Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
Что не нравилось USCCIRF в Узбекистане? - «Военное обозрение»
4-05-2020, 16:16
Война
Редактировать
На днях комиссия США по международной религиозной свободе (USCCIRF) вычеркнула Узбекистан из своего «чёрного списка», объяснив это тем, что узбекские власти прекратили гонения на собственных граждан по религиозному принципу. Многие американские издания тут же разродились материалами, в которых говорилось, что Ташкент впервые не фигурирует в числе богоборческих государств, начиная с 2005 года. Иные из них к тому же добавили, что, наконец-то, страна освободиться от международных санкций. Разъяснять читателям, что их, в отношении Узбекистана, в общем-то и не было — излишне, но всё-таки рядовой потребитель медиапродукта за океаном остался доволен, что демократия восторжествовала и в этом «медвежьем углу» планеты.
Но давайте разберёмся, почему Узбекистан попал в «чёрный список» USCCIRF. Это страна, где ислам суннитского толка является господствующей религией. Светские власти правоверных со времён объявления независимости не притесняли. Может, шиитам там живётся плохо? Есть местная шиитская община. Тут, правда, иногда возникают некоторые осложнения между ней и узбекскими властями. Любое уголовное или административное дело в отношении шиита по вероисповеданию общиной тут же переводится в религиозную и этническую плоскость. В Узбекистане, преимущественно в Самаркандской области, проживает примерно 150 тысяч шиитов, большая часть из которых иранцы и таджики. Посольство США неоднократно, после каждого задержания представителей этой ветви ислама, пыталось поднять шиитскую проблему. Про-ирански настроенные шииты Госдепу США вовсе не нравятся, где бы они не жили, но почему бы и не использовать этот фактор в давлении на узбекские власти. Между тем, в Узбекистане немало шиитских приходов, включая соборную мечеть Ходжи Мир-Али в Бухаре.
В этом же городе уже во времена, когда Узбекистан прочно застрял в «чёрном списке» USCCIRF, в 2010 году был открыт костёл святого апостола Андрея Первозванного. Он стал последним из пяти католических приходов на территории Узбекистана. Самый старый, начавший строиться ещё в 1912 году и объявленный при советской власти памятником архитектуры Собор Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте.
Православных приходов в Узбекистане 89. Плюс к этому четыре монастыря – три мужских и один женский. Ташкент – центр Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви. В него входят: Ташкентская и Узбекистанская, Бишкекская и Кыргызстанская, Душанбинская и Таджикистанская епархии.
Есть в стране приходы Армянской апостольской церкви, нескольких протестантских церквей, синагоги и буддистские храмы.
Но кроме искусственно раздуваемой шиитской проблемы USCCIRF не нравится отношение узбекских властей к разного рода религиозным миссионерам из-за рубежа. Причём без разницы мусульманского они толка или же христианского. Да, надо признать, чужеземных проповедников тут не очень жалуют. Иностранцев, если они не представляют традиционные религиозные направления, в страну зачастую не пускают. Узбекистан – государство светское. Поэтому их воспринимают не как носителей Божьего слова, а как нежелательный элемент.
Стоит обратить внимание ещё и на тот факт, что в Узбекистане есть официальная и неофициальная оппозиция. Первая свободно участвует в выборах, а лидеры второй уже давно проживают за рубежом, преимущественно в Турции. Политэмигранты – это радикальные клерикалы, в том числе и адепты «чистого ислама» — салафизма, более известного после войны на Кавказе, как ваххабизм. Это господствующая религия в Саудовской Аравии и Катаре. В прошлом году представители власти и неофициальной эмигрантской оппозиции проводили консультации на предмет допуска последней к политическим процессам в стране, в том числе и восстановления за ней права участия в выборах. Кажется, именно этот нюанс стоит расценивать, как первопричину исключения Узбекистана из «чёрного списка» USCCIRF, а не искусственно раздуваемый американским посольством шиитский фактор.
