Украина считает основными версиями крушения Boeing в Иране теракт, попадание ракеты и взрыв двигателя. Об этом рассказал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов.
«Изучаются различные версии внезапного падения самолета, среди основных: поражение самолета зенитной ракетой ЗРК, в том числе ЗРК „Тор“, так как информация об обнаружении обломков российской ракеты близ места катастрофы уже появилась в сети интернет; столкновение с БПЛА либо другим летающим объектом; разрушение и взрыв двигателя по техническим причинам; взрыв внутри самолета в результате террористического акта», — рассказал он изданию «Цензор.нет».
Президент Украины Владимир Зеленский пообещал провести тщательное расследование крушения.
Украинский лидер в своем видеообращении выразил соболезнования родственникам погибших в авиакатастрофе и пообещал выяснить причины трагедии. «Для этого будет проведено детальное и независимое расследование в соответствии с нормами международного права», — подчеркнул он.
Кроме того, Зеленский попросил воздержаться от «манипуляций, спекуляций и теорий заговора» в связи с гибелью лайнера, заявив, что приоритет Киева — выяснить причины случившегося в ходе независимого расследования.
Ранее стало известно, что украинский президент провел ночью рабочее совещание с участием премьер-министра Алексея Гончарука, министра обороны Андрея Загороднюка, секретаря совета национальной безопасности и обороны Алексея Данилова, министра иностранных дел Вадима Пристайко и представителей других ведомств.
Boeing 737, выполнявший рейс из Тегерана в Киев, потерпел крушение в аэропорту имени Имама Хомейни. На борту лайнера находились 176 человек, гражданами Украины были девять членов экипажа и двое пассажиров. Большинство же погибших были из Ирана и Канады. Жертвами трагедии также стали граждане Швеции, Великобритании, Германии и Афганистана.
Западные спецслужбы считают основной причиной катастрофы техническую неисправность. Как ранее сообщило агентство «Рейтер» со ссылкой на источник в канадских службах безопасности, имеются свидетельства, указывающие на перегрев одного из двигателей воздушного судна. Западные разведслужбы считают, что именно это могло стать причиной трагедии. Почему тогда Киев выдвигает версии о попадании ракеты или теракте?
— Конспирологические теории вокруг любого падения самолета в зоне начавшегося вооруженного конфликта (а ракетный удар по американским базам в Ираке уже делает Иран такой зоной) возникают неизбежно. И будут существовать, даже если будет стопроцентно доказано, что причиной аварии стал отказ двигателей или еще какая-нибудь неполадка, — отмечает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
«СП»: — Украинский политолог Вадим Трюхан на полном серьезе выдвигает и такую версию: умышленное сбивание (авторская орфография — ред.) самолета российскими диверсантами ради углубления кризиса на Ближнем Востоке, который приведет к росту цен на нефть и обмену масштабными ракетными ударами между Ираном с одной стороны, и США, и Израилем с другой.
— Если вам несложно, передайте Трюхану следующее: за уничтожением самолета над Ираном может стоять лично Трюхан. «Обоснования» абсолютно те же, которые он приводит по России.
«СП»: — Какая страна, по-вашему, должна проявить большую заинтересованность в расследовании? Можно ли сравнивать с ситуацией с малазийским «Боингом», где сама Малайзия и Россия были фактически отстранены от расследования?
— Я думаю, в установлении истины по любой авиакатастрофе заинтересованы абсолютно все страны. Но разница между ситуацией с MH17 и нынешней трагедией заключается в субъектности тех государств, в небе которых произошли трагедии. Украина утратила свою субъектность на Майдане, потому и сдала все права по расследованию катастрофы Нидерландам — беспрецедентный случай для как бы суверенной страны. Иран — государство суверенное, и передавать свои полномочия, кому бы то ни было Тегеран не намерен.
— Когда я только увидел кадры крушения украинского самолёта под Тегераном, то мне почему-то сразу вспомнились три эпизода из биографии знаменитого советского аса штурмовой и военно-транспортной авиации Мусы Гареева, — рассказывает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— В дни правления Хрущёва ему и его экипажу приходилось неоднократно выполнять литерные рейсы по доставке советских военных грузов в самые разные страны мира. Так вот, в одной из дружественных к СССР стран борт Гареева заправили водой вместо керосина, если точнее — воду залили в бак, из которого горючее отбирается в последнюю очередь: рассчитывали, что машина вместе с грузом и экипажем бесследно исчезнет с радаров над океаном. В другой раз топливную систему его самолёта намеренно засорили обрезками ткани: ставку сделали на то, что двигатели одномоментно заглохнут после взлёта, борт, не успевший набрать ни скорость, ни высоту, упадёт на землю, а начавшийся пожар уничтожит все следы диверсии. И только мастерство пилота в обоих случаях спасло и технику, и находившихся в ней людей, и перевозимые материальные ценности.
А третий эпизод — это участие Мусы Гареева в качестве эксперта в расследовании крушения советского правительственного рейса под Белградом в октябре 1964 года: тогда при заходе борта на посадку в нескольких метрах от воинского мемориала на горе Авала погибла целая группа советских военачальников во главе с маршалом Сергеем Бирюзовым, приглашённая на празднование двадцатой годовщины освобождения югославской столицы от гитлеровцев.
Согласно воспоминаниям и самого лётчика, и его коллег, это расследование произвело на них крайне тяжёлое впечатление: катастрофа под Белградом случилась спустя всего неделю после отставки Хрущёва, начавшего нормализацию советско-югославских отношений, практически разорванных при Сталине из-за отказа СССР поддерживать чрезмерные территориальные претензии правительства Тито к соседним странам. Это я к тому, что согласно мнению кого-то из великих, случайность, имеющая политические последствия, вполне заслуживает того, чтобы к ней присмотрелись…
«СП»: — По словам Данилова, наработки по делу MH17 будут полезны, «чтобы установить истину» о гибели самолета в Иране. То есть речь о привлечении специалистов по фальсификациям? Может ли повториться история с малазийским «Боингом»?
— Намеренное проведение украинской стороной параллелей между инцидентами с самолётами, выполнявшими рейсы МН17 и PS752, однозначно говорит о том, что крушение украинского борта под Тегераном в момент резкого обострения политической ситуации на берегах Персидского залива станет предметом политических спекуляций. И, надо заметить, что все эти спекуляции ведутся, когда ещё даже не расшифрованы найденные на месте катастрофы бортовые самописцы.
«СП»: — В Тегеране утверждают, что причиной стало возгорание двигателя. Западные спецслужбы также склоняются к этой версии. Насколько это правдоподобно?
— Давайте подождём результатов расшифровки бортовых самописцев и выводов уполномоченной комиссии. Даже если это и было возгорание, то надо ответить на ряд других вопросов: что вызвало пожар и почему не сработали системы защиты. Ведь известно немало случаев, когда при подобных авариях удавалось обойтись не только без человеческих жертв, но и без серьёзного материального ущерба…
«СП»: — В самолете погибли граждане Канады, Британии, Германии, Швеции, Афганистана, Украины. Какая страна, по-вашему, должна проявить большую заинтересованность в расследовании?
— Вообще есть правило что «хозяйкой» при подобных инцидентах является страна, в которой случилось такое происшествие. Поэтому в первую очередь в объективном и честном расследовании заинтересован Иран: обвинения в несуществующих грехах ему уж точно не нужны.
Авиакатастрофы: Крушение украинского «Боинга-737»: Погибло много канадцев
Новости авиации: Пилот МАУ рассказал о своём чудесном спасении