Напишу о наболевшем. Никто, уверена, не будет спорить с тем, что образование в наше время — это больше даже, чем все. Будет у ребенка хорошее обучение и вуз — у него есть шанс, что все в жизни будет хорошо. Не будет — он останется на обочине жизни. Обслуживающим персоналом для так называемой верхушки, элиты, кем возомнили себя граждане, сделавшие богатства на распаде Советского Союза. Или, точнее сказать, подтачивавшие и развалившие Союз, чтобы набить свои карманы. Хотя даже при наличии хорошего образования в нынешнее время выпускникам мало что светит в силу созданной системы передачи власти по наследству. Но это уже другая тема.
Так вот, на сегодня можно констатировать с полной уверенностью — уже сейчас российское образование есть система сегрегации российских школьников.
Простой пример: ребенок собирается поступать в технический вуз. Для этого ему надо сдать математику, физику и русский язык. И если русский еще как-то можно освоить в рамках школьной программы (не лицея или другого специализированного учебного заведения), то физику и математику, по утверждению специалистов, просто нереально.
Особенно вопрос касается математики. Ее гении, составляющие задания для ЕГЭ, разделили на две части — базовую и профильную. Базовая дается в рамках школьной программы, и то не целиком. А профильная — не дается в принципе!
Не так давно состоялся разговор с уважаемым учителем — преподавателем математики в Якутске. Так вот, он сообщил: «При том количестве часов математики, которые есть сегодня в общеобразовательных школах, мы не имеем права требовать от ребенка сдачи ЕГЭ на 80 и 90 баллов». Мы — имелось в виду учителя и родители.
Но вот ведь незадача — именно такое количество баллов по всем предметам требуется для поступления в хороший технический вуз!
И вот что делать в такой ситуации?
А в такой ситуации побеждает тот, у кого есть деньги. Родители выбирают дорогую школу, нанимают дорогих репетиторов, дети учатся — и только так у них появляется хоть какой-то шанс. А те, у кого нет такой возможности — остаются без всякой надежды.
Значит, детей смело можно делить на две неравные части — баловней судьбы и отбросы. Да, разумеется, очень талантливые дети могут и без репетиторов поступить в вуз. Но много ли таких?
Тем более что как рассказал уважаемый преподаватель, «когда ввели в ЕГЭ по математике задачи по кредитам, мы не то что решить их не могли, мы даже осмыслить само задание были не в состоянии». И добавил: «Многие по выходным занимаются хобби, какими-то своими делами, а я решаю задачи, бесконечно повышаю свой уровень, потому что задачи по ЕГЭ усложняются и нужно сначала самому их освоить, а потом давать их детям».
Иными словами, несмотря на записанное в нашей Конституции всеобщее право бесплатное на образование, по факту это не исполняется. Реальность на сегодня такова — в стране уже создана система, которая делит детей на части. А это уже настоящая сегрегация.
Помню, в свое время многие выступали против введения Единого государственного экзамена. Но находилось и много защитников. Они говорили: «Зато мальчик или девочка из любой глубинки, не выезжая для сдачи экзаменов в Москву или любой другой город, смогут поступить в хороший вуз». Ну, и где все эти поступления? Как сможет поступить в вуз мальчик из деревни, если даже в рамках школьной программы он не получает то, что необходимо для этого.
И еще один «приятный момент» — количество бюджетных мест в вузах неуклонно сокращается. И это понятно — зачем им бюджетники, если они могут назначать свои цены за обучение и неплохо зарабатывать?
Причем, в правительстве РФ прекрасно знают об этой системе, но ничего не предпринимают. Только констатируют, что сокращение числа бюджетных мест в российских вузах будет усиливаться и даже дают цифры — на 17% к 2024 году. А именно: сейчас выпускники претендуют на 518,4 тыс. бюджетных мест, а в 2024 году, по прогнозу, их количество будет равняться 432,4 тыс. Причины же сокращения числа бюджетных мест в вузах правительство не исследует. А зачем? Иначе ведь придется признавать ситуацию такой, какая она есть и хуже того — что-то делать.
Впрочем, никто ничего делать не будет. Даже после того, как сам президент в своем нашумевшем послании заявил о необходимости ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах.
Да кто у нас поручения Путина в последние годы выполнял? Он уже битый год говорит о необходимости восстановления системы первичного звена в здравоохранении — а количество врачей и больниц неуклонно сокращается. Он говорил о создании 25 миллионов рабочих мест к 2020 году, и по нулям. И так далее, и тому подобное.
А судьба девчонок и пацанов решается прямо здесь и сейчас. И глядя на всю эту катавасию в образовании, у них вырабатывается одно желание — как можно быстрее и техничнее свалить из страны.
Об этой сложившейся и прогрессирующей системе сегрегации в образовании как-то стыдливо молчат. Потому что у нас же социальное государство — все для людей и для страны. Так ведь записано в нашей Конституции. Вот только кто выполняет положения этой Конституции?
Вот ведь что надо было бы делать — заставить всех работать согласно Основному закону страны, исполнить то, что в нем уже написано. А не городить новое под себя.
Образования и наука: За тарелку супа: Студентов-очников предлагают кормить бесплатными обедами
Новости внутренней политики: Госдуму попросили разработать закон «О статусе педагога»