Сергей Трофименко специально для ANNA-News
Что не нравилось USCCIRF в Узбекистане? На днях комиссия США по международной религиозной свободе (USCCIRF) вычеркнула Узбекистан из своего «чёрного списка», объяснив это тем, что узбекские власти прекратили гонения на собственных граждан по религиозному принципу. Многие американские издания тут же разродились материалами, в которых говорилось, что Ташкент впервые не фигурирует в числе богоборческих государств, начиная с 2005 года. Иные из них к тому же добавили, что, наконец-то, страна освободиться от международных санкций. Разъяснять читателям, что их, в отношении Узбекистана, в общем-то и не было — излишне, но всё-таки рядовой потребитель медиапродукта за океаном остался доволен, что демократия восторжествовала и в этом «медвежьем углу» планеты. Но давайте разберёмся, почему Узбекистан попал в «чёрный список» USCCIRF. Это страна, где ислам суннитского толка является господствующей религией. Светские власти правоверных со времён объявления независимости не притесняли. Может, шиитам там живётся плохо? Есть местная шиитская община. Тут, правда, иногда возникают некоторые осложнения между ней и узбекскими властями. Любое уголовное или административное дело в отношении шиита по вероисповеданию общиной тут же переводится в религиозную и этническую плоскость. В Узбекистане, преимущественно в Самаркандской области, проживает примерно 150 тысяч шиитов, большая часть из которых иранцы и таджики. Посольство США неоднократно, после каждого задержания представителей этой ветви ислама, пыталось поднять шиитскую проблему. Про-ирански настроенные шииты Госдепу США вовсе не нравятся, где бы они не жили, но почему бы и не использовать этот фактор в давлении на узбекские власти. Между тем, в Узбекистане немало шиитских приходов, включая соборную мечеть Ходжи Мир-Али в Бухаре. В этом же городе уже во времена, когда Узбекистан прочно застрял в «чёрном списке» USCCIRF, в 2010 году был открыт костёл святого апостола Андрея Первозванного. Он стал последним из пяти католических приходов на территории Узбекистана. Самый старый, начавший строиться ещё в 1912 году и объявленный при советской власти памятником архитектуры Собор Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте. Православных приходов в Узбекистане 89. Плюс к этому четыре монастыря – три мужских и один женский. Ташкент – центр Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви. В него входят: Ташкентская и Узбекистанская, Бишкекская и Кыргызстанская, Душанбинская и Таджикистанская епархии. Есть в стране приходы Армянской апостольской церкви, нескольких протестантских церквей, синагоги и буддистские храмы. Но кроме искусственно раздуваемой шиитской проблемы USCCIRF не нравится отношение узбекских властей к разного рода религиозным миссионерам из-за рубежа. Причём без разницы мусульманского они толка или же христианского. Да, надо признать, чужеземных проповедников тут не очень жалуют. Иностранцев, если они не представляют традиционные религиозные направления, в страну зачастую не пускают. Узбекистан – государство светское. Поэтому их воспринимают не как носителей Божьего слова, а как нежелательный элемент. Стоит обратить внимание ещё и на тот факт, что в Узбекистане есть официальная и неофициальная оппозиция. Первая свободно участвует в выборах, а лидеры второй уже давно проживают за рубежом, преимущественно в Турции. Политэмигранты – это радикальные клерикалы, в том числе и адепты «чистого ислама» — салафизма, более известного после войны на Кавказе, как ваххабизм. Это господствующая религия в Саудовской Аравии и Катаре. В прошлом году представители власти и неофициальной эмигрантской оппозиции проводили консультации на предмет допуска последней к политическим процессам в стране, в том числе и восстановления за ней права участия в выборах. Кажется, именно этот нюанс стоит расценивать, как первопричину исключения Узбекистана из «чёрного списка» USCCIRF, а не искусственно раздуваемый американским посольством шиитский фактор. Сергей Трофименко специально для ANNA-News