Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
Netflix против Кинопоиска: как российским онлайн-кинотеатрам победить в неравной борьбе? - «Политика»
26-08-2020, 00:11
Политика
Закрытие общественных пространств из-за коронавируса и бесплатный пробный период, сохранившийся после отмены ограничений, положительно сказались на популярности в России официальных онлайн-кинотеатров - в прошлом году рынок аудиовизуальных сервисов вырос на 45% и продолжает расти и в 2020 году.
Согласно данным исследования Telecom Daily, российские сервисы оказались существенно дешевле зарубежных конкурентов: средняя стоимость подписки на онлайн-видеосервисы в России составила 265 рублей. К примеру, у американского Netflix подписка стоит 650 рублей.
"Людям нравятся хорошие оригинальные фильмы и сериалы. Российского оригинального контента, который становится настоящим событием, становится больше, в том числе благодаря видеосервисам - он снимается именно для первого показа на онлайн-платформах. Например, к такому контенту относится сериал "Кинопоиска" "Анна Николаевна" и замечательный сериал "Чики", который вышел у More.TV. Эта тенденция наблюдается второй год: в течение 2019 года этот контент снимался, а в этом году предстал перед зрителем", - отметил директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин.
Кроме того, российские сервисы предлагают более широкий ассортимент контента, чем зарубежные игроки, который он всегда качественно локализован. Тем не менее отечественные площадки находятся в зоне риска, поскольку крупнейшие стриминговые платформы продолжают мировую экспансию: американские сервисы Netflix, Amazon и НВО совокупно владеют более 75% рынка, а аудитория локальных игроков весьма незначительна. Борьба за рынок не равна не только из-за несравнимых финансовых возможностей, но и ввиду того, что иностранные гиганты имеют преимущество, уклоняясь от уплаты российских налогов и обходят требования законодательства.
"На сегодняшний день у иностранных игроков нет даже официальных представителей в России, которым можно было бы адресовать претензию за нарушение каких-то норм. В таких условиях можно ничего не соблюдать и делать вид, что все в порядке. Требования закона должны быть едины для всех", - указал Бырдин.
По его словам, существует три основных направления по урегулированию в этой сфере. Первый шаг относится к аудиовизуальным сервисам: необходимо считать не только пользователей, но и выручку в России. Второе - оптимизация и актуализация требований к распространяемой информации. И третье направление - это меры поддержки российских игроков, тех, у кого более половины пользователей из России или в чьем каталоге более 75% отечественного контента.
Эксперты также обращают внимание на то, что из-за отсутствия информации о выручке зарубежных сервисов от работы в России невозможно высчитать их эффективное налогообложение. Кроме того, штрафные санкции за неисполнение законов также невозможно применить в отсутствии официальных представительств.
"Многие IT-компании не имеют официального представительства или филиалов в РФ, например Facebook inc. При этом компании фактически оказывают услуги пользователям на территории РФ. Следовательно, иностранные игроки, так же как и российские, обязаны исполнять наше законодательство", - подчеркнул председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.
"Необходимы четкие правила игры на рынке цифровых услуг и устранение неравенства в правах между отечественными и зарубежными платформами. В противном случае на нашем рынке возникает ситуация, когда одни играют по правилам: платят налоги, локализуют данные, работают с российскими пользователями и т.д. А другие их игнорируют и за счет этого получают конкурентное преимущество", – считает Журавлев.
По его мнению, следует рассмотреть возможность применения диверсифицированных мер воздействия на нарушителей установленных законом требований: штрафов через платежных агентов, замедления скорости трафика и т.д. Если в России не будут созданы условия для устойчивого развития локальных игроков, страна рискует потерять перспективную сферу развития цифровой экономики, а зрители - полюбившиеся фильмы и сериалы.
Закрытие общественных пространств из-за коронавируса и бесплатный пробный период, сохранившийся после отмены ограничений, положительно сказались на популярности в России официальных онлайн-кинотеатров - в прошлом году рынок аудиовизуальных сервисов вырос на 45% и продолжает расти и в 2020 году. Согласно данным исследования Telecom Daily, российские сервисы оказались существенно дешевле зарубежных конкурентов: средняя стоимость подписки на онлайн-видеосервисы в России составила 265 рублей. К примеру, у американского Netflix подписка стоит 650 рублей. "Людям нравятся хорошие оригинальные фильмы и сериалы. Российского оригинального контента, который становится настоящим событием, становится больше, в том числе благодаря видеосервисам - он снимается именно для первого показа на онлайн-платформах. Например, к такому контенту относится сериал "Кинопоиска" "Анна Николаевна" и замечательный сериал "Чики", который вышел у More.TV. Эта тенденция наблюдается второй год: в течение 2019 года этот контент снимался, а в этом году предстал перед зрителем", - отметил директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин. Кроме того, российские сервисы предлагают более широкий ассортимент контента, чем зарубежные игроки, который он всегда качественно локализован. Тем не менее отечественные площадки находятся в зоне риска, поскольку крупнейшие стриминговые платформы продолжают мировую экспансию: американские сервисы Netflix, Amazon и НВО совокупно владеют более 75% рынка, а аудитория локальных игроков весьма незначительна. Борьба за рынок не равна не только из-за несравнимых финансовых возможностей, но и ввиду того, что иностранные гиганты имеют преимущество, уклоняясь от уплаты российских налогов и обходят требования законодательства. "На сегодняшний день у иностранных игроков нет даже официальных представителей в России, которым можно было бы адресовать претензию за нарушение каких-то норм. В таких условиях можно ничего не соблюдать и делать вид, что все в порядке. Требования закона должны быть едины для всех", - указал Бырдин. По его словам, существует три основных направления по урегулированию в этой сфере. Первый шаг относится к аудиовизуальным сервисам: необходимо считать не только пользователей, но и выручку в России. Второе - оптимизация и актуализация требований к распространяемой информации. И третье направление - это меры поддержки российских игроков, тех, у кого более половины пользователей из России или в чьем каталоге более 75% отечественного контента. Эксперты также обращают внимание на то, что из-за отсутствия информации о выручке зарубежных сервисов от работы в России невозможно высчитать их эффективное налогообложение. Кроме того, штрафные санкции за неисполнение законов также невозможно применить в отсутствии официальных представительств. "Многие IT-компании не имеют официального представительства или филиалов в РФ, например Facebook inc. При этом компании фактически оказывают услуги пользователям на территории РФ. Следовательно, иностранные игроки, так же как и российские, обязаны исполнять наше законодательство", - подчеркнул председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. "Необходимы четкие правила игры на рынке цифровых услуг и устранение неравенства в правах между отечественными и зарубежными платформами. В противном случае на нашем рынке возникает ситуация, когда одни играют по правилам: платят налоги, локализуют данные, работают с российскими пользователями и т.д. А другие их игнорируют и за счет этого получают конкурентное преимущество", – считает Журавлев. По его мнению, следует рассмотреть возможность применения диверсифицированных мер воздействия на нарушителей установленных законом требований: штрафов через платежных агентов, замедления скорости трафика и т.д. Если в России не будут созданы условия для устойчивого развития локальных игроков, страна рискует потерять перспективную сферу развития цифровой экономики, а зрители - полюбившиеся фильмы и сериалы.