Готовить сани летом, как советует народная поговорка, в этом году было очень даже актуально. Те, кто успел в июне купить зимнюю резину, сэкономили около 30−40%. Все остальным пришлось растрясти мошну. Причём ни о каких знаменитых брендах в этом году речи нет, предел мечтаний большинства российских автомобилистов — хорошие китайские покрышки. Если таковые есть в вашем типоразмере…
Плюс 60−100% к 2022 году — таков рост цен на чисто импортную резину, российские и китайские марки тоже подорожали, но меньше. Хотя и не особо принципиально. В популярном «народном» типоразмере 195/65−15 ценники на что-то более-менее приличное начинаются от 4500 рублей за колесо. С шипами или без — практически без разницы. За эти деньги можно приобрести отечественные изделия «Кама» Alga и Viatti Brina, а также китайские Sailun Ice Blazer (аж трёх модификаций) и Haida HD687. Это, так сказать, эконом-класс.
5000−6000 рублей за шину — средний класс. Тут выбор пошире, но и конкуренция отечественной продукции больше. Из наших стоит отметить Amtel NordMaster Evo и Cordiant Winter Drive, но практически в ту же цену можно купить несколько моделей от Triangle. А вот эту марку резины нынче считается не зазорным ставить и на BMW Х5. Естественно, в другом типоразмере. То есть отечественная продукция проигрывает вчистую.
Имеется и импорт, правда, в основном произведённый на заводах в РФ. Например, словацкий Matador MP-30 Sibir Ice, Pirelli Winter Ice Zero Friction и Gislaved Nord Frost 200. А вот Hankook W616 I*Cept IZ2 чисто корейский, Marshal Wintercraft Ice тоже (дочерний бренд Kumho). Правда, Marshal может быть и производства КНР, но тут уже как повезёт — в принципе, разницы нет.
И, наконец, «дорого-богато». Финская Nokian Hakkapeliitta R5 обойдётся в 8500—9000 рублей за «каток», Continental ContiIceContact 3 примерно в те же деньги, Bridgestone Blizzak ещё дороже — 9−10 тысяч рублей за штучку. Купить не проблема. Но покупают это почему-то неважно. Даже странно…
Примерно такой же расклад и по шинам размерности 205/60−16, разве что цены повыше примерно на 500−700 рублей за колесо. За комплект более-менее приличных шин придётся отдать не менее 25 тысяч рублей. Особо олигархические личности могут заплатить в три раза больше и купить четыре штучки Michelin Alpin A6. Сделанную в России.
Чем больше диаметр и ширина, тем меньше будет российской продукции, на мало-мальски приличный кроссовер уже ничего отечественного не купить. Не говоря уже про внедорожник. В размерности 33″ и 35″ - не важно, 16 или 17 диаметр — вариант вообще один. Yokohama Ice Guard SUV G075 в размерности 285/75−16 обойдётся примерно в 15 тысяч рублей за колёсико, 315/75−16 — не менее 25 тысяч рублей за штучку, а то и все 30 тысяч рублей.
Альтернатив по большим зимним колёсам попросту нет. Китайский (Тайвань) Nankang WA 1 и Nankang IA1 в РФ больше не возят, хотя резина народу полюбилась. Относительно недорогая и вполне приличная, Nankang IA1 бывает и с заводской шиповкой. То есть была.
«Дефицита нет, есть всё — летом завезли огромнейшее количество. Раньше такого не было, зимнее всегда завозили где-то в сентябре, готовясь к сезону. А в этом году все „шинники“ где-то с практически июля начали утрамбовывать склады. Поэтому всё и есть», — уверяет вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко.
Не совсем так, точнее, совсем не так. В ряде типоразмеров наблюдается дефицит, особенно это касается «всесезонной» резины категории М+S для внедорожников и кроссоверов. Да и чисто зимнюю на отдельные авто тоже не купить. Импорта больше не возят, только «параллельно», китайцы ещё всё не сделали, а наши… Нашим традиционно ничего не нужно.
