Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
«Дозор-Б», многострадальный бронеавтомобиль украинской армии - «Военное обозрение»
31-07-2020, 12:07
Война
Редактировать
В июле 2020 года бронеавтомобиль «Дозор-Б» был принят на вооружение украинской армии. У данной боевой машины сложилась долгая и непростая судьба перед принятием на вооружение. Что представляет из себя бронеавтомобиль «Дозор-Б»? Какова его история? И какие могут быть перспективы у нового украинского бронеавтомобиля? Читайте в нашем материале.
В начале 2000-х годов руководство украинских вооруженных сил пришло к выводу что армии необходимы новые современные бронеавтомобили дабы заменить стоявшие на вооружении и считавшиеся еще в СССР устаревшие БРДМ-2. Разработку такой бронемашины начало Харьковское конструкторское бюро им. Морозова. В 2005 году был создан первый образец для испытаний. Примечателен тот факт, что данный экземпляр был собран за счет использования деталей от БТР-80.
В ходе проведенных испытаний данного образца был выявлен ряд замечаний к конструкции, в результате чего внешний вид бронеавтомобиля несколько переработали. Новый вариант бронемашины был представлен на оружейной выставке в 2007 году под названием «Дозор-Б». Разработчики надеялись, что их боевую машину ожидают серьезные перспективы как в виде организации ее производства для нужд украинской армии, так и поставки за рубеж в качестве экспортной техники. Однако реальность оказалось более жесткой. Из-за недостатка финансирования вооруженных сил Украины армия не могла приобрести новые бронеавтомобили. Иностранные государства так же не заинтересовались новой украинской бронемашиной.
Бронемашина «Дозор-Б» принадлежит к классу легких бронеавтомобилей. Вооружение составляет управляемая стрелком турель, при этом конфигурация вооружения на ней может меняться от пулеметов и автоматических гранатометов, до комплексов ПТУР. «Дозор-Б» имеет легкую броню способную выдерживать бронебойные пули стрелкового оружия, выпущенных с расстояния 30 метров, а также осколки 152-мм осколочно-фугасного снаряда, сработавшего на расстоянии 50 метров и разрыв противопехотной мины при наезде. Стекло бронированное и по заявлениям разработчиков способно выдерживать тот же урон что и основное бронирование.
В бронеавтомобиле установлено оборудование для защиты от радиационного заражения и отравляющих веществ в виде специальных фильтров для очистки воздуха. Помимо этого, вентиляция «Дозор-Б» способна выводить пороховые газы накапливающиеся в машине после стрельбы. Машина разделена на три отделения такие как: управления, боевое и десантное. В «Дозор-Б» установлены радионавигационная аппаратура, радиостанции как для внутренней связи, так и внешней. Имеется дополнительное оборудование в виде системы централизованной подкачки шин, а также лебедка для буксировки либо самого бронеавтомобиля, либо техники подобного класса.
Предлагалось использовать машину в нескольких вариантах: бронетранспортер, бронеавтомобиль, машина радиационной и химической разведки, командирская машина, санитарный автомобиль, разведывательный автомобиль, автомобиль общего назначения.
Впервые бронеавтомобилем «Дозор-Б» серьезно заинтересовались в 2011 году. Польская компания Mista через посредников купила у Украины лицензию на производство данных бронемашин в Польше. Польский вариант «Дозора-Б» получил наименование «Oncilla». Примечательно что первый вариант польского бронеавтомобиля был собран на киевском бронетанковом заводе, производство остальных машин было позже организовано уже в Польше в 2013 году. Польская сторона качественно доработала бронемашину и собиралась сама продавать ее на экспорт.
В то же время в самой Украине «Дозор-Б» оставался невостребованным до 2014 года. Вспомнили об этой разработке после государственного переворота в Киеве и начавшейся войне на востоке страны. Новой киевской власти для проведения успешных боевых действий и поддержания патриотического настроя в обществе требовалась новая отечественная техника и одним из таких вариантов стал «Дозор-Б». В лице данного бронеавтомобиля захватившие власть в стране путчисты получали весьма эффективное средство для полицейских операций против тогда еще плохо вооруженных отрядов ополчения и символ того, что силы, совершившие государственный переворот намерены развивать как отечественную военную технику, так и промышленность.
2014 год можно назвать одним из самых насыщенных для украинского общества на обещания годом. Подобные обещания звучали и по отношению к «Дозору-Б». Так было заявлено что данные бронемашины собираются закупить для формируемых на Украине подразделений национальной гвардии. Исполняющий обязанности президента Турчинов и вовсе не стеснял себя в цифрах обещая, что для нужд украинских вооруженных сил будет закуплено около 200 единиц «Дозор-Б». Однако реальность и в этот раз оказалась жестче.
