ в четвертом квартале прошлого года по сравнению с тем же периодом 2018-го вырос лишь на 1%. Латвия серьезно отстает от Литвы и Эстонии, где результаты по росту ВВП в несколько раз выше. Старший экономист банка Swedbank Агнесе Буцениеце прогнозирует: 2020-й будет проблемным для транзитного сектора из-за падения грузооборота, так как Россия продолжит перенаправлять грузы в собственные порты. Постсоветское пространство: Эстония первой отчиталась Гитлеру: Страна свободна от евреев Новости Белоруссии: Помпео прибыл с рабочим визитом в Белоруссию

    Здравоохранение
  • Наделавшая много шума инфекция на это раз пришла к нам из Турции. В зоне риска — дети...
  • Как распознать буллинг и не дать развиться комплексам? Мнение эксперта...
  • Косметологи рассказывают о способах сохранения молодости и красоты кожи...
  • Медицина
           

    Авто
  • Отсрочка выплат может лишь частично помочь производителям, но никак не сделает автомобили дешевле...
  • Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
  • Другие новости
    up