Михаил Делягин: Налоговая политика в России — дремучая смесь безграмотности и лоббизма - «Экономика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Михаил Делягин: Налоговая политика в России — дремучая смесь безграмотности и лоббизма - «Экономика»
    25-08-2023, 00:00
    Экономика
    Редактировать

    Михаил Делягин: Налоговая политика в России — дремучая смесь безграмотности и лоббизма - «Экономика»

    В преддверии подготовки проекта федерального бюджета на 2024 год, который одичалая либеральная бюрократия уже вполне открыто планирует сделать бюджетом не модернизации и развития, но форсированного удушения России искусственно созданным денежным голодом, стоит обратить внимание на один из ключевых аспектов налоговой и в целом бюджетной политики — налоговую нагрузку различных отраслей.

    Провозглашенный Минфином как раз накануне ослабления рубля секвестр федерального бюджета в стиле преддефолтного 1997 года вызывает в лучшем случае недоумение, так как федеральный бюджет, несмотря на дефицит и официальные истерики, продолжает в прямом смысле слова захлебываться от денег (сейчас, правда, уже в основном инфляционных). В частности, только пресловутый фонд национального благосостояния вырос за январь-июль 2023 года с 10,4 трлн. до 13,3 трлн. руб. (а с учетом средств на счетах бюджета и бюджетных депозитах резервы федерального бюджета еще выше).


    Если забыть о решаемой либералами задачи блокирования развития России, либеральная логика выглядит парадоксально: мы не допускаем использования денег России на ее нужды, поэтому денег на удовлетворение этих нужд не хватает, поэтому надо тратить на эти нужды меньше и изымать из экономики в виде налогов больше, чтобы увеличивать никак не используемые резервы.


    Тем не менее именно эта логика неуклонно и эффективно реализуется с 2004 года, когда у бюджета появились первые денежные излишки, — на протяжении вот уже скоро 20 лет.

    Именно в ее рамках государство, — если, конечно, не произойдет его кадрового оздоровления и очищения от либерастии (ставшее уже общепринятым сокращение термина «либеральные фундаменталисты») будет решать задачу не только сокращения расходов (и так уже урезанных до предела), но и усиления налоговой нагрузки.

    Разумеется, эта нагрузка будет наращиваться в рамках нынешней заведомо неэффективной структуры налогов, которая не только блокирует развитие страны и закрепляет ее положение экономической колонии (экспортирующей сырье и импортирующей продукты его переработки), но и крайне неравномерно распределена между отраслями, тормозя одни и поощряя другие.

    В частности, налоговая нагрузка (удельный вес обязательных платежей в финансовом результате, то есть доходами за вычетом расходов) на нефтяную промышленность максимальна в российской экономике и составляет 78%, что с учетом капиталоемкости отрасли и необходимости освоения новых месторождений создает ощущение предельно допустимого уровня. С учетом сокращения экспортных поставок предельной представляется и налоговая нагрузка на газовую промышленность — 69% (хотя «Газпром», например, необоснованно распространяет льготы, предоставленные ему для добычи газа, на свою нефтедобывающую дочку «Газпром нефть»).

    В то же время в добыче алмазов и драгметаллов налоговая нагрузка оценивается лишь в 49%, в услугах связи и доступе в Интернет — 48, у «Транснефти», в горнорудной отрасли и металлургии — 46, а в электроэнергетике — и вовсе 42%.

    Минимальную же налоговую нагрузку имеют угольная промышленность и финансовый сектор — 29%, а также производители минеральных удобрений.

    По расчетам агентства ИнфоТЭК, доведение налоговой нагрузки только в этих отраслях до «нефтяного» уровня в 78% только в прошлом году принесло бы в федеральный бюджет около 4 трлн.руб.

    В частности, финансовый сектор дал бы дополнительно более 1,7 трлн.руб., угольная, горнорудная промышленность, металлургия и производители минеральных удобрений — более 1,6 трлн., электроэнергетика и нефтепроводы — около 0,5 трлн., а алмазная промышленность, связь и Интернет — еще 150 млрд.руб.

    Этот дополнительный доход позволил бы сохранить значительный профицит федерального бюджета даже в условиях экстраординарных расходов, причем без ущерба для экономики — за счет не сокращения инвестиций, а простого уменьшения вывода капитала за границу!

    Отраслевая хаотичность структуры налоговой нагрузки свидетельствует о том, что государство просто не рассматривает этот аспект составления и исполнения бюджета, всецело игнорируя его в силу сочетания лоббистских, административно-политических факторов и последствий собственной образовательной и кадровой политики.