Предполагалось развернуть сборку новых бронеавтомобилей на львовском бронетанковом заводе, было сделано даже несколько бронекорпусов, однако этим дело в 2014 году и ограничилось из-за отсутствия двигателей для машин. Позже было заявлено что производство «Дозор-Б» было перенесено на 2015 год.
В 2015 году один из образцов «Дозора-Б» продемонстрировали президенту Украины Петру Порошенко как перспективный бронеавтомобиль. Впоследствии главой «Укроборонпрома» было заявлено что в 2015 году планируется выпустить 50 единиц данных бронемашин силами львовского бронетанкового завода, а в 2016 году наладить выпуск 100 машин ежегодно. Однако и эти планы оказались несбыточными. Так украинская промышленность не смогла обеспечить предприятие по выпуску «Дозор-Б» отечественными броне листами, броневую сталь потребовалось закупать в Польше и из нее создавать бронеавтомобили.
До 2016 года удалось собрать всего 10 единиц «Дозор-Б» которые проходили испытания, которые закончились неутешительно. В корпусах двух бронемашин были обнаружены сквозные трещины, помимо этого машины явно страдали от перегруза, вибрации, шума в кабине, неудобным размещением стрелка, плохой герметичностью, и чрезмерным перегревом кабины. Критике подверглась и слабая противоминная защита. Помимо этого, были выявлены и мелкие недостатки в виде отсутствия запаски для смены колеса, и треноги для установки пулемета с турели на стационарное положение. Впоследствии некоторые проблемы удалось решить, но ряд замечаний так и остались в конструкции машины.
В середине 2016 года было решено отправить десять созданных единиц «Дозор-Б» для прохождения войсковых испытаний в 95 аэромобильную бригаду. Армейцы в целом неплохо отозвались о машине, сравнивая ее с БРДМ-2 и БТР-80 они подмечали, что «Дозор-Б» меньше ломается и обладает лучшей проходимостью. Особенно оценили эти качества машины разведывательные подразделения. В то же время отмечался серьезный шум в кабине, неудобное кресло для сидения водителя, малый диаметр люка для стрелка и неудовлетворительная видимость с места водителя.
В 2017 году последовали новые неудачи для «Дозора-Б», представители львовского бронетанкового завода заявили, что не могут наладить выпуск бронеавтомобиля из-за большой задолженности предприятия перед поставщиками комплектующих. Так только харьковскому тракторному заводу примерно 2,15 миллиона гривен за поставку необходимых материалов для броневиков. В итоге решить эту проблему позже отчасти удалось, однако, производство «Дозор-Б» было опять сорвано.
Помимо тягот с производством украинская промышленность пыталась все это время поднять защищенность и огневую мощь «Дозора-Б», так были представлены образцы машин с навесной броней и новым боевым модулем с 23-мм орудиями.
В 2018 году разгорелся новый скандал, так в новом украинском оборонном бюджете не нашли планов на закупку бронеавтомобилей «Дозор-Б» вообще, зато обнаружили желание закупить польский аналог «Oncilla». При этом еще в 2017 году украинской армией были проведены испытания польской и украинской версии машин результат которых был явно в пользу варианта из Польши. Что подвергло серьезной критике ВПК Украины в неспособности нормально доработать собственный бронеавтомобиль.
В июле 2020 года бронеавтомобиль «Дозор-Б» был принят на вооружение украинской армии в приказе от министерства обороны Украины № 245. В то же время перспективы данного бронеавтомобиля выглядят и сейчас весьма туманно. Так решение о запуске машины в серийное производство будет утверждаться отдельной комиссией. До сих пор неизвестно хватит ли средств у украинского ВПК запустить масштабное производство машин и сможет ли оно создавать уже качественные бронеавтомобили с устраненными замечаниями. Как известно сейчас украинская военная промышленность способна производить лишь модернизацию техники, выпуск новых видов вооружения происходит лишь серьезно ограниченными партиями и зачастую с весьма посредственным качеством.
По ряду своих характеристик «Дозор-Б» выглядит устаревшим, особенно это касается его противоминной защиты. Сегодня ведущие страны заняты созданием бронеавтомобилей повышенной защищенность МРАПов, тогда как машины типа «Дозор-Б» остаются техникой прошлого дня. Так же печально выглядит и экспортный потенциал бронеавтомобиля так как если иностранным заказчикам и понадобится боевая техника подобного класса, то скорее всего ее более качественны аналог приобретут у Польши.
На сегодняшний день «Дозор-Б» остается машиной с весьма тяжелой судьбой и туманными перспективами.
Александр Долбыш для ANNA-News.
