Военно-морской флот РФ вступает в десятилетие, которое станет решающим для его дальнейшего развития. Если ситуация коренным образом не изменится, то к концу государственной программы вооружения (ГПВ), рассчитанной до 2027 года, ВМФ рискует полностью лишится эсминцев и значительной части кораблей первого ранга (водоизмещением свыше 5 тысяч тонн).
«Де факто приостановлено»
В начале февраля портал Mil.Press FlotProm со ссылкой на два информированных источника в военно-морских научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро распространил новость о том, что государство (очевидно, что в лице Главкомата ВМФ или Минобороны) прекратило финансирование разработки эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер».
Северное проектно-конструкторское бюро и Крыловский государственный научный центр, которые занимаются проектированием перспективного эсминца, перестали получать бюджетные средства. Данные предприятия «продолжают определённые работы в инициативном порядке», но по факту создание «Лидера» забуксовало, так как потеряло поддержку главного заказчика.
Ситуация, при которой российские учёные проводят работы за счёт собственных средств, для России не нова и потому её нельзя назвать критичной. Однако насколько бы хорошо НИИ и КБ не выполнили бы свою задачу, им всё равно придётся подстраиваться под требования Минобороны. Работа в отрыве от заказчика подразумевает неизбежные риски.
«Сейчас проектирование де факто приостановлено, соответствующее решение принято в управлении кораблестроения ВМФ. К работам планируют вернуться позже, чтобы не перепрыгивать от фрегатов (проекта 22350) водоизмещением в 5400 тонн к эсминцам водоизмещением 19 000 тонн», — сказал источник Mil.Press FlotProm.
«Лидер» должен прийти на смену боевым кораблям первого ранга советской постройки. Речь идёт об атомных крейсерах проекта 1144 («Адмирал Нахимов», «Пётр Великий»), проекта 1164 («Москва», ««Маршал Устинов», «Варяг»), миноносцах проекта 956 («Быстрый», «Настойчивый», «Адмирал Ушаков») и противолодочных кораблей проекта 1155.
Преимущественно «Лидера» в универсальности. В любом районе Мирового океана корабль сможет выполнять широкий спектр задач, связанный с противолодочной и противовоздушной обороной, нанесением ударов по морским и наземным объектам.
Предполагается, что он будет оснащён 200 вертикальными ячейками для зенитных ракет и крылатых ракет типа «Калибр», «Оникс» и гиперзвукового «Циркона». Водоизмещение корабля может составить до 20 тыс. тонн, длина — около 200 м, ширина — 20 м. Атомная силовая установка позволит ему нести в море боевое дежурство в течение 90 суток.
За противовоздушную оборону «Лидера», как считается, будут отвечать морской вариант зенитного ракетного комплекса С-500 (дальний эшелон), система «Полимент-Редут» (средний эшелон) и ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М» (ближний рубеж).
Американские СМИ называют «Лидер» самым вооружённым кораблём в мире. Действительно представленные характеристики говорят о том, что российский корабль будет мощнее главных конкурентов — эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» (Arleigh Burke) и крейсеров класса «Тикондерога» (Ticonderoga) ВМС США. Например, модернизированный образец «Арли Бёрк» оснащён 96 ячейками для пуска ракет.
Туманные перспективы
Однако строительство «Лидер» может так и остаться мечтой учёных, военных и неравнодушных судьбе флота граждан. Официальных комментариев о консервации проекта на сегодняшний день нет, однако Минобороны часто позволяет себе молчание, особенно в тех ситуациях, когда велик риск репутационных потерь.
В то же время строительство «Лидера» соответствует доктринальным документам РФ и заявлениям президента, которые предполагают наращивание боевых возможностей Военно-морского флота и сохранение устойчивых позиций в Мировом океане.
Летом 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сообщил, что строительство развернётся после 2020 года. В декабре 2019 года глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что отечественные предприятия готовы реализовать «длинную серию кораблей дальней морской зоны», имея в виду проект эсминца «Лидер».
