С 1 апреля в РФ в очередной раз поменяются правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Прежде всего, процесс обретения «прав» значительно увеличится по времени, что оттолкнёт многих их тех, кто собирался стать профессиональным водителем. То есть дефицит шофёров, который на сегодня уже является критическим, ещё сильней увеличится.
Главное нововведение — повторно сдать вождение теперь можно не ранее чем через 6 месяцев. Но не более чем через 9 месяцев. Тут стоит сразу уточнить, что за полгода у человека автоматически «сгорает» уже сданная теория, то есть всё придётся начинать с начала.
«Автошколы настороженно относятся к любым нововведениям. Мы считаем, что прежде, чем что-то внедрять на территории всей страны, нужно было бы провести пилотные замеры на определенных «пилотных» регионах. Посмотреть, как это будет работать, как это повлияет на скорость предоставления государственной услуги, на качество её предоставления. И, самое основное, — на безопасность дорожного движения, улучшит это её или нет.
С точки зрения продления срока пересдачи экзаменов, я думаю, проблема с том, что по всей стране большое количество учеников — кандидатов в водители. Очереди в МРЭО очень большие, и их решили таким образом разрядить", — объясняет вице-президент Гильдии автошкол России Алексей Нестеренко.
Безопасность — это, конечно, очень важно, хотят тут совершенно очевидно, что забота явно не о наших жизнях. Но и экономика тоже не менее важна. Однако ГИБДД просто решили облегчить себе жизнь — уменьшить поток желающих получить «права». Хотя исходя из государственных интересов нужно заниматься прямо противоположным — в стране острая нехватка водителей.
«Сейчас дефицит водителей в отрасли перевозок доходит до 25%. При этом возраст большинства шофёров, которые работают в данной сфере, превышает 50 лет», — говорит президент общероссийской общественной организации «Водители России» Олег Торош.
Как несложно догадаться, с каждым днём ситуация усугубляется — возрастные работники уходят на пенсию, а заменить их некем. По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, по итогам 2023 года нехватка водителей категории «CE» увеличилась с 21% до 25%. А число вакансий за 2023 год выросло более в три раза! Очень опасная динамика…
«Серьёзнейшая нехватка кадров в автомобильных грузоперевозках становится одним из главных факторов, влияющих на устойчивость этой стратегически важной отрасли. Одним из вариантов решения проблемы может стать системная работа по подготовке молодых водителей и привлечение в профессию женщин», — считает заместитель директора ИСПИ ФНИСЦ РАН Наталия Великая.
С 1 января 2021 года женщинам разрешили работать дальнобойщиками, а просто получать категорию «С» или «Д» и ранее не возбранялось. Однако сейчас попытки привлечь дам за руль фур пошли по нарастающей, так как ситуация в транспортных компаниях, действительно, аховая. Успехи тут пока невелики, а после 1 апреля по понятным причинам всё заметно ухудшится. И никакой «системной работы» точно не получится.
По данным компании FM Logistic в 2023 году стоимость автоперевозок увеличилась на 40%. Впрочем, это одна частная оценка, есть и иные цифры — по ряду направлений цены выросли на 100% и более того. Не только по причине дефицита водителей, но данный фактор где-то на третьем месте после роста затрат на топливо и на запасные части. На нехватку водителей жалуются 70% компаний. И как данную проблему решать — непонятно. То есть понятно, но чиновникам это не интересно.
«В настоящее время крайне мало новых водителей, которые приходят в профессию. Во-первых, система автошкол у нас выстроена максимально порочно. Во-вторых, нужно ещё получить стаж работы и опыт на другой технике — это отсеивает значительную часть желающих. В-третьих, мы вступаем в демографическую яму», — предупреждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Порочна — это значит заточена на прибыль. Собственно, обучения как такового давно уже нет, просто продаются «корочки» об окончании автошколы. Немного натаскивают на вождение, да и то за отдельные деньги. Очень большие.
Не хватает водителей и в армии, так как система ДОСААФ, по сути, разрушена, её остатки свои функции не выполняют. По идее, Министерство обороны могло бы заняться массовой подготовкой шофёров уже в армии, что помогло бы и стране в целом. Демобилизовавшиеся военнослужащие уже имели бы столь нужную всем профессию. Но ничего такого почему-то тоже не наблюдается.
Гаишники рапортуют о том, что экзамен по вождению вроде как «либерализировали» — вместо пяти штрафных баллов теперь можно набрать семь. Да, неплохо, однако на фоне изменений со сроками это несущественные мелочи. Увеличение разворота в ограниченном пространстве с 5 до 7 метров — аналогично.
В список разрекламированной «демократизации» можно добавить и автоматическое открытие категории «ВЕ» для водителей, имеющих водительское удостоверение «СЕ». До недавнего времени те, кто управлял огромными фурами, были вынуждены тратить большие деньги дабы получить возможность ездить на своих легковушках с прицепами, и это обдиралово продолжалось 20 лет. Отменили — какой прогресс…
Стоит отметить, что получить водительское удостоверение в тех же Штатах в разы дешевле и несравненно проще по затратам нервных клеток. Просто идёте в ближайший Department of Motor Vehicles (DMV) и говорите, что хотите получить «права». В зависимости от штата платите $30−50 госпошлины и можете сдавать экзамены.
Кстати, пересчитывать эти $30−50 в рубли напрямую не стоит. Средняя зарплата в США — $4000, это уже на руки, после уплаты налогов. Поэтому нужно посчитать долю от неё и соотнести с российскими реалиями. Будете неприятно удивлены.
«Количество попыток не ограничено, никто вас не будет «валить» и вымогать деньги — это тут никому не надо, так как за такое сажают в тюрьму. На теоретическом экзамене допускается до 20% ошибок, на вождении тоже все крайне демократично.
Грубые огрехи, конечно, никто прощать не станет, но к мелочам не придираются. Своих машин в DMV нет, у них только площадка, проблему с авто придётся решать самостоятельно. Но и тут всё просто, да и очень дёшево, есть соответствующая инфраструктура. Автошколы тоже крайне недороги, очень, так как конкуренция очень большая.
Из приколов — перед тем, как выдадут корочки, вас обязательно спросят, не наркоман ли вы и не хронический ли алкаш. Ответ очевиден. Однако это не означает, что тут с этим на дорогах либерально, как раз наоборот. Иногда спрашивают, не зависимы ли вы от лекарств, включая инсулин. Тут лучше отвечать честно — внесут в базы данных, и если что на дороге, полицейский может помочь с уколом или таблеткой", — рассказывает житель пригорода Нью-Йорка Павел.
ПДД в США вообще очень демократичные. Например, по стандартной «водительской лицензии» (так там называются «права») категории «D» можно водить, в том числе, пикапы с большими прицепами. То есть всё, что до 26 тысяч фунтов (11,8 тонны) — свыше уже нужно «профессиональное» удостоверение типа «А». Его получить сложней и дольше, но ценник примерно тот же самый. Всё устроено разумно и грамотно.
Но местами очень жёстко. Например, школьными автобусами строго запрещено управлять тем, кто имеет судимость, тогда как у нас тут нет никаких ограничений. Увы, но в РФ любой бывший «зэк», даже рецидивист, может сесть за руль жёлтого автобуса. А вот в Штатах всех виновных в этом, включая самого уголовника, посадят на серьезные сроки. Теоретически. Так как практически дураков давно уже нет.
Иными словами, в РФ есть куда стремиться с подготовкой водителей, и есть с кого брать пример. Проблему с нехваткой шофёров решить несложно, было бы желание.