В Государственную Думу внесен законопроект о создании в России Фонда национального сбережения за счет нефтегазовых сверхдоходов бюджета для последующего распределения их среди россиян. Автором документа стали депутаты от партии «Справедливая Россия».
Фонд национального сбережения предлагается формировать за счет 90% дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в установленном правительством РФ порядке. Оставшиеся 10% - направлять в Фонд национального благосостояния. В настоящий момент в ФНБ направляются все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета.
В пояснительной записке отмечается, что это позволило бы увеличить эффективность использования дополнительных нефтегазовых доходов бюджета, благосостояние граждан РФ, а также темпы экономического роста за счет увеличения объемов внутреннего спроса и потребления среди населения.
Предсказуемо, против проекта выступили правительство и Счетная палата РФ — по причине отсутствия обоснования более высокой эффективности предлагаемого распределения дополнительных нефтегазовых доходов. Кроме того, сообщается о возможных рисках реализации целей формирования ФНБ — софинансирования добровольных пенсионных накоплений, обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам также выступил против и рекомендовал нижней палате отклонить законопроект в первом чтении.
В общем, реакция правительства и партии власти вполне прогнозируема. Значит ли это, что у инициативы нет шансов? Почему ее не предлагали раньше? «Справедливая Россия» решила заняться популизмом для поднятия рейтинга?
— Популизм — это нормально, а вот распределение доходов госкомпаний, формально принадлежащих государству, абсолютно непрозрачно, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Разве нормально, что собственник — народ, понятия не имеет, куда идут его деньги?
«СП»: — Откуда берутся эти допдоходы?
— Допдоходы образуются из незапланированных положительных цен на нефтяных рынках, которые не могут учитываться при планировании на будущий год.
«СП»: — Сообщается, что принятие законопроекта позволило бы увеличить эффективность использования дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. Как?
— А мы понятия не имеем, как они используются. Дворцов понастроили, яхт понакупили, а потом увеличили пенсионный возраст. И это все на фоне высокой доходности. И не сказать, чтоб как-то заметно инвестировали в базовые отрасли. Неплохо бы добавить прозрачности в процесс.
«СП»: — Говорят, что принятие законопроекта позволило бы увеличить благосостояние граждан РФ, а также темпы экономического роста. Почему тогда раньше никто до этого не додумался?
— Почему никто не додумался? Уже лет 20 об этом говорят. Но в правительстве прикидываются глухими. Вот и сейчас профильный комитет возражает — не трогайте деньги «крутых пацанов».
«СП»: — Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента отклонить документ. Потому что олигархи не хотят делиться?
— Они потому и олигархи, что ничем и никогда не делятся. Хотя разве есть у нас олигархи, не зависимые от государства?
«СП»: — Есть ли в будущем шанс у подобных инициатив? При каких условиях государство может пойти на изымание дополнительных сырьевых доходов? Только, если совсем прижмет?
— Прижимать должны граждане, организованные в политические структуры. Но до этого пока далеко. Граждане в массе своей категорически не желают осознавать свои интересы. Все ждут, что за них тяжелую и опасную работу кто-то сделает, а так не бывает. Либо работай сам, либо радуйся тому, что дают.
— Нефтяные сверхдоходы рассчитываются от превышения цены нефти над заложенной в бюджете базовой ценой ($ 40 за баррель в ценах 2017 г. с ежегодной индексацией на 2%), — поясняет экономист, редактор телеграм-канала Politeconomics Хазби Будунов.
— Согласно бюджетному правилу, Минфин России направляет эти доходы на приобретение иностранной валюты на внутреннем рынке, которая затем зачисляется в ФНБ.
«СП»: — О каких суммах речь?
— На 2020 год запланировано 2,74 трлн. руб.
«СП»: — Что такое этот Фонд национального сбережения? Чем он будет отличаться от Фонда национального благосостояния?
