Центр политической конъюнктуры (ЦПК) сделал доклад «Уйти нельзя остаться», в котором сообщается, чего боятся россияне в связи с уходом Владимира Путина с президентского поста. Главные страхи россиян из доклада публикует РБК. Исследование ЦПК проводилось на основе опросов четырех фокус-групп в Москве, Перми, Волгограде и Иркутске 29 января.
По версии ЦПК, в связи с внесением поправок в Конституцию, часть из которых номинально ограничивают президентскую власть и не позволят Владимиру Путину остаться на президентском посту после 2024 года, в обществе растут опасения за будущее страны, в целом, и личное будущего каждого гражданина.
Все три политолога, которых мы попросили прокомментировать озвученные россиянами опасения, сошлись во мнении, что радикальной смены курса и потери новой российской идентичности, которую мы приобрели при Путине, не произойдет. Все выявленные ЦПК страхи сигнализируют о том, что общество не готово потерять то немногое, что удалось приобрести за 20 правления Путина, больше всего стабильность.
В ЦПК разделили риски на три группы по степени их остроты. Мы разобрали основные упомянутые в докладе опасения вместе с гендиректором Центра политической информации Алексеем Мухиным.
«СП»: — Обострение борьбы за власть между политическими элитами и, как следствие, бардак в стране
— Ну, это так называемый украинский сценарий. У нас перед глазами пример Украины, где происходит олигархизация власти при внешнем управлении. Конечно, россияне опасаются появление в стране такой же модели. Но на данном этапе такая вероятность в России не просматривается, потому что команда Путина представляет из себя довольно сбалансированную команду — по интересам, по персоналиям. Любые рокировки пройдут безболезненно для стабильности системы.
«СП»: — Россиян также беспокоит отсутствие сильного преемника, который мог бы объединить и элиты и народ.
— Нужно воспринимать, что говорит президент. Он недавно объяснил, что если сейчас будет какой-то преемник, то произойдет разбалансировка всей системы: одни кинутся его критиковать и искать компромат, а чиновники просто перестанут работать. Отсутствие преемника это и есть стратегическая позиция власти для сохранения стабильности и предсказуемости политических процессов.
«СП»: — Новый правитель отменит соцгарантиии, которые обещал Путин, и заморозит нацпроекты.
— Отменены не будут, потому что Путин запустил уже процессы и своей репутацией гарантировал, что они будут исполнены. Есть конечная цель, есть ограничение по срокам, и у правительства нет никакой возможности их не исполнить.
«СП»: — Обострение ситуации на Кавказе, в частности в отношениях с Чечней.
— Эти страхи носят иррациональный характер. Насколько мне известно, ситуация довольно стабильная. Она постепенно меняется, но она стабильна.
«СП»: — Угроза суверенитету России со стороны внешних агрессоров.
— Насколько мне известно, Владимир Владимирович в 2024 году в соответствии с конституционными обязательствами покинет пост президента, но это не значит, что он перестанет быть элементом политической системы. Поэтому если внешние враги надеются, что Путин уйдет на покой, то эти ожидания напрасны.
«СП»: — Новая власть будет в первую очередь заниматься собственным обогащением, а уже потом доходами граждан.
— Это исторический комплекс, который появился в результате тысячелетнего опыта взаимодействия общества и власти, к сожалению. На данном этапе мне тоже кажется, что этот страх несколько надуманный, потому что если ротация произойдет в нынешнем истеблишменте, то такой опасности просто нет.
«СП»: — В случае конфронтации элит все будут заниматься только политикой, но не экономикой.
— Судя по параметрам так называемого властного трансфера, ситуация стабильно, она предсказуема. Конфронтация элит может начаться только при грубом внешнем воздействии, что на данном этапе маловероятно.
«СП»: — Начнутся бунты и народные волнения…
— Это, безусловно, «хотелки» нашей несистемной оппозиции, но, на мой вгляд, россияне уже давно — «хомополитикус», и они прекрасно понимают, к чему приводят подобного рода модели поведения — к социально-экономической деградации
«СП»: — Новый правитель развяжет войну.
— Это совсем иррационально, на чем основан такой страх, я даже не понимаю.
Опасения россиян, которые были выделены экспертным исследованием ЦПК, говорят о боязни потерять стабильность, считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
— На мой взгляд, все риски/страхи, как они названы в докладе, их можно можно сформулировать тремя словами — страх потерять стабильность. За последние 20 лет, пока во главе страны стоит Владимир Путин, люди в большинстве своем обрели стабильность. И вернулось чувство ценности стабильности, которое было утрачено в конце 80-х и в течение 90-х годов, после развала великой советской страны и потери идентичности людьми. Советские люди исчезли и россияне начали искать какую-то другую идентичность — национальную, политическую. В этот момент они утратили эту ценность стабильности, а за 20 лет Путина они ее вновь почувствовали, и она опять стала ценностью. И вот это, наверное, самая главная фобия людей: они связывают обретенное чувство стабильности с именем Путина и опасаются, что, когда тот уйдет, стабильности придет конец, — подчеркивает эксперт.
Конституционные поправки инициированные президентом, считает Мартынов, как раз и призваны снизить все эти фобии и страхи. Поправки должны зафиксировать ценность стабильности институционально и минимизировать возможности дестабилизации новым правителем.
Председатель некоммерческого фонда ИСЭПИ, политолог Дмитрий Бадовский также отмечает, что весь спектр опасений, изложенных в докладе ЦПК, это то, чего Россия добилась при Путине, и что боится потерять в связи с его уходом. Конституционная реформа, на его взгляд, призвана не допустить смены политического курса или нивелировать эти достижения.
— Эти поправки направлены на то, чтобы определенные принципы, подходы и приоритеты, которые есть у государственной власти сейчас, оставались безусловными и соблюдались в будущем. Почему этот доклад полезен? Потому что любой политик должен увидеть в нем как раз то, что люди считают самым главным. Если эти принципы являются консенсусом ля общества, то любой, кто попытается их пересмотреть, потеряет легитимность, доверие и поддержку. Поправки в основной закон также предполагают, что политическая система должна стать более институционализированной, Гарантировать государственную дееспособность, суверенитет, социальную политику, экономическое развитие должны не только персоналии, которые руководят страной, но и сами институции. Этот механизм и должен обеспечивать стабильность политической системы.