Что-то весьма странное происходит с давно анонсированными намерениями России начать в Крыму строительство первых двух собственных вертолетоносцев. По сообщению ТАСС, источник в военно-промышленном комплексе рассказал, что для них уже даже придуманы названия — «Владивосток» и «Севастополь». То есть — в точности те, что мы собирались давать двум «Мистралям», которые намеревались купить у Франции, но так и не купили в связи с событиями, начавшимися после 2014 года вокруг Украины.
Далее. Определено и время закладки обоих кораблей. «По плану вертолетоносцы должны быть заложены в начале мая в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне», — сказал собеседник агентства ТАСС. Он отметил, что церемония состоится до 9 мая с участием руководства Минобороны, но точная дата пока не определена. Однако в любом случае осталось, выходит, менее, чем четыре месяца.
Строительство обоих кораблей, по свидетельству вице-премьера Юрия Борисова, как и положено в таких случаях, заранее включено в программу вооружений до 2025 года. Предприятие, которому поручат ответственное дело, тоже, вроде, давно известно, - завод «Залив» в крымском городе Керчь. Названа и предварительная сумма, в которую вся затея обойдется — 40 миллиардов рублей. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Олега Рязанцева, ВМФ РФ может получить первый вертолетоносец до 2027 года.
Так что же, все с нашими будущими вертолетоносцами складывается просто замечательно? Похоже — все ровно наоборот. Судя по поступающим сообщениям, по сей день не определен даже проект этих будущих российских универсальных десантных кораблей (УДК). Во всяком случае, их водоизмещение источники наперебой продолжают называть в двух вариантах — в 15 и 25 тысяч тонн. Как и численность перевозимых на борту морских пехотинцев — от 500 до 900 человек.
Наличие этой потрясающей неразберихи с созданием первых отечественных УДК в сентябре 2019 года подтвердил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахмонов: «Ничего пока не скажу, пока проекта нет. А где строить — пускай Родина решает».
Еще раз повторим: до юбилея Победы осталось менее четырех месяцев. Пора керчанам заключать договоры со смежниками, нанимать дополнительный персонал на завод «Залив», освобождать места на стапелях. Потому что дело вот-вот предстоит невиданной для современной России технологической сложности. В постсоветское время ничего подобного по размерам для своего ВМФ мы даже и не пытались построить. Уйма народу считает: и не построим! Во всяком случае — в разумные сроки. Только благополучно слопаем очередные бюджетные миллиарды и привычно попросим добавки.
Но я сейчас не собираюсь затягивать старую и поднадоевшую мелодию для флейты про отечественную технологическую отсталость и безответственную прожорливость российского бизнеса. Нет-нет, давайте вообразим почти сказочную для нашей погрязшей в пессимизме страны картину: завод «Залив» чудесным образом задание Родины выполнил точно и в срок. В 2027 году сначала «Севастополь», а потом (в 2030 года в соответствии с программой вооружений) и «Владивосток» (или наоборот, потому что как именно назовут первенца, в сообщении ТАСС ничего не сказано) вспенили форштевнями черноморскую волну. Кто и на чем станет летать с их палуб?
По сведениям телеканала «Звезда», на каждом нашем перспективном УДК будет базироваться «более 20 тяжелых вертолетов». Исходя из назначения этих кораблей, речь, вероятно, пойдет, прежде всего, о транспортно-боевых Ка-29, способных взять на борт по 16 десантников с личным оружием или до 2000 кг груза в транспортной кабине. А еще — о некотором количестве ударных Ка-52К («Катран») и старых противолодочных машин Ка-27ПЛ.
Всего для боевой деятельности этих двух УДК флоту, стало быть, потребуется одновременно до пяти десятков палубных геликоптеров различного назначения. Это минимум. Потому что еще часть винтокрылых машин будет неизбежно стоять в ремонтах, на профилактике и т. д.
Таким образом, только для «Севастополя» и «Владивостока» придется сформировать в ВМФ РФ минимум два новых полноценных вертолетных полка.
Между тем, потребность российских флотов в вертолетах различного назначения и без названных кораблей стремительно нарастает. Это хорошо видно на примере Черноморского флота. Если еще лет пять назад из его состава только гвардейский ракетный крейсер «Москва» был способен принять единственный вертолет на палубу, то к сегодняшнему дню таких кораблей в Севастополе восемь — три фрегата проекта 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров»), два патрульных корабля 22160 («Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев») и разведывательный корабль ««Иван Хурс». Кому сажать вертолеты на них?
Складывается впечатление, что эта простенькая мыслишка в головы наших адмиралов пришла как-то очень поздно. Во всяком случае, решение начать более или менее массовую подготовку пилотов для вертолетов морской авиации в единственном в России высшем военном авиационном училище такого профиля — Сызранском — в Министерстве обороны созрело считанные месяцы назад. Совсем недавно объявлено, что с лета нынешнего года «в Сызранском филиале ВУНЦ ВВС планируется возобновить теоретическую подготовку выпускников, направляемых служить в воинские части авиации ВМФ на вертолетах типов Ка-27ПЛ, Ка-27ПС и Ка-29».
