У гипермаркетов трудные времена — «большой формат» теряет популярность, уступая небольшим торговым точкам шаговой доступности.
Совсем недавно с рынка ушла сеть SPAR. И проблемы наблюдаются у всех крупных игроков: Х5 в разы сокращает «Карусель», «Ашан» и «Лента» закрывают магазины, включая даже те, что в столицах.
На уход покупателей влияет как падение доходов, так и смена поведенческих моделей. Всё меньше желания тратить время на посещение гигантских торговых центров. Выигрывает ритейл небольших площадей, направленный на эксклюзив и не связанный с образом массового потребления: собственные фермерские уголки, колбасные цеха, пекарни и т. д. Для наглядности несколько цифр, итоги 2019 года:
— «Лента» — выручка выросла на 1%. EBITDA — 34 млрд руб. (-6,2%), рентабельность — 8,1% (в 2018 — 8,8%). Чистый убыток на фоне неденежных расходов — 2,1 млрд руб. с отрицательной рентабельностью на уровне 0,5% (в 2018 — чистая прибыль 11,7 млрд руб. и рентабельность 2,9%).
— «ВкусВилл» — выручка выросла в 1,5 раза (за четыре года — в 4 раза). EBITDA — около 7 млрд руб. (в 2018 — 2,8 млрд руб.). Рентабельность EBITDA = около 8% (в 2018 — 5,2%).
А тут еще Минсельхоз заявляет, что собирается поддерживать фермеров развитием их собственных магазинов и линий продаж, обещая финансирование со стороны Россельхозбанка.
Смутные времена для больших сетей, смутные.