Сэкономить на ввозе в РФ легковушек уже не получится, власти перекрывают все возможные выгодные каналы поставки в нашу страну автомобилей. С 1 апреля все машины, растаможенные в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), будут проверяться на «правильность» их заявленной стоимости. И если таковая будет признана заниженной, их владельцам придётся доплатить. В целом цены на новые и подержанные авто опять вырастут, минимум на 15−20%.
Власти «уточнили порядок расчёта платежа за автомобили, ввозимые в Россию из стран ЕАЭС» — на сей счёт выпущен соответствующий документ. Если «на пальцах», то цены теперь должны быть как бы единые. Такого, чтобы в РФ машина стоила одни деньги, а в Киргизии — другие, меньшие, больше не будет. А все электромобили в обязательном порядке теперь положено везти на российскую таможню. Так, во всяком случае, декларируется.
Электромобили, положим, ладно, чёрт с ними — они в нашей стране, по сути, никому не нужны. Да и в целом по планете данные транспортные средства стремительно теряют популярность, мода на них прошла.
«Сначала закрутили гайки по утилизационному сбору, теперь закрутили гайки по таможенной пошлине, заодно закрутили гайки с оформлением автомобилей из дружественных стран. В результате получается, что если раньше самый популярный Geely Monjaro ввозился официальными дилерами с полной уплатой плюс со своими накрутками, и его стоимость составляла почти 5 млн рублей, то по параллельному импорту, в том числе с льготной растаможкой, Monjaro можно было купить за 4 млн и даже за 3,5 млн рублей. И люди закрывали глаза на то, что эта машина не русифицирована, неофициальная, без официальной гарантии. А теперь этой экономии не будет», — объясняет на конкретном примере главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Означенный автомобиль в розницу продаётся в КНР по цене от 137 тыс. юаней, то есть от 1,7 млн рублей. И именно что в розницу, отпускная стоимость машин на заводе намного меньше. И, по идее, их нам и надо, если бы стояла задача пересадить граждан РФ на приличные авто вместо того автохлама, на котором люди в нашей стране катаются. По данным аналитического агентства «Автостат» средний возраст легковушек в России уже перевалил за 15 лет…
Однако в Китае есть масса автомобилей с розничной стоимостью в 100 тыс. юаней, и в два раза меньше тоже. То есть проблему обновления российского автопарка при обоюдной выгоде — и для нас, и для Поднебесной — решить можно. Им — сбыт продукции, нам — столь необходимые транспортные средства. Без каких-либо таможенных поборов.
Однако российским чиновникам подобная забота о народе явно чужда. Положим, если граждане будут тратить меньше денег на покупку легковушек, значит, у них останется больше на что-то другое. Например, на улучшение жилищных условий, на очередного ребёнка.
Кстати, подобное решение российских властей, по сути, ставит крест на этом самом ЕАЭС. Что сие такое, в РФ, конечно, мало кто знает и понимает, но вроде как декларируется единое экономическое пространство. Его больше не будет?
«В Киргизии уплата платежей и сборов меньше за счет более льготных режимов, например, отсутствует НДС на электрокары. Данные льготные режимы действительны для автомобилей, предназначенных для использования внутри страны, ввоз товара оформляется на граждан Киргизии, но затем автомобили перетекают на территорию России. Так как Киргизия и Россия входят в ЕАЭС, у них общая таможенная граница.
В Киргизии при ввозе новой машины стоимостью 50 тыс. евро с бензиновым двигателем объемом 3 литра и мощностью 250 л.с. покупатель уплачивает пошлину в 15% и НДС в 12%. Всего получается 14,4 тысячи евро или 1,4 млн рублей. по текущему курсу. При ввозе в Россию единая ставка составит 48% (но не менее 7,5 евро за 1 куб. см), то есть более 2,3 млн руб., плюс нужно уплатить около 0,9 млн руб. утильсбора", — объясняет советник МКА «Аронов и партнеры» Сергей Смирнов.
То есть проблема, на самом деле, вовсе не в том, что где-то там жульническим образом занижают стоимость авто при растаможке. Просто в других странах при импорте легковушек ставки гораздо разумнее, дабы транспортные средства были более доступны для людей. Власти там, конечно, тоже себе на уме, но не до такой степени, как у нас.
По стоимости новых автомобилей Россия впереди планеты всей, в пересчёте на среднюю зарплату — тем более. По подержанным ситуация аналогичная. При этом по уровню развития автопрома Россия уже принципиально не отличается от той же Киргизии, а Узбекистан нас давно перегнал. На очереди Казахстан, куда из РФ перебрался концерн Hyundai-Kia, причём там планы серьёзные — производство с высоким уровнем локализации. Чего в нашей стране не было и в помине. Про Иран и речь нет.
Кому станет хуже, если в Россию навезут много новых и малоподержанных недорогих авто — легковушек, внедорожников, пикапов, грузовичков-«газелек»? По идее, никому, будет только польза, большая. Увеличится мобильность трудовых ресурсов, решатся многие логистические проблемы, интернет-торговли, да и в целом это даст положительный экономический эффект.
Однако таковой, судя по всему, не нужен. В РФ не пускают не только автомобили. Например, металлообрабатывающие и прочие станки облагаются таможенной пошлиной 10% плюс нужно платить НДС в 18%. Данной техники остро не хватает, она нужна как воздух, и, по идее, государство ещё и доплачивать должно тем, кто везёт в страну это оборудование, так как без него промышленность загибается. Ан нет, поборы никто не собирается отменять.
Не хватает грузовиков, ручных инструментов, строительной техники и прочих средств производства, а также запчастей и «расходников» для них. И для автомобилей тоже. Всё это при ввозе в РФ тоже облагается непомерными поборами, включая НДС.
Многие небольшие фирмы покупают оборудование в иностранных интернет-магазинах, включая китайский Aliexpress. А граждане там же отовариваются запчастями и «расходниками» для своих авто. Что получается надёжней и намного выгодней, чем у наших торгашей, жадность которых не имеет границ.
И вот этот канал поступления в РФ столь нужных товаров опять хотят перекрыть — лимит беспошлинных покупок в зарубежных интернет-магазинах собираются уменьшить сперва до 200−500 евро в месяц, а то и вовсе до нуля. Сейчас в месяц можно заказать себе товаров на 1000 евро, а новый барьер тут же поднимет цены на 20−50%.
И на автомобильные запчасти, и на ручные инструменты, и на бытовую электронику — вообще на всё. Причём цифры небольшие — по данным Ассоциации компаний интернет-торговли объем покупок в иностранных интернет-магазинах по итогам 2023 года составил всего 197 млрд рублей. А если этот канал закрыть, вред будет в десятки раз больше.
«Запад ведёт войну с нами на уничтожение и не собирается отказываться от своих планов, презирая всякую слабость в виде политической трусости и тщетных попыток российской „элиты“ стать для него своей, „буржуинской“», — напоминает политолог Сергей Русов.
По сути, вредители сейчас нанесли удар на «автомобильном фронте», и нам вскоре совсем не на чем будет ездить. Готовят и второй удар — хотят оставить нас без запчастей и инструментов. Не пора ли провести «зачистку» в министерствах и ведомствах?
Последние новости и все самое важное об импортозамещении читайте в теме «Свободной Прессы».