Пикантная история вокруг ручки «Карлоф» лишила сна и покоя армянскую общественность. Второй день всеармянский премьер развивает подробности темы с ручкой, одолженной и подаренной ему председателем Конституционного суда Грайром Товмасяном, ввиду того, что своя ручка у премьера куда-то запропастилась. По прошествии времени премьер представил данный рабочий эпизод, обыкновенную любезность со стороны председателя КС как беспрецедентное свидетельство того, что Грайр Товмасян «сначала в каждодневном режиме, потом в еженедельном, потом в ежемесячном навязчиво предлагал премьеру свои услуги».
РУЧКА, ПРАВДА, НЕ ПРОСТАЯ, а с золотым пером и довольно дорогая, аж 160 евро. Впрочем, первым лицам государства, а председатель КС относится именно к этой категории представителей власти, надлежит пользоваться именно такими. Так что возмущение премьера в этой связи, выглядит, как минимум, странно.
Между тем гротескно преподнесенная премьером общественности тема ручек настолько запала в душу, что судебный обозреватель «ГА» решила поинтересоваться, какими ручками пользуются наши госчиновники? Точнее, какие ручки закупаются для них, посредством Агентства по госзакупкам, и нет ли в данном механизме возможных коррупционных рисков?
Согласно данным сайта Агентства по госзакупкам за 2017-2019 гг., цены по закупкам шариковых (гелевых) ручек разнообразны. Причем, разница, без преувеличения, резкая. Как и закупаемое государственными ведомствами количество. Судите сами: для аппарата премьера закуплено 10 000 ручек по цене 250 драмов. Для Национального собрания – 3 000 ручек по 100 драмов. Для мэрии Еревана – 1370 ручек по 21 драм. Для ереванского государственного медицинского университета – 300 ручек по 580 драмов. Для Службы национальной безопасности 15 000 по 18, 50, а для Государственного комитета по госдоходам – 5000 ручек по 23 драма.
Проанализируем эти цифры. В первую очередь, вызывает удивление разнообразие закупочных цен. Ведь цены на идентичные товары для органов госсферы должны быть едиными. И совершенно непонятно, почему для нужд мэрии закупаются ручки по 20 драмов, для ЕГМУ – по 580, а для аппарата премьер-министра - по 250? Чем объяснить разницу в ценах, хотя закупки совершает единый орган, созданный именно для рациональной, единообразной ценовой политики, для исключения ценового разброда в госструктурах и разумного, целевого использования государственных средств. Ручки-то одинаковые, и пишется ими одинаково. И если можно приобрести ручки за 18 драмов, зачем платить 580?
В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ УДИВЛЯЕТ и количество закупок. Например, для чего закуплено 10 000 ручек аппарату премьер-министра? Если бы речь шла о правительстве в целом, о разных министерствах, то эту цифру еще можно было бы понять. Но на сайте значится: 10 000 ручек для нужд аппарата премьер-министра. И возникает резонный вопрос: к чему этому самому аппарату столько ручек при том, что шариковыми ручками, насколько известно, там практически не пользуются. Все записи производятся посредством компьютеров, даже подписи под документами ставятся электронные. И это, между прочим, ни для кого не секрет.
Для нужд Службы национальной безопасности закуплено 15000 ручек. Здесь не станем мудрствовать лукаво – структура закрытая, и как уж там внутри обстоят дела, какому количеству сотрудников предназначены эти ручки, дело не наше.
Вместе с тем, думается, что самые убедительные цифры представлены Государственным комитетом по госдоходам. Там инспекторам, действительно, приходится писать нехило, ручки при таком режиме используются, будь здоров. Потому представленное количество в 5000 единиц вполне уместно и логично. Да и цена, хоть не 18 драмов, но и не 250, а 23 драма.
Есть и такой момент. Закупки, как известно, производятся на основе тендеров. Чтобы выиграть тендер, конкурирующие компании стараются представить наиболее приемлемые, дешевые варианты. Может, потому и фигурирует цифра в 18 драмов? Но оправдана ли она – это уже другой вопрос.
И еще. Как известно, во время встреч на высшем уровне, подписания протоколов, важных документов и т.д. принято пользоваться ручками дорогими, отличного качества, желательно, от именитого производителя, а не обычными, гелевыми. Кстати, ручка «Карлоф», тем более, с золотым пером, для таких целей отличный выбор. Однако, о закупках подобных ручек, которые необходимо иметь в наличии высокопоставленным госчиновникам, на данном сайте нет ни слова.
Может, их просто обошли вниманием и не указали? Или чиновники должны приобретать их сами, на свой счет? Ведь в подарок подобную ручку после истории с авторучкой Г. Товмасяна лучше не брать – может дорого обойтись… Даже если подарок принимается легко, с улыбкой, как видно на попавших в сеть фотографиях Н. Пашиняна и Г. Товмасяна, сидящих рядом и мило беседующих в момент предоставления последним ручки первому. Кто знал, что ручка превратится «в доказательство» страшных грехов. В общем, лучше чиновникам не рисковать. А вот на тему возможного наличия рисков при закупках, все тех же ручек, например, может, стоит обратить внимание? Это, конечно, не так эффектно, как устраивать шоу в прямом эфире, но реальную пользу принести может.
А ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. «Дьявол кроется в мелочах», - заявляет наш премьер, второй день комментируя ситуацию с ручкой Г. Товмасяна. Продемонстрировав в эфире эту самую ручку, он указал, что она - «символ всего этого, и они пошли на беспринципные шаги, чтобы «взять под контроль» КС.
Где факты, где логика – непонятно. Впрочем, разбрасываться публичными обвинениями - это в духе «бархатных» времен. Именно такая картина наблюдалась в деле председателя Всеармянского фонда «Айастан» Ара Варданяна, генерала Манвела Григоряна, и многих других. По факту завладения полномочиями КС возбуждено уголовное дело на основании заявления депутата Армана Бабаджаняна, но обвинения в рамках данного дела Грайру Товмасяну не предъявлено. Не забыли?
Впрочем, разве это останавливало наших властей в предыдущих случаях, чтобы быть сдержаннее сегодня? Главное - публично обвинить, а уж там, как пойдет.
Лана Мшецян, "Голос Армении"