    Безусловно, налоговая нагрузка не должна быть одинаковой для всех отраслей: чем выше капиталоемкость, тем выше должна быть доля инвестиций и, соответственно, тем ниже налоговая нагрузка. Однако реальная ситуация, как мы видим, к капиталоемкости отраслей, как и другим объективным параметрам, не имеет ни малейшего отношения.

    Отсутствие осмысленности государственной поддержки в такой критически важной сфере, как налоговая, и полное игнорирование важнейшей — регулирующей — функции налоговой политики представляются неопровержимым доказательством отсутствия осмысленной экономической политики в целом.

    Как и бюджетная политика, экономическая политика одичалых стай офшорных аристократов и блатных феодалов формируется неосмысленно, как результат стихийного хаотического наложения самых разноуровневых факторов, ключевую роль среди которых играют олигархический лоббизм и бюрократическая лень.

    Ведь именно последняя представляется главной причиной того, что максимальная налоговая нагрузка наблюдается в отраслях с наиболее крупными (и, соответственно, наиболее заметными для безграмотного чиновника) производственными комплексами, ориентированными на интуитивно понятный (для опять-таки безграмотного чиновника) экспорт.

    При этом отрасли, добившиеся основных финансовых успехов после 90-х годов (будь то строительство, производство минеральных удобрений, Интернет или финансовый сектор), для чиновников, как свидетельствует величина налоговой нагрузки, остаются в лучшем случае просто непонятными.

    Между тем подспудный, но с каждый днем все более очевидный рост напряженности (причем отнюдь не только экономической) наглядно свидетельствует: дремучая смесь безграмотности и лоббизма может оставаться основой государственной политики лишь еще крайне непродолжительное время.

    | Читайте ещё материалы Михаила Делягина

    Как спекулянты колдуют над курсом «деревянного»

    Впереди русский глобальный цикл накопления капитала

    Законы принимаются под пожелания и устные обещания олигархов

    Пять преград, которые надо снести, чтобы модернизировать Россию

    Последние новости о налогах, сборах, штрафах и налоговом законодательстве читайте в теме «Свободной Прессы».