— Полагаю, это разновидность суверенного фонда, который будет управлять нефтяными сверхдоходами в интересах граждан страны. В качестве примера можно взять Перманентный фонд штата Аляски, управляющий прибылью от добычи нефти в Аляске. 25% прибыли поступают в фонд, половина дохода через дивиденды напрямую распределяются среди жителей Аляски, то есть каждый житель ежегодно получает одинаковую сумму.
Порядок и формы распределения Фонда национального сбережения должны были определяться правительством.
ФНБ же отличается тем, что имеет целью обеспечение сбалансированности федерального бюджета и Пенсионного фонда России.
«СП»: — Авторы законопроекта утверждают, что его принятие позволило бы повысить эффективность использования дополнительных нефтегазовых доходов… А сейчас, получается, тратят неэффективно?
— Сейчас нефтегазовые сверхдоходы вообще не используются. Для того чтобы начать расходовать средства ФНБ, ликвидная часть фонда должна превышать 7% ВВП. Судя по последним новостям, средства ФНБ хотят использовать для покупки доли Сбербанка у ЦБ. Федеральный бюджет России сейчас профицитный, что является причиной стагнации экономики.
«СП»: — Согласны ли вы с тем, что принятие законопроекта позволило бы увеличить благосостояние граждан РФ, а также темпы экономического роста?
— Действительно, это могло бы помочь снизить кредитную нагрузку населения, которая принимает угрожающие масштабы — процент плохих долгов достиг 14%, массовый дефолт физлиц может пошатнуть национальную банковскую систему.
«СП»: — Почему профильный комитет Госдумы документ не принял?
— И комитет Госдумы, и правительство придерживаются мейнстримного взгляда на макроэкономику. С их точки зрения, государственный бюджет ничем не отличается от бюджета домохозяйств, поэтому государство должно наращивать бюджетные профициты и средства в суверенных фондах на черный день. На самом деле, государственная политика сбережения денег, которые государство само же и печатает, является абсурдной. Деньги необходимо постоянно тратить.
— За первое полугодие 2018 года сверхнормативные доходы составили 1,7 трлн. рублей, всего же в ФНБ накоплено около 7,8 трлн. рублей или 6,9% ВВП, — напоминает политолог Иван Лизан.
«СП»: — Как думаете, насколько оправдано перераспределение нефтегазовых доходов?
— Авторы законопроекта 90% сверхнормативных доходов предлагают направить на поддержание спроса населения на товары, грубо говоря, проесть, а остальные 10% использовать для пополнения ФНБ. Но у ФНБ другая задача — это кубышка на чёрный день, она, несмотря на все издержки, позволила покрыть бюджетный дефицит после 2014 года.
Кроме того, по достижению ФНБ размера свыше 7% ВВП, деньги из него будут направлены на развитие страны: экспортное кредитование, строительство заводов, реализацию проектов в сфере транспорта, в т. ч. обновление городского общественного транспорта. Т.е. ФНБ — инструмент накопления, обеспечения бюджетной стабильности и развития. Фонд национально сбережения, который предлагает создать «Справедливая Россия», — инструмент проедания: каждому гражданину России достались бы по 50 тыс. рублей. Они бы предельно быстро закончились
Этот инструмент сработал бы в Бахрейне или Катаре с Аляской (там он, собственно, и работает). Минимум населения, созданная инфраструктура, высокий уровень жизни — нет цели развивать, есть цель удержать уровень жизни. Россию же необходимо развивать, а спрос поддержать можно за счёт других инструментов.
«СП»: — То есть это голый популизм? Или есть реальный запрос на такую меру?
— Да, это чистой воды популизм. Запрос есть — все хотят жить лучше, но мало кто понимает, как это сделать и за счёт чего достичь.
Власть: «Нерасплесканное наследие Путина»: Страна олигархов, нищих и грабительской пенсионной реформы
Пенсионная система: Госсовет — правительству: «Такая пенсионная реформа должна быть отменена»