Подольск — это город в Московской области. Площадь около 40 км², население около 300 тысяч — вот какие сухие цифры выдаёт Википедия. Подольск находится в ближайшей орбите Москвы — до лимба МКАДа всего 16 км. Подольск — город промышленный, и он вытянут вдоль железнодорожной и автомобильной трассы. Это я уже и сам знаю по личному опыту — в Подольске бывал редко, но в пробку попадал часто.
Подольск. Город, как город, ничем особо не примечателен. Есть и попредпочтительней города Московской области для проживания. Химки, например. Но именно этот город стал местом жительства главного героя пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска».
И вот недавно по пьесе вышел и одноимённый фильм. Николай Фролов, главный герой картины, живёт в Подольске, но мечтает об Амстердаме. Ему 35 лет. Жена от него ушла, девушка бросила, Николай живёт с мамой. Каждое буднее утро он отправляется на электричку и едет в Москву. Чтобы попасть на работу, с электрички он пересаживается на метро. Работает Николай редактором муниципальной газеты «Голос ЮАО». Интересная, наверное, газета. Но вот зарплата 35 тысяч — не густо по московским меркам.
Согласно дзен-буддизму, возможны два пути достижения нирваны. Это какие-либо монотонные действия в течение длительного времени либо, наоборот, возникновение в жизни парадоксальной ситуации. Именно неразрешимый парадокс и ломает логику иллюзорного мира, позволяет сорвать с него пелену майи, чтобы достигнуть сатори, просветления, и увидеть мир истинный.
В монотонном течении жизни Николая никаких просветов и просветлений нет и не предвидится. Значит, остаётся только парадокс. И Николай попадает в абсурдную ситуацию, а точнее — в отделение полиции.
Каждый, кто побывал в полицейском отделении, знает, какой порой там абсурд и бред творится. Но то, что происходит там с Николаем, превосходит любые ожидания. Именно этот приём, приём неоправданных ожиданий, и эксплуатируется авторами фильма.
Этот приём разбирает Лотман в своём филологическом труде «Семиотика кино» (моя настольная книга, рекомендую!).
Приём заключается в следующем. Зритель (читатель) ожидает от героев картины привычных действий, свойственных устоявшимся в социуме представлениям. Однако по замыслу автора его герои действуют порой кардинально противоположным образом. Именно непредсказуемые действия героев и делают то или иное произведение интересным.
Вернусь к буддизму.
Ещё один термин из буддийской мифологии. Бодхисаттвы — это буддистские святые, которые, достигнув просветления, не уходят в нирвану, а остаются, чтобы спаси всех тех, кто остался вертеться в колесе сансары, кто связан рутинной цепью перерождений. Именно «менты» в полицейском отделении и пытаются спасти Николая из Подольска, заставить переоценить свою жизнь, осознать себя. Полицейскую процедуру «установления личности» они трактуют по-буддийски, в очень широком смысле.
О «маленьком человеке» в своё время писали и Гоголь, и Достоевский, и Чехов, но, пожалуй, только писатель Дмитрий Данилов попытался его спасти. И хочется всех «маленьких людей» из всех Подольсков встряхнуть, чтобы они пробудились, осознали себя и достигли просветления. «Wake up!» — так говорил Нео из «Матрицы».
Кино и театр
Актер Лановой пережил клиническую смерть
Во МХАТе «Нюрнбергский вальс»
В США скончалась оскароносная актриса
Руководителю МХАТа сделали срочную операцию
(2355)
Подольск — это город в Московской области. Площадь около 40 км², население около 300 тысяч — вот какие сухие цифры выдаёт Википедия. Подольск находится в ближайшей орбите Москвы — до лимба МКАДа всего 16 км. Подольск — город промышленный, и он вытянут вдоль железнодорожной и автомобильной трассы. Это я уже и сам знаю по личному опыту — в Подольске бывал редко, но в пробку попадал часто. Подольск. Город, как город, ничем особо не примечателен. Есть и попредпочтительней города Московской области для проживания. Химки, например. Но именно этот город стал местом жительства главного героя пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». И вот недавно по пьесе вышел и одноимённый фильм. Николай Фролов, главный герой картины, живёт в Подольске, но мечтает об Амстердаме. Ему 35 лет. Жена от него ушла, девушка бросила, Николай живёт с мамой. Каждое буднее утро он отправляется на электричку и едет в Москву. Чтобы попасть на работу, с электрички он пересаживается на метро. Работает Николай редактором муниципальной газеты «Голос ЮАО». Интересная, наверное, газета. Но вот зарплата 35 тысяч — не густо по московским меркам. Согласно дзен-буддизму, возможны два пути достижения нирваны. Это какие-либо монотонные действия в течение длительного времени либо, наоборот, возникновение в жизни парадоксальной ситуации. Именно неразрешимый парадокс и ломает логику иллюзорного мира, позволяет сорвать с него пелену майи, чтобы достигнуть сатори, просветления, и увидеть мир истинный. В монотонном течении жизни Николая никаких просветов и просветлений нет и не предвидится. Значит, остаётся только парадокс. И Николай попадает в абсурдную ситуацию, а точнее — в отделение полиции. Каждый, кто побывал в полицейском отделении, знает, какой порой там абсурд и бред творится. Но то, что происходит там с Николаем, превосходит любые ожидания. Именно этот приём, приём неоправданных ожиданий, и эксплуатируется авторами фильма. Этот приём разбирает Лотман в своём филологическом труде «Семиотика кино» (моя настольная книга, рекомендую!). Приём заключается в следующем. Зритель (читатель) ожидает от героев картины привычных действий, свойственных устоявшимся в социуме представлениям. Однако по замыслу автора его герои действуют порой кардинально противоположным образом. Именно непредсказуемые действия героев и делают то или иное произведение интересным. Вернусь к буддизму. Ещё один термин из буддийской мифологии. Бодхисаттвы — это буддистские святые, которые, достигнув просветления, не уходят в нирвану, а остаются, чтобы спаси всех тех, кто остался вертеться в колесе сансары, кто связан рутинной цепью перерождений. Именно «менты» в полицейском отделении и пытаются спасти Николая из Подольска, заставить переоценить свою жизнь, осознать себя. Полицейскую процедуру «установления личности» они трактуют по-буддийски, в очень широком смысле. О «маленьком человеке» в своё время писали и Гоголь, и Достоевский, и Чехов, но, пожалуй, только писатель Дмитрий Данилов попытался его спасти. И хочется всех «маленьких людей» из всех Подольсков встряхнуть, чтобы они пробудились, осознали себя и достигли просветления. «Wake up!» — так говорил Нео из «Матрицы». Кино и театр Актер Лановой пережил клиническую смерть Во МХАТе «Нюрнбергский вальс» В США скончалась оскароносная актриса Руководителю МХАТа сделали срочную операцию (2355)