Маразм крепчал: Запретят ли роман Достоевского «Преступление и наказание»? - «Культура» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Маразм крепчал: Запретят ли роман Достоевского «Преступление и наказание»? - «Культура»
    16-11-2021, 00:00
    Культура
    Редактировать

    Маразм крепчал: Запретят ли роман Достоевского «Преступление и наказание»? - «Культура»

    Похоже, помаленьку-потихоньку, мы скатываемся к эпохе тотального регламентирования и запретительства. Как думаете, какое произведение прокуратура одного из российских городов назвала «книгой ужасов»? Подсказка: ревизоры (!) обнаружили её в библиотеке местного детского лагеря.

    Ладно уж, не будем играть на нервах: речь о романе Михаила Булгакова «Собачье сердце». На книге была маркировка 12+, а она стояла на полках в свободном доступе. Равно как и «недетские» «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Конан Дойля, детективы Агаты Кристи, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, вышедшие из моды лет тридцать тому назад французские любовные романы про Анжелику и сказки «Тысяча и одна ночь», которые не каждый взрослый осилит, не заснув.

    Напомним, книги маркируются согласно Федеральному закону № 436 «О защите детей от информации».


    Закон, конечно, хороший и важный, но вот только восприятие у детей развито очень по-разному. Да и мозги тоже. Некоторые детишки и мультфильм «Аленький цветочек» (6+) смотреть не будут никогда. Потому что им будет скучно: ни боевых роботов, ни покемонов.


    Кстати, о мультфильмах: любимый мультик советских детей «Ну, погоди!» так и остаётся в категории «фильмов для взрослых». Волк, видите ли, распивает спиртные напитки и курит. Поэтому показывать по ТВ можно только после 23.00. Как «Эммануэль» какую-нибудь. Между прочим, историю трудной личной жизни французской красотки в СССР запрещали не только из-за несоответствия нормам советской морали, но и из-за того, что многие сексуальные похождения главной героини подпадали под соответствующие статьи УК.

    Но вспомнили мы об ограничениях и запретах в связи с тем, что на днях в список экстремистских материалов Минюста РФ был внесён советский документальный фильм «Тайное и явное. Цели и деяния сионистов». Снят он был в 1973 году, в широкий прокат не вышел. Болтался где-то в сети, но, благодаря этому решению, старая документалка привлекала к себе внимание:

    «Не знал, что вообще такой фильм есть. Ушёл смотреть.»

    «Так разрекламировали, надо посмотреть!»

    «Про него люди знать не знали, а теперь точно посмотрят…»

    Таких комментов в сети очень много.

    — Ситуация, когда даже лежащие долго время на полках, неизвестные ленты вдруг оказываются под запретом, парадоксальна тем, что таким действием интерес общества лишь разжигается, — отмечает социолог Мария Домарёва.

    — Особенно актуально это для России потому, что не так уж давно, в советское время, табуированы были, например, западные СМИ. Но их всё равно слушали, используя старые приёмники, а потом новости передавались по «сарафанному радио». Ведь как рассуждают граждане: «запретное — значит надо посмотреть или прочитать». Поэтому, как бы не обозначались новые воспрещения, а пытливое общество будет стараться обходить их. Вспомним антиутопию Брэдбери, где книги находятся под принципиальным запретом. Но люди, даже из числа уничтожающих их, со временем приходят к идее сохранения, образуя тайные общества хранителей литературы для потомков. Ведь, если задуматься — представления о добре и зле, истории и мифе необходимы, чтобы понимать суть этих нормативно-оценочных категорий. Это — неотъемлемый процесс мышления общества, — считает социолог.

    А еще граждане усматривают в запрете попытку пересмотреть советскую историю. Ведь фильм был снят в период, когда отношения СССР с Израилем были весьма напряжёнными, он был призван сформировать негативное отношение у граждан страны к такому явлению как сионизм. И этот запрет может создать прецедент, после которого творческого наследия советского периода будет пересматриваться с точки зрения современных идеологических догм и правовых норм.

    «Скоро и „В бой идут одни старики“ признают экстремистским. Там же советский летчик летал на вражеском самолете. Могут признать как пропаганду техники фашизма!», — опасаются пользователи.

