Стало известно, что Пентагон намеревается к концу десятилетия получить новую межконтинентальную баллистическую ракету наземного базирования. В 2017 году был открыт тендер, заявки на участие в котором подали две компании — Boeing и Northrop Grumman. Однако компания Boeing вскоре сняла свою кандидатуру, заявив о том, что ее не устроили условия тендера. В связи с чем единственным претендентом на освоение 85 млрд. долларов — во столько оценивается грандиозный проект — осталась компания Northrop Grumman.
Проект, действительно, насущный. Поскольку имеющиеся в распоряжении США «сухопутные» ракеты Minuteman III компания Boeing начала разрабатывать на заре космической эры — в 1965 году. А установка их в шахты на авиабазах Малмстром (штат Монтана), им. Фрэнсиса Уоррена (Вайоминг) и авиабазе Майнот (Северная Дакота) началась в 1970 году. К настоящему моменту наземный американский сегмент ядерного сдерживания включает в себя немногим более четырехсот этих ракет.
Вполне понятно, что, несмотря на периодическую их модернизацию, которая в значительной степени является продлением ресурса, эти ракеты давно устарели.
До того момента, как США почти полностью сосредоточили свое внимание на морской сегмент ядерного сдерживания, наземное ракетостроение развивалось бурно. В 1962 году на дежурство были поставлены простейшие по нынешним понятиям МБР LGM-30A Minuteman I. За три года было построено 800 ракет. В 1965 году их начали заменять на LGM-30F Minuteman II, которые уже оснащались нехитрыми средствами преодоления ПРО.
В 1970 году на трех полигонах опять началось перевооружение. Трехступенчатая ракета LGM-30G Minuteman III уже имела маневрирующий блок разведения с тремя водородными боеголовками Mk 12, мощностью 170 кт каждая. Был комплект дипольных отражателей и несколько ложных мишеней. Эта система преодоления ПРО до сих пор используется в ракете, не претерпев изменений.
Последняя версия ракеты заметно подросла. Длина достигает 18,2 м, диаметр первой ступени — 1,86 м. Стартовая масса — 34,4 т. Максимальная дальность полета — 13 тыс. км. Забрасываемая масса — 1150 кг. Квадратное вероятное отклонение (КВО) существенно снизилось по отношению к Minuteman I — 200 м вместо 1800 м. И это вполне современное значение характеристики. Сейчас все ракеты оснащены одной боеголовкой W87 мощностью 300 кт. При таком КВО ракета не способна разрушить особо защищенные инженерные сооружения, каковыми являются шахты МБР и командные бункеры. Забегая вперед, отметим, что та же самая история и с российской ракетой для подводных лодок «Булава».
В период эволюции ракеты от Minuteman I до Minuteman III была существенно доработана шахтная пусковая установка. Ее защищенность от повышения давления при взрыве атакующего боеприпаса была повышена от 20 кг/кв.см. до 100 кг/кв.см.
В ходе нескольких модификаций в ракетах было заменено твердое топливо, установлены новые боевые блоки, усовершенствовалась электроника в основном за счет установки узлов на новых электронных компонентах. При этом Пентагон давно намереваться обновить аппаратуру боевого управления комплексом наземных ракет, построенный на компьютерах 70-х годов IBM Series/1, в которых используются архаичные языки программирования Кобол и Фортран. Совсем недавно заменили дисководы — раньше информация хранилась на 8-дюймовых гибких дисках.
Периодически производятся тестовые пуски ракет. В этом десятилетии их было восемь. Из них один пуск был частично успешным и два — неудачные.
Вполне понятно, что все это необходимо менять самым радикальным образом. Кроме, пожалуй, ракетных шахт, если следующая ракета по-прежнему будет шахтного базирования, а не мобильная.
При этом возникает вполне естественный вопрос: почему от проекта отказалась компания Boeing, приобретшая громадный опыт на создании семейства МБР Minuteman. И этот опыт нельзя не признать положительным, поскольку Minuteman III сохраняла свою актуальность минимум до конца 80-х годов, пока не была принята на вооружение советская ракета «Воевода», которую на Западе назвали «Сатаной».
В США есть и еще одна компания, которая способна разрабатывать высокоэффективные баллистические ракеты. Это Lockheed Martin, ее ракеты Trident II стоят на вооружении стратегического подводного флота США. На счету этой компании и ракета средней дальности MGM-31C Pershing II, которая стала предметом ожесточенных споров на высшем уровне между СССР и США.
