В Санкт-Петербурге на заводе «Северная верфь» состоялся спуск на воду многоцелевого корвета проекта 20380 «Ретивый». Примечательно, что данное, казалось бы, рядовое событие превратилось в торжественную церемонию, на которую приехали представители руководящего состава Минобороны и судостроительной отрасли.
Речь идёт о замминистра обороны РФ Алексее Криворучко, главкоме ВМФ Николае Евменове, президенте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексее Рахманове.
Разумно объяснить такое внимание первых лиц военного командования и отрасли к данному событию можно лишь тем, что в нашей стране далеко не каждый месяц спускают на воду или сдают флоту полноценный боевой корабль. Более того, «Ретивый» — далеко не самый современный корвет отечественного флота. Это седьмой по счёту корабль проекта 20380, реализация которого началась в начале 2000-х годов.
«Ретивый» отличается от предшественников только улучшенным радиоэлектронным вооружением. В остальном он представляет собой копию других кораблей проекта 20380, которые по-прежнему не вооружены ракетным комплексом «Калибр».
Главным ударным оружием корветом проекта 20380 остаётся комплекс «Уран» с противокорабельными ракетами X-35 дальностью до 260-280 километров (дальность «Калибра» — до 1600-2600 километров). Поражать наземные цели корабли могут только с помощью артиллерийских орудий А-190 и АК-630М дальностью чуть более 20 и 5 километров соответственно.
Несмотря на заявленную Минобороны РФ их многофункциональность корветы проекта 20380 приспособлены, прежде всего, под выполнение противолодочных задач и поражение надводных сил противника. Гипотетически могут оказывать огневую поддержку морскому десанту, но учитывая дальность артиллерийских установок, российские корабли рискуют быть уничтоженными береговыми комплексами противника.
Упущенный исторический шанс
Как уже говорилось выше, Россия начала строить корветы в начале 2000-х годов, то есть как только в военном бюджете появились хоть какие-то деньги. Ситуация на флоте РФ в тот момент была удручающей. Львиная часть сил и средств советского ВМФ была утилизирована, либо списана. Находившееся в строю корабли нуждались в ремонте и модернизации.
Но хуже всего обстояли дела с концептуальным наполнением программ развития российского флота. Военному командованию требовалось адаптировать ВМФ под новые задачи с учётом изменившейся геополитической и экономической обстановки.
В целом по состоянию на первую половину 2000-х годов можно было говорить о том, что Россия заново начинает строительство флота. Нашей стране представился уникальный исторический шанс с опорой на советский и западный опыт заложить адекватные концептуальные основы развития ВМФ, свободные от политических догм и гонки за превосходством над НАТО, которое всё равно невозможно достичь на морских просторах.
В частности, Минобороны РФ получило возможность решить важнейшую хроническую проблему ВМФ, связанную с недостаточной унификацией межфлотских проектов, вооружений, военно-морских систем и агрегатов. Для этого требовалось выстроить новые, более адекватные цепочки кооперации предприятий, которые смогли бы получать заказы на все ближайшие десятилетия.
В наследство от СССР России достался «зоопарк» различных корабельных проектов, ставших, по сути, жертвами холодной войны и гонки вооружений.
Содержание, ремонт эксплуатация разношёрстного корабельного состава — дело дорогое, технически сложное и, в конце концов, небезопасное. Условно говоря, матрос сторожевого корабля одного проекта должен интуитивно понимать, в какую сторону и какой вентиль крутить на родственном корабле другого проекта. В идеале переобучение военнослужащих, в том числе офицеров, должно занимать максимум несколько дней.
Для нашей страны не было никакого смысла продолжать советскую политику развития ВМФ. В 2000-е годы, когда появились средства на развитие флота, имело смысл чётко определить требования к кораблям и подлодкам, запустив их крупносерийное строительство.
Однако на примере разработки и производства российских корветов мы видим, что военное руководство РФ не воспользовалось историческим шансом. Проект 20380 вновь получился «уникальным», а строительство 10 единиц растянулось на два десятилетия. Цикл производства и испытаний одного корабля (от закладки до поднятия Андреевского флага) в среднем занимает 7-10 лет!
Негативную роль сыграли западные санкции. В 2014 голу Германия перекрыла поставку своих дизельных двигателей и России пришлось оснащать корветы коломенскими силовыми агрегатами, которые уступают по качеству зарубежным и менее надёжны в эксплуатации.