    Кстати, помните, сколько скандалов было из-за ст. 20.3 («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики») Кодекса об административных правонарушениях? Под раздачу попала свастика. Да, у большинства она ассоциируется с нацизмом. Но для народов России, исповедующих буддизм, она — часть культурного наследия.

    Свастики часто наносятся на статуях Будды и стены храмов. А сколько было историй, когда к ответственности привлекались люди, использовавшие изображение свастики, например, в научных докладах или размещающих на своих страничках фотографии улиц родных городов во время оккупации… Как вспомнишь, так вздрогнешь. И только в начале 2020 года Госдума приняла поправки, согласно которым административная ответственность наступает, только если свастика и другая запрещённая атрибутика демонстрируются с целью оправдания идеологии нацизма.

    Вообще, рассматривать какой-либо символ или художественное произведение вне культурного и исторического контекста, в котором они создавались — дело неблагодарное.

    Возьмём историю студента, умного, амбициозного, способного, который пришёл к выводу, что общество устроено несправедливо. И убил крайне неприглядного персонажа, убедив себя, что совершает благое дело. Но вот незадача, чтобы скрыть следы преступления, ему пришлось убить и невинного человека. Разоблачён и наказан студент был благодаря усилиям упёртого следователя, который решил во что бы то ни стало раскрыть преступление.

    Если вы решили, что речь о романе Достоевского «Преступление и наказание», то, увы, вы ошиблись. Мы имеем в виду японское аниме «Тетрадь смерти», ссылки на которое были заблокированы на двух сайтах по решению Колпинского суда. Создатели аниме «спионерили» фабулу бессмертного романа, осовременили, добавили японской мифологии и экшена- и получили мега-популярный продукт, по мотивам которого еще и три фильма сняли.

    Не будем вникать, почему заблокированы только ссылки на конкретные сайты и поднимать историю разбирательства. Важнее то, что эксперты, мнение которых принял во внимание суд, не были специалистами ни по японской культуре, ни по аниме (да, это самостоятельный вид искусства).

    — Нередко произведениям искусства приписывается посыл, который они не содержат. Особенно это касается творчества, связанного с незнакомой или малоизученной культурой. Или плотно привязано к историческому контексту, — считает искусствовед Анна Медалье.


    — Непонимание часто порождает неприятие. Так в российском прокате угробили фильм «Легенда о Нараяме» режиссёра Сёхэя Имамуры. У нас он был в прокате на рубеже 80-ых и 90-ых годов и рекламировался как эротический, а на самом деле показывалась трагедия сына, который вынужден был обречь на страшную смерть свою мать. Действие происходит в XIX веке в японской деревушке, в которой, чтобы не умирать голодной смертью, практикуют ритуал умерщвления бесполезных членов семьи. Это очень тяжёлая история. Но в фильме много откровенных сцен, которые, по замыслу режиссёра, показывают, что жители деревни по уровню своего развития мало чем отличаются от животных. В принципе, чтоб не шокировать публику, их, наверное, стоило бы вырезать. Но прокатчики, вероятно, решили сделать ставку на «клубничку». В результате большинство зрителей уходили с показов ругаясь и отплёвываясь. Ну, а те, кто досмотрел до конца, вытирали слёзы. А вот на кинофестивалях фильм принимали очень хорошо.

    Сейчас бы эта картина, скорее всего, просто не получил бы прокатного удостоверения. Ведь запретить гораздо проще, чем воспитать зрителей, которые могли бы погрузиться в контекст картины. И не пришлось бы отбиваться от кликуш обоих полов, требующих оградить от тлетворного влияния.

    Вот совсем недавно депутат ГД Виталий Милонов требовал запретить корейскую драму «Игра в кальмара». Прошло несколько недель, интерес к фильму у публики пошёл на убыль. Так стоило ли поднимать шумиху, добиваясь запрета? Которые, к тому же, легко обойти… А если очень нужно что-то запретить, давайте начнём с «Преступления и наказания». Нерадивые школьники спасибо скажут.


