Спектакль-ужин, с призрачным оттенком любви, темой одиночества, юмором, и в тоже время, брезгливостью, ненавистью и скандалом- все это спектакль Театра Моссовета «Фрекен Жюли».
Пьеса Августа Стриндберга, написанная еще в 1888 году, до сих пор актуальна и востребована режиссерами и публикой. Сегодня это одна из самых репертуарных постановок Стриндберга.
На сцене Моссовета спектакль поставил худрук театра, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» — Евгений Марчелли. Его «Фрекен Жюли» — трагедия жизни одинокой женщины, находящейся в поиске любви и не встретившей «того единственного». Из-за этого она испытывает ненависть ко всему, что ее окружает, находится в «душевном метании» и совершает необдуманные поступки.
По сюжету, красивая, молодая госпожа — наследница богатого дома Фрекен Жюли (Лилия Волкова) нагло домогается до жениха своей служанки Жана (Павел Усачев). Причем, делает это в присутствии его невесты Кристины (Глафира Лебедева), что придает ситуации особый накал страстей. Несмотря на неприятные сцены, Кристина находит в себе силы не показывать своих эмоций, а старается заискивать пред хозяйкой, делать вид, что ничего не происходит.
В своей постановке Марчелли уходит от однозначной жанровой идентичности с классической пьесой. Несмотря на то, что на его кухне все так же «жарят мясо» и сохранены все классические монологи, в спектакле много скрытых смыслов и символов. Они усиливают эффект трагизма, наталкивая зрителя на размышление — стоит ли обвинять Жюли в происходящем, кто скрывается под маской «серого кардинала» в этой игре страстей и такой уж Жан «жертва домогательств».
Пикантность происходящему придает тонкий сарказм режиссера — Кристина предлагает зрителям попробовать вкусный бифштекс, но при этом облизывает приборы, а Жан за ужином становится больше похож на послушного пса, который может, при необходимости, и поцеловать сапог хозяйки и даже высокомерная Фрекен «заигрывает» со зрителями, спрашивая у них зажигалку, чтобы прикурить — тем самым стирая грани зритель-сцена, а затем оставляет след ярко-красной помадына щеке Кристиныот поцелуя, как метку «хозяйки положения».
Нельзя не отметить прекрасно подобранные костюмы (художник по костюмам Фагиля Сельская). Первая сцена -появление Жюли на серой кухне, в головном уборе со множеством перьев и цветов, больше напоминающем корону, открыто указывает на привилегированность положение и вседозволенность хозяйки. Во всех задействованных в постановке костюмах есть небольшой намек на современность сюжета, что дает понять зрителю о насущности проблематики.
Эмоциональный накал передает и тембр голосов актеров, их диалог переходит от полушепота к крику.
Несмотря на скудность декораций — стол, два стула-табурета, кухонный блок с электроплитой, кровать и рукомойник, все пространство сцены «Под крышей» плотно занято. Его наполняет великолепная игра артистов, не играющих, а проживающих свои роли на одном дыхании.
Финал остается открытым, будто бы давая возможность зрителям продолжить его для самостоятельно.
Можно ли моделировать любовь не любя, а также строить далеко идущие планы с человеком, которого ты презираешь, а ежеминутная слабость все сильнее подталкивает в пропасть? Осуждать ли за это Жюли — каждый решает сам.
Билет на спектакль «Фрекен Жюли» можно приобрести на официальном сайте Театра Моссовета.