Основная проблема шинной отрасли РФ в том, что она вся находится в собственности нефтегазовых гигантов. Которым, по большому счёту, на всё наплевать — торговать сырьём и проще, и выгоднее. Кстати, аналогичная ситуация и по производству легкосплавных колёсных дисков. Независимых производителей нет и в ближайшее время не появится. Чиновникам всё равно, они богатые — купят себе что угодно. А электорат как-нибудь перебьётся.
«Клиенты все чаще делают выбор в пользу китайских производителей. Преимущество шин из КНР в их сравнительно низкой стоимости и широком ассортименте», — объясняет директор по послепродажному обслуживанию компании «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов.
При этом стоит отметить, что многие модели китайских шин — откровенные «клоны» колёс европейских производителей. Но никого в мире это не волнует, так как жёсткая позиция руководства КНР на сей счёт всем известна. Посему западники вынуждены утираться и… покупать китайскую резину!
Почему России не пойти по такому же пути? Сырья в стране хватает, приобрести заводы и закупить технологии можно — денег тоже хватает. Однако олигархам это не нужно, они вообще не вкладывают деньги в Россию — только выводят. Чиновники, в общем-то, занимаются тем же.
«Рост курса рубля не окажет существенного влияния на себестоимость легковых шин», — вещали в августе в Минпромторге.
Оказал, ещё какой, собственно, весь рост стоимости выпускаемой в РФ резины очень чётко укладывается в график курса доллара. При этом народ выкручивается как может. Подорожавшие покрышки уже не всем по карману, поэтому в ходу снова подержанная резина. Её, как когда-то, 30 лет назад, стали завозить в страну с иностранных помоек. Согласно данным статистики, предложение б/у покрышек выросло на треть.
По сути рынок автомобильной резины РФ откатился в 90-е, отличия — только в отрицательную сторону. Тогда было больше живых предприятий. К примеру, работал Московский шинный завод — крупнейший в стране. В районе 2010 года его уничтожили. Быть может, «Таганка» была и не самой лучшей зимней резиной, но она была. И её производили много, причём стоила она недорого. Делали с полной локализацией, как это нынче принято говорить, и на отечественном же оборудовании.
По сравнению с 2022 годом предложение по новым шинам — всем вместе, летним, зимним и всесезонным — упало где-то на 15%. Дефицита нет, но только потому, что такие деньги у народа отсутствуют. Все донашивают практически до дыр старые покрышки, что, как несложно догадаться, самым негативным образом сказывается на аварийности. «Приобретение и установка подержанных шин — это очень рискованное мероприятие. Рисунок протектора уже, как правило, изношен, а значит, шина отдала большую часть своих полезных свойств, потеряла свои характеристики. Кроме того, шина в процессе эксплуатации может иметь повреждения, которые не всегда заметны глазу. Также никто не может рассказать, в каких условиях хранилась шина.
Поэтому от приобретения б/у шин лучше всего воздержаться в принципе. Но, если уж так произошло, что это единственная возможность, то прежде всего необходимо ориентироваться на остаточную глубину рисунка протектора. Чем сильнее изношена шина, тем хуже будут ее сцепные свойства. Для зимних шин минимальное значение остаточной глубины протектора — 4 мм. Если перед началом зимнего сезона глубина протектора будет, например, 5 мм, то необходимо понимать, что еще целый сезон впереди, и шина может износиться ниже установленной нормы в течение сезона", — говорит руководитель группы по технической поддержке клиентов Ikon Tyres Александр Пархомчук.
В принципе, всё правильно. Вот только всё чаще на дорогах появляются авто на откровенных «сликах». И по мере роста цен — а он, увы, в нынешней экономической ситуации в РФ неминуем — ситуация будет лишь усугубляться. Так что не выбрасывайте полулысые колёса, завтра, быть может, и таких вы купить не сможете.
Последние новости и все самое важное об импортозамещении читайте в теме «Свободной Прессы».