    Похоже, помаленьку-потихоньку, мы скатываемся к эпохе тотального регламентирования и запретительства. Как думаете, какое произведение прокуратура одного из российских городов назвала «книгой ужасов»? Подсказка: ревизоры (!) обнаружили её в библиотеке местного детского лагеря. Ладно уж, не будем играть на нервах: речь о романе Михаила Булгакова «Собачье сердце». На книге была маркировка 12 , а она стояла на полках в свободном доступе. Равно как и «недетские» «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Конан Дойля, детективы Агаты Кристи, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, вышедшие из моды лет тридцать тому назад французские любовные романы про Анжелику и сказки «Тысяча и одна ночь», которые не каждый взрослый осилит, не заснув. Напомним, книги маркируются согласно Федеральному закону № 436 «О защите детей от информации». Закон, конечно, хороший и важный, но вот только восприятие у детей развито очень по-разному. Да и мозги тоже. Некоторые детишки и мультфильм «Аленький цветочек» (6 ) смотреть не будут никогда. Потому что им будет скучно: ни боевых роботов, ни покемонов. Кстати, о мультфильмах: любимый мультик советских детей «Ну, погоди!» так и остаётся в категории «фильмов для взрослых». Волк, видите ли, распивает спиртные напитки и курит. Поэтому показывать по ТВ можно только после 23.00. Как «Эммануэль» какую-нибудь. Между прочим, историю трудной личной жизни французской красотки в СССР запрещали не только из-за несоответствия нормам советской морали, но и из-за того, что многие сексуальные похождения главной героини подпадали под соответствующие статьи УК. Но вспомнили мы об ограничениях и запретах в связи с тем, что на днях в список экстремистских материалов Минюста РФ был внесён советский документальный фильм «Тайное и явное. Цели и деяния сионистов». Снят он был в 1973 году, в широкий прокат не вышел. Болтался где-то в сети, но, благодаря этому решению, старая документалка привлекала к себе внимание: «Не знал, что вообще такой фильм есть. Ушёл смотреть.» «Так разрекламировали, надо посмотреть!» «Про него люди знать не знали, а теперь точно посмотрят…» Таких комментов в сети очень много. — Ситуация, когда даже лежащие долго время на полках, неизвестные ленты вдруг оказываются под запретом, парадоксальна тем, что таким действием интерес общества лишь разжигается, — отмечает социолог Мария Домарёва. — Особенно актуально это для России потому, что не так уж давно, в советское время, табуированы были, например, западные СМИ. Но их всё равно слушали, используя старые приёмники, а потом новости передавались по «сарафанному радио». Ведь как рассуждают граждане: «запретное — значит надо посмотреть или прочитать». Поэтому, как бы не обозначались новые воспрещения, а пытливое общество будет стараться обходить их. Вспомним антиутопию Брэдбери, где книги находятся под принципиальным запретом. Но люди, даже из числа уничтожающих их, со временем приходят к идее сохранения, образуя тайные общества хранителей литературы для потомков. Ведь, если задуматься — представления о добре и зле, истории и мифе необходимы, чтобы понимать суть этих нормативно-оценочных категорий. Это — неотъемлемый процесс мышления общества, — считает социолог. А еще граждане усматривают в запрете попытку пересмотреть советскую историю. Ведь фильм был снят в период, когда отношения СССР с Израилем были весьма напряжёнными, он был призван сформировать негативное отношение у граждан страны к такому явлению как сионизм. И этот запрет может создать прецедент, после которого творческого наследия советского периода будет пересматриваться с точки зрения современных идеологических догм и правовых норм. «Скоро и „В бой идут одни старики“ признают экстремистским. Там же советский летчик летал на вражеском самолете. Могут признать как пропаганду техники фашизма!», — опасаются пользователи. Кстати, помните, сколько скандалов было из-за ст. 20.3 («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики») Кодекса об административных правонарушениях? Под раздачу попала свастика. Да, у большинства она ассоциируется с нацизмом. Но для народов России, исповедующих буддизм, она — часть культурного наследия. Свастики часто наносятся на статуях