Вступивший в силу 1 сентября 2024 г. закон о такси, по сути, взорвал этот рынок, на нём произошли существенные перемены. К 1 ноября, когда закончится «переходный период», так называемых агрегаторов может и вовсе не остаться. Большая часть водителей ушла или намерена уйти в «серую» зону, так как новые требования совершенно невыполнимы и нелепы.
Стоимость поездки на «официальном» такси, которая за год поднялась почти в два раза, в последнее время опять демонстрирует ощутимый рост. Машин почему-то стало заметно меньше, время ожидания сильно выросло, а если вам нужно уехать срочно, поездка стоит каких-то совершенно безумных денег. В чём дело?
«За год после его [закона о такси — „СП“] принятия „исчез“ миллион легальных таксистов, цены на поездки выросли почти в два раза, безопасность пассажиров снизилась, бюджет потерял около 80 миллиардов рублей от недополученных налогов. В одном из регионов я попробовал вызвать „Яндекс Такси“ — невозможно. А нелегальная машина через 10 минут приехала», — рассказывает глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Действительно, число «легальных» таксистов — которые зарегистрированы в системах агрегаторов — стремительно уменьшается. 72% готовы перейти работать в «серую» зону, так как не смогут выполнить требования нового закона (это данные Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир»):
— Разрешение на оказание услуг такси (региональный Минтранс);
— Запись в федеральной электронной базе данных ФГИС «Такси»;
— Договор ОСГОП в дополнение к полису ОСАГО;
— Электронная цифровая подпись (токен) для оформления ОСГОП.
И это — только начало. Причём в любой момент система может глюкануть, и вас отовсюду исключат. Просто по ошибке, и придётся всё начинать с нуля. Потраченные деньги — немалые! — тоже никто не вернёт. А воевать с чиновниками, как известно, себе дороже.
А далее от таксиста станут требовать
— ежедневные медицинские осмотры;
— ежедневные технические осмотры;
— наличие полиса ОСАГО по тарифу легкового такси;
— ежедневное оформление путевых листов;
— соблюдение цветовой гаммы автомобилей такси;
— разрешение работать только в тех населенных пунктах, где действует агрегатор.
Как несложно догадаться, желающих участвовать в этом безумии нет. А по первому и второму пункту — осмотрам — это просто невыполнимо. Нет этих пунктов в природе, и всё тут! Кстати, купить ОСАГО на такси — тоже «миссия невыполнима».
«В пределах одного города таксисты имеют общегородской чат, или даже два-три — и в Telegram, и в WhatsApp. В этих чатах изначально обсуждалась информация, где стоит какой экипаж ДПС, где перекрытия, где, может быть, работают транспортники, проверяют документы и всё такое прочее. Но постепенно в эти чаты стали добавляться ещё и потенциальные пассажиры. Теперь там размещают предполагаемые заказы, и водители эти поездки берут. Поездка для пассажира будет дешевле на 20%.
Раньше это было не так ярко выражено, потому что единственное, что смущало водителей — это высокая комиссия агрегаторов, которые берут 15−20%, бывает, даже 30% и более. Это очень много. Но сейчас добавилось ещё и жёсткое государственное регулирование служб такси.
Все те требования, которые предъявляются независимыми перевозчиками, взяты из старых норм для больших таксопарков, когда есть возможность прийти в таксопарк, получить машину, осмотренную механиком, пройти предрейсовый контроль медика и спокойно выйти на линию. К сожалению, в нынешних реалиях это невозможно", — объясняет таксист, автор телеграм-канала Protaxi Егор.
К слову, в столице агрегаторы берут даже не 30%, а все 40%. То есть поездка на неофициальном такси выйдет на 30−40% дешевле, что отмечают участники чатов.
«Новый закон не работает, основная масса таксистов уходят в тень. Будут телеграм-каналы, будут другие какие-то средства связи. Теневой сектор будет разрастаться, потому что государство начинает грозить. А что государство дает? Если, скажем так, вы ставите только препоны для работы и дополнительные требования, не давая никаких „плюшек“, извините, вы получите обратный эффект. Надо создать условия легализации, и после этого уже рынок сам начнет легализироваться», — говорит председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.
Государство, действительно, намерено только брать, то есть обкладывать водителей поборами. Впрочем, то же самое творится и во всех остальных сферах деятельности. И получает «обратку».
Согласно данным статистики, для 76% пассажиров стоимость поездки является определяющим фактором, то есть перспективы бизнеса агрегаторов выглядят более чем сомнительными. Вдобавок они не готовы предоставлять клиентам такую востребованную услугу, как «русский водитель», что сейчас очень актуально. Число нападений таксистов-мигрантов на русских людей растёт, и желающих садиться в машину к «понаехавшим» всё меньше. А в чатиках таковых нет в принципе, там все на виду.
Собственно, вот оно — то самое разрекламированное «информационное общество»! Люди общаются, оставляют о таксистах отзывы, водители объявляют о персональных скидках (на поездки конкретно в их машинах), всё живёт, дышит, бурлит.
Скандальным пассажирам тоже достаётся, их заказы берут неохотно или вообще добавляют в «чёрный список». Самоорганизация, самоконтроль, да и с ответственностью тоже полный порядок. По сути, именно так и должен работать тот самый агрегатор, получая за свои услуги малую денежку. Но, увы…
Как несложно догадаться, такими темпами у агрегаторов останутся только водители-мигранты. Далее итог очевиден.
В целом же стоит констатировать, что Россию снова пытаются загнать в «лихие 90-е». Враги народа раскачивают лодку, уничтожают легальный бизнес, загоняют всех в ту самую «тень». Госбюджет тоже страдает, денег в казне всё меньше. Но чиновников это не волнует, у них другие задачи.