В далёком 2011 году Минобороны РФ объявило, что «заказ на корветы проекта 20380 предполагает строительство 20 таких кораблей». В 2013 году замминистра обороны Юрий Борисов уточнил, что до 2020 года в строй должны войти 16 корветов. На сегодняшний день в составе флота только шесть корветов проекта 20380, ещё три (если считать «Гремящий» проекта 20385) будут переданы флоту в 2020 году.
Таким образом, программа реализации проекта 20380 выполнена менее, чем на две трети. Более того, усовершенствованный проект 20385 включает только два корабля («Гремящий» и «Проворный»). Они оснащены стрельбовым комплексом, позволяющим запускать «Калибры», «Ониксы» и «Цирконы». Это значительно повышает их боевые возможности, но с «родственниками» проекта 20380 они уже слабо унифицированы.
Куда уходят деньги?
Дальнейшим развитием российских корветов станет проект 20386, который ещё больше отличается от базового проекта 20380. Стоимость головного корабля проекта 20386 оценивается в более чем 29 млрд рублей, что на 68% дороже стоимости типичного серийного корвета проекта 20380.
Во что будут вбуханы такие деньги? Главной новацией корвета станет модульный принцип. На первый взгляд он выглядит привлекательным, так как позволяет устанавливать на корабль вооружение в зависимости от поставленных задач.
Однако почему-то военное командование РФ не учитывает, что корабельные модули придётся хранить в пунктах базирования, а это в свою очередь влечёт масштабную перестройку всей береговой инфраструктуры ВМФ. В противном случае корвет проекта 20386 не сможет эксплуатироваться повсеместно.
Также разные модули неизбежно потребуют подготовку профильной команды. Что она будет делать на берегу, когда корабль отправился в поход с другими модулями? Содержание специалистов в период, когда они не будут работать, тоже необходимо брать в расчёт.
Опыт «загнивающего Запада», который пытался строить подобные корабли, демонстрирует бесперспективность применения модульных конструкций в военно-морских силах.
Если сложить расходы на строительство и эксплуатацию корвета проекта 20386, то на эти деньги Россия вполне могла бы построить и ввести в строй как минимум один фрегат, априори обладающий более широкими боевыми возможностями в силу гораздо большего водоизмещения.
Невольно возникает вопрос кому выгоден такой бардак? С сугубо финансовой точки зрения мелкосерийное производство кораблей разнообразных проектов и разнотипных вооружений отвечает интересам промышленников. Задача военных — экономить бюджетные средства и добиваться снижения стоимости закупаемой продукции.
В Санкт-Петербурге на заводе «Северная верфь» состоялся спуск на воду многоцелевого корвета проекта 20380 «Ретивый». Примечательно, что данное, казалось бы, рядовое событие превратилось в торжественную церемонию, на которую приехали представители руководящего состава Минобороны и судостроительной отрасли. Речь идёт о замминистра обороны РФ Алексее Криворучко, главкоме ВМФ Николае Евменове, президенте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексее Рахманове. Разумно объяснить такое внимание первых лиц военного командования и отрасли к данному событию можно лишь тем, что в нашей стране далеко не каждый месяц спускают на воду или сдают флоту полноценный боевой корабль. Более того, «Ретивый» — далеко не самый современный корвет отечественного флота. Это седьмой по счёту корабль проекта 20380, реализация которого началась в начале 2000-х годов. «Ретивый» отличается от предшественников только улучшенным радиоэлектронным вооружением. В остальном он представляет собой копию других кораблей проекта 20380, которые по-прежнему не вооружены ракетным комплексом «Калибр». Главным ударным оружием корветом проекта 20380 остаётся комплекс «Уран» с противокорабельными ракетами X-35 дальностью до 260-280 километров (дальность «Калибра» — до 1600-2600 километров). Поражать наземные цели корабли могут только с помощью артиллерийских орудий А-190 и АК-630М дальностью чуть более 20 и 5 километров соответственно. Несмотря на заявленную Минобороны РФ их многофункциональность корветы проекта 20380 приспособлены, прежде всего, под выполнение противолодочных задач и поражение надводных сил противника. Гипотетически могут оказывать огневую поддержку морскому десанту, но учитывая дальность артиллерийских установок, российские корабли рискуют быть уничтоженными береговыми комплексами противника. Упущенный исторический шанс Как уже говорилось выше, Россия начала строить корветы в начале 2000-х годов, то есть как только в военном бюджете появились хоть какие-то деньги. Ситуация на флоте РФ в тот момент была удручающей. Львиная часть сил и средств советского ВМФ была утилизирована, либо списана. Находившееся в строю корабли нуждались в ремонте и модернизации. Но хуже всего обстояли дела с концептуальным наполнением программ развития российского флота. Военному