Будды и стены храмов. А сколько было историй, когда к ответственности привлекались люди, использовавшие изображение свастики, например, в научных докладах или размещающих на своих страничках фотографии улиц родных городов во время оккупации… Как вспомнишь, так вздрогнешь. И только в начале 2020 года Госдума приняла поправки, согласно которым административная ответственность наступает, только если свастика и другая запрещённая атрибутика демонстрируются с целью оправдания идеологии нацизма. Вообще, рассматривать какой-либо символ или художественное произведение вне культурного и исторического контекста, в котором они создавались — дело неблагодарное. Возьмём историю студента, умного, амбициозного, способного, который пришёл к выводу, что общество устроено несправедливо. И убил крайне неприглядного персонажа, убедив себя, что совершает благое дело. Но вот незадача, чтобы скрыть следы преступления, ему пришлось убить и невинного человека. Разоблачён и наказан студент был благодаря усилиям упёртого следователя, который решил во что бы то ни стало раскрыть преступление. Если вы решили, что речь о романе Достоевского «Преступление и наказание», то, увы, вы ошиблись. Мы имеем в виду японское аниме «Тетрадь смерти», ссылки на которое были заблокированы на двух сайтах по решению Колпинского суда. Создатели аниме «спионерили» фабулу бессмертного романа, осовременили, добавили японской мифологии и экшена- и получили мега-популярный продукт, по мотивам которого еще и три фильма сняли. Не будем вникать, почему заблокированы только ссылки на конкретные сайты и поднимать историю разбирательства. Важнее то, что эксперты, мнение которых принял во внимание суд, не были специалистами ни по японской культуре, ни по аниме (да, это самостоятельный вид искусства). — Нередко произведениям искусства приписывается посыл, который они не содержат. Особенно это касается творчества, связанного с незнакомой или малоизученной культурой. Или плотно привязано к историческому контексту, — считает искусствовед Анна Медалье. — Непонимание часто порождает неприятие. Так в российском прокате угробили фильм «Легенда о Нараяме» режиссёра Сёхэя Имамуры. У нас он был в прокате на рубеже 80-ых и 90-ых годов и рекламировался как эротический, а на самом деле показывалась трагедия сына, который вынужден был обречь на страшную смерть свою мать. Действие происходит в XIX веке в японской деревушке, в которой, чтобы не умирать голодной смертью, практикуют ритуал умерщвления бесполезных членов семьи. Это очень тяжёлая история. Но в фильме много откровенных сцен, которые, по замыслу режиссёра, показывают, что жители деревни по уровню своего развития мало чем отличаются от животных. В принципе, чтоб не шокировать публику, их, наверное, стоило бы вырезать. Но прокатчики, вероятно, решили сделать ставку на «клубничку». В результате большинство зрителей уходили с показов ругаясь и отплёвываясь. Ну, а те, кто досмотрел до конца, вытирали слёзы. А вот на кинофестивалях фильм принимали очень хорошо. Сейчас бы эта картина, скорее всего, просто не получил бы прокатного удостоверения. Ведь запретить гораздо проще, чем воспитать зрителей, которые могли бы погрузиться в контекст картины. И не пришлось бы отбиваться от кликуш обоих полов, требующих оградить от тлетворного влияния. Вот совсем недавно депутат ГД Виталий Милонов требовал запретить корейскую драму «Игра в кальмара». Прошло несколько недель, интерес к фильму у публики пошёл на убыль. Так стоило ли поднимать шумиху, добиваясь запрета? Которые, к тому же, легко обойти… А если очень нужно что-то запретить, давайте начнём с «Преступления и наказания». Нерадивые школьники спасибо скажут.

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Какие заболевания влияют на зрение и помогает ли морковь сохранить зоркость глаз?...
  • Диодной лазер поможет подготовиться к сезону купальников...
  • Недавняя смерть футбольного комментатора Василия Уткина вновь всколыхнула интерес к непростой теме...
  • Медицина
           

    Авто
  • На какой машине лучше отправляться в путь-дорогу, и сколько она стоит...
  • Среди подержанных авто с огромным отрывом лидируют модели «АвтоВАЗа»...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика