Закон, позволяющий МВД выдворять иностранцев-нарушителей из страны без судебного решения, подписал президент РФ Владимир Путин. Соответствующие поправки были внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Согласно опубликованному на портале правой информации документу, основаниями для высылки из страны может стать ряд противоправных действий, среди которых нарушение административных статей о перевозке наркотиков, употреблении алкоголя в общественных местах, неподобающее поведение на стадионах, пропаганда педофилии и нетрадиционных сексуальных отношений, миссионерство с нарушением законов о свободе совести и вероисповедании.
Изменения в КоАП предоставляют органам внутренних дел дополнительные полномочия, касающиеся принятия решений об административном выдворении за пределы РФ и других мер процессуального характера. Как считают власти, данные новшества позволят улучшить контроль за пребыванием в стране иностранных граждан и их своевременный отъезд.
В пояснительной записке отмечалось, что в России существуют «два дублирующих друг друга института удаления» иностранных граждан с территории страны. Во-первых, это суд, назначающий наказание о выдворении после составления сотрудниками МВД соответствующих протоколов. Во-вторых, есть процедура депортации о «сходной по категориям лиц», которую осуществляет полиция. Так что, законодатели считают необходимым выработать «единый алгоритм действий по организации высылки» нелегалов из РФ.
Поправки в Административный кодекс были внесены в Госдуму в апреле группой депутатов во главе с зампредом фракции «Единая Россия» Дмитрием Вяткиным. Также среди разработчиков значились первый зампред комитета по делам СНГ Константин Затулин и зампред комитета по охране здоровья Сергей Леонов из фракции ЛДПР. Депутаты приняли эти поправки в первом чтении в июне. После этого в проекте закона появилась норма о предельном сроке содержания иностранцев, подлежащих выдворению, в спецприемниках — по решению глав и заместителей ФСБ, МВД и погранслужбы их могут поместить в СИЗО на 48 часов, напоминает «Коммерсант».
Некоторые наблюдатели уже выразили опасение, что реализация положений закона не слишком изменит ситуацию, зато поднимет размер «таксы» от лиц, облеченных полномочиями и не слишком обременяющих себя законопослушанием. Может, лучше поработать с диаспорами? С этим вопросом мы обратились к эксперту по вопросам миграции, директору информационно-аналитического центра «Прогноз» Юрию Московскому.
— Начнем с того, что диаспор нет как таковых, как ни странно. Это большая легенда, что есть какие-то диаспоры, что-то регулирующие. Есть общественные организации, землячества — люди, приехавшие из одного населенного пункта, региона. Есть родственники. Нет диаспор, в том виде, в котором многие их себе представляют: что существуют некие советы какой-то национальности, а во главе их стоят старейшины или «бароны», принимающие решения.
«СП»: А что в реальности?
— В реальности есть какое-то число людей, пытающихся решать вопросы по формальным или неформальным основаниям. Так что, в этом плане работать практически не с кем, потому что все находится в состоянии броуновского движения: кто-то приезжает, кто-то уезжает.
У кого-то есть печать, и он пользуется какими-то преференциями, у другого тоже есть печать, но он ничего не делает. А другой многое делает и без печати, официального статуса.
«СП»: Может, властным структурам в этом отношении стоит плотнее контактировать с бизнесом, заинтересованным в привлечении иностранной рабочей силы и отсутствии правовых проблем с ней?
— Это направление работы верное, но есть разновлиятельные объединения бизнеса. Иной раз проще решить вопрос с руководителем какого-нибудь, скажем, торгового центра, где работают иностранные граждане, чем обращаться в какую-либо бизнес-структуру. Так что, к низовой коррупции ведет отсутствие ясного понимания ситуации. Ведь у нас, выражаясь марксистским языком, отсутствует простое воспроизводство рабочей силы со всеми вытекающими последствиями.
Экономика требует людей, а взять их неоткуда. У нас, кстати, существует стереотип, что рост производительности труда приводит к уменьшению числа работающих. Ничего подобного — в современных условиях это приводит к их увеличению! Те же самокаты, предположим, кто-то должен обслуживать.
Дополнительные средства дают рождение новым отраслям, новым потребностям, нужны новые работники. Кроме того, нужны люди для такого направления, как импортозамещение.
«СП»: Тем не менее, выдворять незаконно проживающих будут.
— Будут. Выдворяют за два административных правонарушения.
Порой человек интегрировался, адаптировался, что-то нарушил, а порой ничего не нарушил, но это зафиксировано, а его выставляют из страны. Такое тоже бывает.
«СП»: Допустим, вовремя неформальный «взнос» не сделал ответственному гражданину.
— Или так. Но здесь нужно менять ситуацию. Удалось же навести порядок в ГАИ/ГИБДТ. Судя по всему, там «взносы» стали брать намного меньше, чем двадцать лет назад. Уверен, что вполне по силам навести порядок и в сфере контроля за иностранными гражданами. Чтобы это была не кормушка для кого-то, а сфера государственного контроля. Ведь законов у нас принято очень много, но все упирается в их исполнение, в низовой уровень, относящийся к МВД.
Поэтому нужно принимать законы, закладывать в них такие правовые механизмы, чтобы максимально уменьшить возможность коррупции. Предусматривать контроль со стороны госорганов, общественных структур, служб собственной безопасности. Чтобы отдельные представители госорганов перестали рассматривать иностранных граждан как источник дохода.
Я здесь не говорю про бизнес — он их в любом случае рассматривает в качестве источника дохода, как и всех остальных граждан России. Так что, здесь подходы бизнеса и государства нужно максимально разводить, а совершивших правонарушения — сажать, в том числе и содействующим нарушениям в миграционной сфере.
«СП»: Какова у нас сегодня официальная численность трудовых мигрантов?
— Как говорил в свое время наш президент, с целью работы в стране находятся около двух с половиной миллионов иностранных граждан. Из них около трети концентрируется в Москве. При этом количество рабочих мест составляет 72−73 миллиона. В местах заключения находится где-то 270 тысяч человек — самый низкий уровень за последние чуть ли сто лет. Из них иностранных граждан — около пяти процентов, включая лиц с двойным гражданством.
Эти данные я привожу для понимания масштабов явления. Потому что когда порой говорят о 16 миллионах мигрантов, то в это число попадают приехавшие в Россию с начала 1990-х годов русские люди из республик Средней Азии. И потом, когда этот показатель кочует по различным материалам, возникает манипуляция сознанием, под влияние которой попадают и люди, принимающие законодательные решения.
Так что, трудовая миграция будет, поскольку этого требует экономика. Как я уже сказал, повышение производительности труда только увеличивает потребность в новых кадрах. Главное — чтобы этот процесс происходил в рамках закона, а нарушения, кто бы их ни допускал, пресекались.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».