В июле 2020 года бронеавтомобиль «Дозор-Б» был принят на вооружение украинской армии. У данной боевой машины сложилась долгая и непростая судьба перед принятием на вооружение. Что представляет из себя бронеавтомобиль «Дозор-Б»? Какова его история? И какие могут быть перспективы у нового украинского бронеавтомобиля? Читайте в нашем материале. В начале 2000-х годов руководство украинских вооруженных сил пришло к выводу что армии необходимы новые современные бронеавтомобили дабы заменить стоявшие на вооружении и считавшиеся еще в СССР устаревшие БРДМ-2. Разработку такой бронемашины начало Харьковское конструкторское бюро им. Морозова. В 2005 году был создан первый образец для испытаний. Примечателен тот факт, что данный экземпляр был собран за счет использования деталей от БТР-80. Первый вариант бронеавтомобиля под названием «Дозор-А» созданный в 2005 году В ходе проведенных испытаний данного образца был выявлен ряд замечаний к конструкции, в результате чего внешний вид бронеавтомобиля несколько переработали. Новый вариант бронемашины был представлен на оружейной выставке в 2007 году под названием «Дозор-Б». Разработчики надеялись, что их боевую машину ожидают серьезные перспективы как в виде организации ее производства для нужд украинской армии, так и поставки за рубеж в качестве экспортной техники. Однако реальность оказалось более жесткой. Из-за недостатка финансирования вооруженных сил Украины армия не могла приобрести новые бронеавтомобили. Иностранные государства так же не заинтересовались новой украинской бронемашиной. Бронемашина «Дозор-Б» принадлежит к классу легких бронеавтомобилей. Вооружение составляет управляемая стрелком турель, при этом конфигурация вооружения на ней может меняться от пулеметов и автоматических гранатометов, до комплексов ПТУР. «Дозор-Б» имеет легкую броню способную выдерживать бронебойные пули стрелкового оружия, выпущенных с расстояния 30 метров, а также осколки 152-мм осколочно-фугасного снаряда, сработавшего на расстоянии 50 метров и разрыв противопехотной мины при наезде. Стекло бронированное и по заявлениям разработчиков способно выдерживать тот же урон что и основное бронирование. В бронеавтомобиле установлено оборудование для защиты от радиационного заражения и отравляющих веществ в виде специальных фильтров для очистки воздуха. Помимо этого, вентиляция «Дозор-Б» способна выводить пороховые газы накапливающиеся в машине после стрельбы. Машина разделена на три отделения такие как: управления, боевое и десантное. В «Дозор-Б» установлены радионавигационная аппаратура, радиостанции как для внутренней связи, так и внешней. Имеется дополнительное оборудование в виде системы централизованной подкачки шин, а также лебедка для буксировки либо самого бронеавтомобиля, либо техники подобного класса. Предлагалось использовать машину в нескольких вариантах: бронетранспортер, бронеавтомобиль, машина радиационной и химической разведки, командирская машина, санитарный автомобиль, разведывательный автомобиль, автомобиль общего назначения. Впервые бронеавтомобилем «Дозор-Б» серьезно заинтересовались в 2011 году. Польская компания Mista через посредников купила у Украины лицензию на производство данных бронемашин в Польше. Польский вариант «Дозора-Б» получил наименование «Oncilla». Примечательно что первый вариант польского бронеавтомобиля был собран на киевском бронетанковом заводе, производство остальных машин было позже организовано уже в Польше в 2013 году. Польская сторона качественно доработала бронемашину и собиралась сама продавать ее на экспорт. «Oncilla» на оружейной выставке В то же время в самой Украине «Дозор-Б» оставался невостребованным до 2014 года. Вспомнили об этой разработке после государственного переворота в Киеве и начавшейся войне на востоке страны. Новой киевской власти для проведения успешных боевых действий и поддержания патриотического настроя в обществе требовалась новая отечественная техника и одним из таких вариантов стал «Дозор-Б». В лице данного бронеавтомобиля захватившие власть в стране путчисты получали весьма эффективное средство для полицейских операций против тогда еще плохо вооруженных отрядов ополчения и символ того, что силы, совершившие государственный переворот намерены развивать как отечественную военную технику, так и промышленность. 