Однако в ВПК США сейчас громадная напряженка. Можно сказать, все силы брошены на создание гиперзвукового оружия. Одновременно разрабатываются ракеты для всех сред — наземные, морские и воздушные. И Lockheed Martin и Boeing принимают в этом деле самое активное участие. Так что Boeing, отказавшись от участия в тендере по МБР, вероятно, счел гиперзвук более прибыльным занятием.
У Northrop Grumman такого опыта в избранной сфере, как у этих двух компаний нет. Эта, несомненно, высокотехнологическая компания строит авианосцы. Причем, уже давно — с 30-х годов прошлого века. Все ныне существующие авианосцы построены именно здесь. Самый дорогой стратегический бомбардировщик мира В-2 — тоже создан этой компанией. А сейчас идет разработка перспективного бомбардировщика В-21. Но с баллистическими ракетами, а также и с прочими, крылатыми, на этой фирме дела не имели.
Но в 2018 году NG открыла ракетное отделение. Точнее — ракетно-космическое. Это стало возможно благодаря приобретению за 9,2 млрд. долларов молодой, существующей с 2015 года, компании Orbital ATK. Вот она и должна создать перспективную МБР. Правда, реальный возраст Orbital ATK посолиднее — она объединилась с существующей с 1990 года компанией Alliant Techsystems. Но она звезд с неба не хватала, не будучи генеральным разработчиком, участвовала в качестве соисполнителя в создании нескольких ракет-носителей.
Впрочем, сейчас Orbital ATK работает полностью самостоятельно над амбициозным проектом по созданию ракеты-носителя OmegaA, испытательные пуски которой должны начаться через год. Компания заявляет, что этот проект позволит приблизиться к отказу от российских ракетных двигателей РД-180.
Разумеется, ракета-носитель и боевая МБР — это все-таки довольно разные вещи. Однако в Orbital ATK есть подразделение, которое занимается разработкой и производством тактических ракет. Но по отношению к тому, что необходимо создать, это как велосипед по сравнению с автомобилем. Дальности в 200−300 км и 11−13 тыс. км несоизмеримы.
Но, конечно же, перспективная МБР будет создана. Поскольку эскизный проект, над которым NG работала с 2017 года, надо думать, был принят комиссией Пентагона. А Пентагон деньги просто так налево и направо не раздает. Сообщается, что NG должна получить 13 млрд. долларов на продолжение НИР и начало ОКР до 2025 года. Потом будут перечисления помельче. А во второй половине 20-х годов по частям начнут перечисляться деньги на закупку ракет на общую сумму в 61 млрд. долларов.
О количестве ракет, которые намерен заказать Пентагон, не сообщается. Если их будет столько же, сколько «Минитменов-3», четыре сотни, то каждая ракета обойдется в 200 млн. долларов. Это намного меньше, чем стоимость созданного компанией NG бомбардировщика В-2, за который пришлось выкладывать больше 2 млрд. долларов. Хотя, конечно, аппетиты разработчиков растут по мере приближения к летным испытаниям. Что с блеском доказала компания Lockheed Martin, вымучивая свой истребитель F-35.
Сомневаться не приходится, новая ракета должна быть более совершенной, чем «долгожительница». Хотя бы потому, что в ней будет использована элементная база нового поколения. Ее зарядят более эффективным смесевым топливом. Немного повысят точность за счет использования коррекции по сигналу GPS.
Но вопрос в том, насколько она будет совершеннее. Будет ли сокращен активный участок траектории, то есть при работающих двигателях, когда ракета наиболее уязвима для перехвата? Во всяком случае, такого нет у самой совершенной американской МБР Trident II. А вот боевой блок должен быть маневрирующим, поскольку уже сейчас американцы начинают испытывать маневрирующий гиперзвуковой глайдер. И такой блок перехватить будет крайне затруднительно. Остается надеяться, что нераскрытые характеристики двух противобаллистических ракет ЗРС С-500 смогут это делать. Еще большая надежда на новую противоракету системы ПРО «Нудоль», которая сейчас проходит испытания.
Но вряд ли по энергетическим возможностям американская перспективная ракета приблизится к российскому «Сармату» на жидком топливе, способному совершать орбитальные атаки. На твердом топливе достижение таких возможностей маловероятно. К тому же, судя по предполагаемой стоимости перспективной МБР, сверхтяжелой она не будет.
Военное обозрение: Морской бой: Какие русские торпеды наводят страх на ВМС США и Британии
История: Бои весной: «Котлы», в которых немцам везло