Дальше — берем древний, но надежный арифмометр. Выходит, что первые лейтенанты из Сызрани, главным образом — теоретически наученные сажать вертолеты на палубы, в неизвестном пока количестве появятся у нас через пять лет, в 2025 году. Но их совершенно точно нельзя будет сразу же самостоятельно отправлять по кораблям. Разобьются сами и технику угробят.
Вот авторитетное мнение на сей счет Николая Куклева, экс-командующего морской авиацией России: «Летчика, начиная с того, что его родить здоровым надо, вырастить, пять лет в училище учить, нужно потом еще 10−12 лет непрерывно и тщательно готовить. Лишь тогда он станет настоящим палубным летчиком. Минимум 15 лет подготовки. И никакими реформами или постановлениями этот срок не уменьшить».
Не слишком отличается на этот счет и точка зрения нынешнего командующего авиацией ВМФ РФ, Героя России генерал-майора Игоря Кожина: «Раньше … четыре года в училище, затем, после выпуска, лётчик за четыре года доходил до уровня 1-го класса. Сейчас срок несколько больше, но всё равно вполне реальный ориентир — до 10 лет, начиная от поступления на первый курс и заканчивая выходом на уровень 1-го класса».
Выходит, в лучшем случае полноценная подготовка надежного и умелого командира корабельного вертолета занимает десять-пятнадцать лет! Стало быть, те, кто станет абитуриентами Сызранского училища будущим летом, в лучшем случае лишь к 2030−2035 годам способны будут полноценно воевать с корабельных палуб. Но первый вертолетный полк для головного УДК, как мы уже выяснили, должен быть сформирован хотя бы на три года раньше, уже к 2027 году. Где будем брать для новых полков сотни подготовленных вертолетчиков-палубников?
Каким образом образовался этот новый дефицит в Вооруженных силах - относительно понятно. Еще недавно число авианесущих кораблей в ВМФ РФ можно было посчитать поштучно. Поэтому и пилотов такого профиля нам нужно было сравнительно немного.
До сей поры готовят их таким образом. В Сызрани будущие лейтенанты-палубники наравне со всеми получают общую подготовку по единому курсу для армейской авиации Сухопутных войск. Потом те немногие, кому выпало после выпуска надеть флотскую форму с голубыми просветами на погонах, отправляются доучиваться в 859-й учебный центр Морской авиации в Ейск. Там молодые пилоты под присмотром опытных инструкторов впервые пересаживаются на вертолеты семейства Ка-27. А уже на флотах на таких же Ка-27 годами проходят дополнительную подготовку. Лишь потом им разрешают самостоятельно сажать машины на палубы и взлетать с них.
Почему все так необычайно сложно для вертолетчиков на флоте? Вот что рассказывает на этот счет летчик-испытатель Александр Чередниченко: «Кажется, что корабль находится где-то в каком-то космическом пространстве, без всякой привязки к поверхности моря, к линии естественного горизонта. Ночью складывается такое ощущение, что просто в черном пространстве горит лампа, и ты пытаешься на нее попасть… Если ты не видишь ни естественного горизонта, ни поверхности воды, то визуально привязываться к поверхности палубы нельзя. Так как если ты к ней привяжешься, то начнешь непроизвольно вводить вертолет в колебания и никогда не выполнишь посадку нормально. Приходится абстрагироваться от качающейся поверхности палубы».
Вот на приобретение подобных навыков и нужны годы учебных полетов. Но они, эти годы, должны быть у выпускников Сызрани, которые придут на флот. А их им, по сути, не оставили дяди в больших генеральских и адмиральских погонах. Тогда получится, что на корабли отправятся второпях и кое-как подготовленные офицеры?
И чем, интересно, эти дяди думают, когда десятилетиями мечтают о первых российских вертолетоносцах? Грезы, реализованные Минобороны подобным образом, всегда густо оплачиваются летчицкой кровью.
Хотя, конечно, — «это ж Россия, детка»… Всех перечисленных несчастий мы вполне можем избежать. Если вообще никогда не построим свои вертолетоносцы. Или будем их клепать столь долго, что предназначенные для Морской авиации выпускники Сызранского училища 2025 года и последующих лет в массе своей успеют состариться и дружно уйдут на майорские и полковничьи пенсии.
С учетом проблем российского кораблестроения не столь уж и фантастичная перспектива решения этой проблемы, согласитесь.
Военное обозрение: Утром 8 января 2020 года Соединенные Штаты проснулись на фронте
Военные новости: «Иран будет разрушен», но пока этому мешают русские торпеды «Шквал»