Тем не менее, при самом удачном стечении обстоятельств эсминец проекта 23560 будет заложен во второй половине 2020-х годов и не факт, что уложится в рамки ГПВ-2027. Строительством «Лидера» гипотетически может заняться петербургская «Северная верфь». Ориентировочная стоимость одного миноносца с атомной силовой установкой превышает один миллиард долларов.
Пока непонятно, найдёт ли Россия деньги хотя бы на реализацию мелкой серии таких кораблей? В идеале в течение ближайших 20-25 лет ВМФ должен получить более 10 эсминцев. Только так наша страна компенсирует потери крупнотоннажного флота, которые неизбежны из-за деградации кораблей первого ранга советской постройки.
При этом, учитывая проблемы России с технологизацией судостроительной отрасли, о которой говорил на декабрьском совещании ОПК Владимир Путин, и постоянный срыв сроков сдачи кораблей, строительство головного эсминца может растянуться на 6-8 лет. К этому периоду времени уместно добавить ещё 2-4 года на испытания, так как на первом корабле многое будет новым.
Может ли Россия обойтись без проекта 23560? Если программа строительства «Лидеров» будет завалена, то наша страна может попрощаться со статусом океанской державы.
Судя по текущим планам Минобороны, до конца ГПВ-2027 ВМФ получит как минимум шесть фрегатов проекта 22350 и около 20 корветов и малых ракетных кораблей, которые станут носителями «Калибров» и «Цирконов». Это достаточно серьёзное пополнение, но тягаться с другими державами в дальней морской зоне и на просторах Мирового океана надводный флот РФ уже не сможет.
Процесс обновления крупнотоннажного флота России осложняет затянувшаяся модернизация советских крейсеров и эсминцев, которым уже более 30 лет. Для сравнения: на Западе боевые корабли первого ранга выводят из состава ВМФ «по достижению 40-летнего возраста».
Сейчас на стапелях и у причальной стенки находится около половины отечественных крейсеров и эсминцев. Модернизация продлит им срок службы на 10-15 лет. Данная ситуация и туманные перспективы строительства «Лидера» характеризуют общую картину состояния ВМФ, который страдает как от нехватки финансов, так и от отсутствия системного подхода со стороны военно-политического руководства.
Военно-морской флот РФ вступает в десятилетие, которое станет решающим для его дальнейшего развития. Если ситуация коренным образом не изменится, то к концу государственной программы вооружения (ГПВ), рассчитанной до 2027 года, ВМФ рискует полностью лишится эсминцев и значительной части кораблей первого ранга (водоизмещением свыше 5 тысяч тонн). «Де факто приостановлено» В начале февраля портал Mil.Press FlotProm со ссылкой на два информированных источника в военно-морских научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро распространил новость о том, что государство (очевидно, что в лице Главкомата ВМФ или Минобороны) прекратило финансирование разработки эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер». Северное проектно-конструкторское бюро и Крыловский государственный научный центр, которые занимаются проектированием перспективного эсминца, перестали получать бюджетные средства. Данные предприятия «продолжают определённые работы в инициативном порядке», но по факту создание «Лидера» забуксовало, так как потеряло поддержку главного заказчика. Ситуация, при которой российские учёные проводят работы за счёт собственных средств, для России не нова и потому её нельзя назвать критичной. Однако насколько бы хорошо НИИ и КБ не выполнили бы свою задачу, им всё равно придётся подстраиваться под требования Минобороны. Работа в отрыве от заказчика подразумевает неизбежные риски. «Сейчас проектирование де факто приостановлено, соответствующее решение принято в управлении кораблестроения ВМФ. К работам планируют вернуться позже, чтобы не перепрыгивать от фрегатов (проекта 22350) водоизмещением в 5400 тонн к эсминцам водоизмещением 19 000 тонн», — сказал источник Mil.Press FlotProm. «Лидер» должен прийти на смену боевым кораблям первого ранга советской постройки. Речь идёт об атомных крейсерах проекта 1144 («Адмирал Нахимов», «Пётр Великий»), проекта 1164 («Москва», ««Маршал Устинов», «Варяг»), миноносцах проекта 956 («Быстрый», «Настойчивый», «Адмирал Ушаков») и противолодочных кораблей проекта 1155. Преимущественно «Лидера» в универсальности. В любом районе Мирового океана корабль сможет выполнять широкий спектр задач, связанный с противолодочной и противовоздушной обороной, нанесением ударов по морским и наземным объектам. Предполагается, что он будет оснащён 200 вертикальными ячейками для зенитных ракет и крылатых ракет типа «Калибр», «Оникс» и гиперзвукового «Циркона». Водоизмещение корабля может составить до 20 тыс. тонн, длина — около 200 м, ширина — 20 м. Атомная силовая установка позволит ему нести в море боевое дежурство в течение 90 суток. За противовоздушную оборону «Лидера», как считается, будут отвечать морской вариант зенитного ракетного комплекса С-500 (дальний эшелон), система «Полимент-Редут» (средний эшелон) и ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М» (ближний рубеж). Американские СМИ называют «Лидер» самым вооружённым кораблём в мире. Действительно представленные характеристики говорят о том, что российский корабль будет мощнее главных конкурентов — эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» (Arleigh Burke) и крейсеров класса «Тикондерога» (Ticonderoga) ВМС США. Например, модернизированный образец «Арли Бёрк» оснащён 96 ячейками для пуска ракет. Туманные перспективы Однако строительство «Лидер» может так и остаться мечтой учёных, военных и неравнодушных судьбе флота граждан. Официальных комментариев о консервации проекта на сегодняшний день нет, однако Минобороны часто позволяет себе молчание, особенно в тех ситуациях, когда велик риск репутационных потерь. В то же время строительство «Лидера» соответствует доктринальным документам РФ и заявлениям президента, которые предполагают наращивание боевых возможностей Военно-морского флота и сохранение устойчивых позиций в Мировом океане. Летом 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сообщил, что строительство развернётся после 2020 года. В декабре 2019 года глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что отечественные предприятия готовы реализовать «длинную серию кораблей дальней морской зоны», имея в виду проект эсминца «Лидер». Тем не менее, при самом удачном стечении обстоятельств эсминец проекта 23560 будет заложен во второй половине 2020-х годов и не факт, что уложится в рамки ГПВ-2027. Строительством «Лидера» гипотетически может заняться петербургская «Северная верфь». Ориентировочная стоимость одного миноносца с атомной силовой установкой превышает один миллиард долларов. Пока непонятно, найдёт ли Россия деньги хотя бы на реализацию мелкой серии таких кораблей? В идеале в течение ближайших 20-25 лет ВМФ должен получить более 10 эсминцев. Только так наша страна компенсирует потери крупнотоннажного флота, которые неизбежны из-за деградации кораблей первого ранга советской постройки. При этом, учитывая проблемы России с технологизацией судостроительной отрасли, о которой говорил на декабрьском совещании ОПК Владимир Путин, и постоянный срыв сроков сдачи кораблей, строительство головного эсминца может растянуться на 6-8 лет. К этому периоду времени уместно добавить ещё 2-4 года на испытания, так как на первом корабле многое будет новым. Может ли Россия обойтись без проекта 23560? Если программа строительства «Лидеров» будет завалена, то наша страна может попрощаться со статусом океанской державы. Судя по текущим планам Минобороны, до конца ГПВ-2027 ВМФ получит как минимум шесть фрегатов проекта 22350 и около 20 корветов и малых ракетных кораблей, которые станут носителями «Калибров» и «Цирконов». Это достаточно серьёзное пополнение, но тягаться с другими державами в дальней морской зоне и на просторах Мирового океана надводный флот РФ уже не сможет. Процесс обновления крупнотоннажного флота России осложняет затянувшаяся модернизация советских крейсеров и эсминцев, которым уже более 30 лет. Для сравнения: на Западе боевые корабли первого ранга выводят из состава ВМФ «по достижению 40-летнего возраста». Сейчас на стапелях и у причальной стенки находится около половины отечественных крейсеров и эсминцев. Модернизация продлит им срок службы на 10-15 лет. Данная ситуация и туманные перспективы строительства «Лидера» характеризуют общую картину состояния ВМФ, который страдает как от нехватки финансов, так и от отсутствия системного подхода со стороны военно-политического руководства.