2014 год можно назвать одним из самых насыщенных для украинского общества на обещания годом. Подобные обещания звучали и по отношению к «Дозору-Б». Так было заявлено что данные бронемашины собираются закупить для формируемых на Украине подразделений национальной гвардии. Исполняющий обязанности президента Турчинов и вовсе не стеснял себя в цифрах обещая, что для нужд украинских вооруженных сил будет закуплено около 200 единиц «Дозор-Б». Однако реальность и в этот раз оказалась жестче. Предполагалось развернуть сборку новых бронеавтомобилей на львовском бронетанковом заводе, было сделано даже несколько бронекорпусов, однако этим дело в 2014 году и ограничилось из-за отсутствия двигателей для машин. Позже было заявлено что производство «Дозор-Б» было перенесено на 2015 год. Сборка бронеавтомобилей «Дозор-Б» В 2015 году один из образцов «Дозора-Б» продемонстрировали президенту Украины Петру Порошенко как перспективный бронеавтомобиль. Впоследствии главой «Укроборонпрома» было заявлено что в 2015 году планируется выпустить 50 единиц данных бронемашин силами львовского бронетанкового завода, а в 2016 году наладить выпуск 100 машин ежегодно. Однако и эти планы оказались несбыточными. Так украинская промышленность не смогла обеспечить предприятие по выпуску «Дозор-Б» отечественными броне листами, броневую сталь потребовалось закупать в Польше и из нее создавать бронеавтомобили. «Дозор-Б» на показе Порошенко До 2016 года удалось собрать всего 10 единиц «Дозор-Б» которые проходили испытания, которые закончились неутешительно. В корпусах двух бронемашин были обнаружены сквозные трещины, помимо этого машины явно страдали от перегруза, вибрации, шума в кабине, неудобным размещением стрелка, плохой герметичностью, и чрезмерным перегревом кабины. Критике подверглась и слабая противоминная защита. Помимо этого, были выявлены и мелкие недостатки в виде отсутствия запаски для смены колеса, и треноги для установки пулемета с турели на стационарное положение. Впоследствии некоторые проблемы удалось решить, но ряд замечаний так и остались в конструкции машины. В середине 2016 года было решено отправить десять созданных единиц «Дозор-Б» для прохождения войсковых испытаний в 95 аэромобильную бригаду. Армейцы в целом неплохо отозвались о машине, сравнивая ее с БРДМ-2 и БТР-80 они подмечали, что «Дозор-Б» меньше ломается и обладает лучшей проходимостью. Особенно оценили эти качества машины разведывательные подразделения. В то же время отмечался серьезный шум в кабине, неудобное кресло для сидения водителя, малый диаметр люка для стрелка и неудовлетворительная видимость с места водителя. «Дозор-Б» в 95 аэромобильной бригаде В 2017 году последовали новые неудачи для «Дозора-Б», представители львовского бронетанкового завода заявили, что не могут наладить выпуск бронеавтомобиля из-за большой задолженности предприятия перед поставщиками комплектующих. Так только харьковскому тракторному заводу примерно 2,15 миллиона гривен за поставку необходимых материалов для броневиков. В итоге решить эту проблему позже отчасти удалось, однако, производство «Дозор-Б» было опять сорвано. Помимо тягот с производством украинская промышленность пыталась все это время поднять защищенность и огневую мощь «Дозора-Б», так были представлены образцы машин с навесной броней и новым боевым модулем с 23-мм орудиями. Экранированный «Дозор-Б» с 23-мм пушками В 2018 году разгорелся новый скандал, так в новом украинском оборонном бюджете не нашли планов на закупку бронеавтомобилей «Дозор-Б» вообще, зато обнаружили желание закупить польский аналог «Oncilla». При этом еще в 2017 году украинской армией были проведены испытания польской и украинской версии машин результат которых был явно в пользу варианта из Польши. Что подвергло серьезной критике ВПК Украины в неспособности нормально доработать собственный бронеавтомобиль. В июле 2020 года бронеавтомобиль «Дозор-Б» был принят на вооружение украинской армии в приказе от министерства обороны Украины № 245. В то же время перспективы данного бронеавтомобиля выглядят и сейчас весьма туманно. Так решение о запуске машины в серийное производство будет утверждаться отдельной комиссией. До сих пор неизвестно хватит ли средств у украинского ВПК запустить масштабное производство машин и сможет ли оно создавать уже качественные бронеавтомобили с устраненными замечаниями. Как известно сейчас украинская военная промышленность способна производить лишь модернизацию техники, выпуск новых видов вооружения происходит лишь серьезно ограниченными партиями и зачастую с весьма посредственным качеством. По ряду своих характеристик «Дозор-Б» выглядит устаревшим, особенно это касается его противоминной защиты. Сегодня ведущие страны заняты созданием бронеавтомобилей повышенной защищенность МРАПов, тогда как машины типа «Дозор-Б» остаются техникой прошлого дня. Так же печально выглядит и экспортный потенциал бронеавтомобиля так как если иностранным заказчикам и понадобится боевая техника подобного класса, то скорее всего ее более качественны аналог приобретут у Польши. На сегодняшний день «Дозор-Б» остается машиной с весьма тяжелой судьбой и туманными перспективами. Александр Долбыш для ANNA-News.