командованию требовалось адаптировать ВМФ под новые задачи с учётом изменившейся геополитической и экономической обстановки. В целом по состоянию на первую половину 2000-х годов можно было говорить о том, что Россия заново начинает строительство флота. Нашей стране представился уникальный исторический шанс с опорой на советский и западный опыт заложить адекватные концептуальные основы развития ВМФ, свободные от политических догм и гонки за превосходством над НАТО, которое всё равно невозможно достичь на морских просторах. В частности, Минобороны РФ получило возможность решить важнейшую хроническую проблему ВМФ, связанную с недостаточной унификацией межфлотских проектов, вооружений, военно-морских систем и агрегатов. Для этого требовалось выстроить новые, более адекватные цепочки кооперации предприятий, которые смогли бы получать заказы на все ближайшие десятилетия. В наследство от СССР России достался «зоопарк» различных корабельных проектов, ставших, по сути, жертвами холодной войны и гонки вооружений. Содержание, ремонт эксплуатация разношёрстного корабельного состава — дело дорогое, технически сложное и, в конце концов, небезопасное. Условно говоря, матрос сторожевого корабля одного проекта должен интуитивно понимать, в какую сторону и какой вентиль крутить на родственном корабле другого проекта. В идеале переобучение военнослужащих, в том числе офицеров, должно занимать максимум несколько дней. Для нашей страны не было никакого смысла продолжать советскую политику развития ВМФ. В 2000-е годы, когда появились средства на развитие флота, имело смысл чётко определить требования к кораблям и подлодкам, запустив их крупносерийное строительство. Однако на примере разработки и производства российских корветов мы видим, что военное руководство РФ не воспользовалось историческим шансом. Проект 20380 вновь получился «уникальным», а строительство 10 единиц растянулось на два десятилетия. Цикл производства и испытаний одного корабля (от закладки до поднятия Андреевского флага) в среднем занимает 7-10 лет! Негативную роль сыграли западные санкции. В 2014 голу Германия перекрыла поставку своих дизельных двигателей и России пришлось оснащать корветы коломенскими силовыми агрегатами, которые уступают по качеству зарубежным и менее надёжны в эксплуатации. В далёком 2011 году Минобороны РФ объявило, что «заказ на корветы проекта 20380 предполагает строительство 20 таких кораблей». В 2013 году замминистра обороны Юрий Борисов уточнил, что до 2020 года в строй должны войти 16 корветов. На сегодняшний день в составе флота только шесть корветов проекта 20380, ещё три (если считать «Гремящий» проекта 20385) будут переданы флоту в 2020 году. Таким образом, программа реализации проекта 20380 выполнена менее, чем на две трети. Более того, усовершенствованный проект 20385 включает только два корабля («Гремящий» и «Проворный»). Они оснащены стрельбовым комплексом, позволяющим запускать «Калибры», «Ониксы» и «Цирконы». Это значительно повышает их боевые возможности, но с «родственниками» проекта 20380 они уже слабо унифицированы. Куда уходят деньги? Дальнейшим развитием российских корветов станет проект 20386, который ещё больше отличается от базового проекта 20380. Стоимость головного корабля проекта 20386 оценивается в более чем 29 млрд рублей, что на 68% дороже стоимости типичного серийного корвета проекта 20380. Во что будут вбуханы такие деньги? Главной новацией корвета станет модульный принцип. На первый взгляд он выглядит привлекательным, так как позволяет устанавливать на корабль вооружение в зависимости от поставленных задач. Однако почему-то военное командование РФ не учитывает, что корабельные модули придётся хранить в пунктах базирования, а это в свою очередь влечёт масштабную перестройку всей береговой инфраструктуры ВМФ. В противном случае корвет проекта 20386 не сможет эксплуатироваться повсеместно. Также разные модули неизбежно потребуют подготовку профильной команды. Что она будет делать на берегу, когда корабль отправился в поход с другими модулями? Содержание специалистов в период, когда они не будут работать, тоже необходимо брать в расчёт. Опыт «загнивающего Запада», который пытался строить подобные корабли, демонстрирует бесперспективность применения модульных конструкций в военно-морских силах. Если сложить расходы на строительство и эксплуатацию корвета проекта 20386, то на эти деньги Россия вполне могла бы построить и ввести в строй как минимум один фрегат, априори обладающий более широкими боевыми возможностями в силу гораздо большего водоизмещения. Невольно возникает вопрос кому выгоден такой бардак? С сугубо финансовой точки зрения мелкосерийное производство кораблей разнообразных проектов и разнотипных вооружений отвечает интересам промышленников. Задача военных — экономить бюджетные средства и добиваться снижения стоимости закупаемой продукции.