    В преддверии подготовки проекта федерального бюджета на 2024 год, который одичалая либеральная бюрократия уже вполне открыто планирует сделать бюджетом не модернизации и развития, но форсированного удушения России искусственно созданным денежным голодом, стоит обратить внимание на один из ключевых аспектов налоговой и в целом бюджетной политики — налоговую нагрузку различных отраслей. Провозглашенный Минфином как раз накануне ослабления рубля секвестр федерального бюджета в стиле преддефолтного 1997 года вызывает в лучшем случае недоумение, так как федеральный бюджет, несмотря на дефицит и официальные истерики, продолжает в прямом смысле слова захлебываться от денег (сейчас, правда, уже в основном инфляционных). В частности, только пресловутый фонд национального благосостояния вырос за январь-июль 2023 года с 10,4 трлн. до 13,3 трлн. руб. (а с учетом средств на счетах бюджета и бюджетных депозитах резервы федерального бюджета еще выше). Если забыть о решаемой либералами задачи блокирования развития России, либеральная логика выглядит парадоксально: мы не допускаем использования денег России на ее нужды, поэтому денег на удовлетворение этих нужд не хватает, поэтому надо тратить на эти нужды меньше и изымать из экономики в виде налогов больше, чтобы увеличивать никак не используемые резервы. Тем не менее именно эта логика неуклонно и эффективно реализуется с 2004 года, когда у бюджета появились первые денежные излишки, — на протяжении вот уже скоро 20 лет. Именно в ее рамках государство, — если, конечно, не произойдет его кадрового оздоровления и очищения от либерастии (ставшее уже общепринятым сокращение термина «либеральные фундаменталисты») будет решать задачу не только сокращения расходов (и так уже урезанных до предела), но и усиления налоговой нагрузки. Разумеется, эта нагрузка будет наращиваться в рамках нынешней заведомо неэффективной структуры налогов, которая не только блокирует развитие страны и закрепляет ее положение экономической колонии (экспортирующей сырье и импортирующей продукты его переработки), но и крайне неравномерно распределена между отраслями, тормозя одни и поощряя другие. В частности, налоговая нагрузка (удельный вес обязательных платежей в финансовом результате, то есть доходами за вычетом расходов) на нефтяную промышленность максимальна в российской экономике и составляет 78%, что с учетом капиталоемкости отрасли и необходимости освоения новых месторождений создает ощущение предельно допустимого уровня. С учетом сокращения экспортных поставок предельной представляется и налоговая нагрузка на газовую промышленность — 69% (хотя «Газпром», например, необоснованно распространяет льготы, предоставленные ему для добычи газа, на свою нефтедобывающую дочку «Газпром нефть»). В то же время в добыче алмазов и драгметаллов налоговая нагрузка оценивается лишь в 49%, в услугах связи и доступе в Интернет — 48, у «Транснефти», в горнорудной отрасли и металлургии — 46, а в электроэнергетике — и вовсе 42%. Минимальную же налоговую нагрузку имеют угольная промышленность и финансовый сектор — 29%, а также производители минеральных удобрений. По расчетам агентства ИнфоТЭК, доведение налоговой нагрузки только в этих отраслях до «нефтяного» уровня в 78% только в прошлом году принесло бы в федеральный бюджет около 4 трлн.руб. В частности, финансовый сектор дал бы дополнительно более 1,7 трлн.руб., угольная, горнорудная промышленность, металлургия и производители минеральных удобрений — более 1,6 трлн., электроэнергетика и нефтепроводы — около 0,5 трлн., а алмазная промышленность, связь и Интернет — еще 150 млрд.руб. Этот дополнительный доход позволил бы сохранить значительный профицит федерального бюджета даже в условиях экстраординарных расходов, причем без ущерба для экономики — за счет не сокращения инвестиций, а простого уменьшения вывода капитала за границу! Отраслевая хаотичность структуры налоговой нагрузки свидетельствует о том, что государство просто не рассматривает этот аспект составления и исполнения бюджета, всецело игнорируя его в силу сочетания лоббистских, административно-политических факторов и последствий собственной образовательной и кадровой политики. Безусловно, налоговая нагрузка не должна быть одинаковой для всех отраслей: чем выше капиталоемкость, тем выше должна быть доля инвестиций и, соответственно, тем ниже налоговая нагрузка. Однако реальная ситуация, как мы видим, к капиталоемкости отраслей, как и другим объективным параметрам, не имеет ни малейшего отношения. Отсутствие осмысленности государственной поддержки в такой критически важной сфере, как налоговая, и полное игнорирование важнейшей — регулирующей — функции налоговой политики представляются неопровержимым доказательством отсутствия осмысленной экономической политики в целом. Как и бюджетная политика, экономическая политика одичалых стай офшорных аристократов и блатных феодалов формируется неосмысленно, как результат стихийного хаотического наложения самых разноуровневых факторов, ключевую роль среди которых играют олигархический лоббизм и бюрократическая лень. Ведь именно последняя представляется главной причиной того, что максимальная налоговая нагрузка наблюдается в отраслях с наиболее крупными (и, соответственно, наиболее заметными для безграмотного чиновника) производственными комплексами, ориентированными на интуитивно понятный (для опять-таки безграмотного чиновника) экспорт. При этом отрасли, добившиеся основных финансовых успехов после 90-х годов (будь то строительство, производство минеральных удобрений, Интернет или финансовый сектор), для чиновников, как свидетельствует величина налоговой нагрузки, остаются в лучшем случае просто непонятными. Между тем подспудный, но с каждый днем все более очевидный рост напряженности (причем отнюдь не только экономической) наглядно свидетельствует: дремучая смесь безграмотности и лоббизма может оставаться основой государственной политики лишь еще крайне непродолжительное время. | Читайте ещё материалы Михаила Делягина Как спекулянты колдуют над курсом «деревянного» Впереди русский глобальный цикл накопления капитала Законы принимаются под пожелания и устные обещания олигархов Пять преград, которые надо снести, чтобы модернизировать Россию Последние новости о налогах, сборах, штрафах и налоговом законодательстве читайте в теме «Свободной Прессы».

    Здравоохранение
  • Наделавшая много шума инфекция на это раз пришла к нам из Турции. В зоне риска — дети...
  • Как распознать буллинг и не дать развиться комплексам? Мнение эксперта...
  • Косметологи рассказывают о способах сохранения молодости и красоты кожи...
  • Медицина
           

    Авто
  • Несколько километров пробега могут обойтись в десятки и сотни тысяч рублей...
  • Электорат пойдет пешком, куда скажут, ибо парковка — предмет роскоши...
  • Другие новости
    up