В дни торжества славы адмирала Ф.Ф. Ушакова, мы по-прежнему изумляемся промыслу Господнему в прославлении Русской Православной Церковью в лике святого праведного воина. Нас также продолжает интересовать вопрос, почему писатель Валерий Ганичев из сонма видных деятелей эпохи Екатерины Великой центральной фигурой своего творчества избрал флотоводца Федора Ушакова и как ему удалось довести своего героя до прославления в лике святого праведного воина? Почему именно ему досталась такая честь, тогда как об Ушакове было написано множество книг в XIX-XX веках?
Много я слышал разного о В.Н. Ганичеве от людей «ближнего и дальнего круга». Понятно, что оценки современников чаще всего субъективны и чаще всего имеют мало общего с характеризуемым персонажем. И мой взгляд тоже субъективен, но все же рискну сказать о том, что, с моей точки зрения, роднило Валерия Николаевича с его героем адмиралом Федором Федоровичем Ушаковым – соборное чувство и общее дело.
Конечно же, не происхождение, хотя, если посмотреть правде в лицо, детство у них не шибко отличалось. Жили в глубокой провинции, в народной среде народной жизнью, не зависимо от происхождения. Мне могут возразить, что-де адмирал был из дворян, но это все условности, иначе отчего, достигнув определенных высот, адмиралу пришлось содержать родню… Да и во многих биографических справках мы читаем, что родом Федор Федорович был из «обедневших дворян». Я бы написал более откровенно: из не разбогатевших служивых дворян…
Меж тем, дело не в этом, а в том, что они из самой народной среды, не избалованные светскими раутами Петербурга, искренне служили своему Отечеству и народу. Цель служения была не ради славы и наград, а пользы ради Отечества. Они на каждом этапе своей деятельности старались внести свою, пусть грошовую лепту в общее дело Отчизны.
Не буду останавливаться на известных фактах биографии первого и второго. Просто хочу обратить внимание на то, что и адмирал Ушаков, и В.Н. Ганичев, восходя на новую ступень служения, смотрели на выполняемую задачу с точки зрения Общего дела. Будь то по-иному, никто из них не реализовался бы в истории так, как мы можем видеть сегодня.
На моих глазах разворачивалась эпопея, – не описанная современниками, – по приближению завершающих глав жизнеописания прославленного адмирала Ф.Ф. Ушакова, которую можно назвать «Прославишь меня и сам прославишься». Это многолетняя, незаметная кропотливая работая над создаваемым образом на фоне эпохи Екатерины Великой.
Понятно, что писатель-историк В.Н. Ганичев не знал и не мог предполагать, чем и как отзовется его труд. Он просто любил нашу богатую и красивую историю и не мог согласиться с теми политиками и авторами, кто нарочито искажал её.
Это, отнюдь, не означает, что он-де был такой один. Он прекрасно знал, что не один, да и немало потрудился для собирания этого «поля ягодок», работая в самом крупном издательстве страны «Молодая гвардия». Вместе с единомышленниками, в довольно сложных условиях тогдашнего идеологического давления, он переформатировал вектор издательской политики издательства, выпуская книги «Связь времён» Федора Нестерова, «1 августа 1914» Николая Яковлева, «Осторожно: сионизм!» Юрия Иванова, «Аввакум Петров» Дмитрия Жукова, «Камешки на ладони» Владимира Солоухина, «Дорога к тебе: из записок художника» Ильи Глазунова, «Деньги для Марии» Валентина Распутина, «Сельские повести» и «Лад» Василия Белова, «Голоса в тишине» Виктора Лихоносова…
В серии «ЖЗЛ» выходили тогда «Суворов» Олега Михайлова, «Островский» и «Аксаков» Михаила Лобанова, «Рублев» Валерия Сергеева, «Макаров» Сергея Семанова, «Григорий Сковорода», «Гончаров» и «Дмитрий Донской» Юрия Лощица, «Достоевский» Юрия Селезнева…
Я уже не говорю о выступлении Юрия Алексеевича Гагарина на пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1965 года (Хрущева только-только ушли и борьба с Русской Православной Церковью еще продолжалась) с предложением воссоздания Триумфальной арки и Храма Христа Спасителя, как памятников Победы Отечественной войны 1812 года… После чего высокий сановник ЦК КПСС спросил у В.Н. Ганичева: «А вы согласовали это наверху?» – на что он ответил, подняв палец к небу: «На самом верху!»
Андропов лично писал записки в ЦК партии с требованием обратить внимание на «русистов»… – Не помогло!
Возглавляя «Комсомольскую правду», не угомонился, и там проводил соборную линию… За публикацию фельетона Вадима Цекова «Следствие ведут кунаки» был уволен.
Судьба благоволила к нему, к его делам. Он возглавил «Роман-газету», где снова вокруг журнала собирал лучшие творческие силы. Заметил и поддержал тогда молодых исторических писателей и исследователей Владимира Шигина, Валерия Сергеева, Владимира Овчинникова, Сергея Алексеева…
Кому-то не нравилась неугомонность В.Н. Ганичева. Его стали сбивать автобетономешалкой… – Но не сработало: выжил!
Вместе с нынешним Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (тогда митрополитом Смоленским и Калининградским) они собирают в 1993 году, накануне страшных событий «черного октября», – в условиях, когда на само слово «Русский» власть наложила табу, – первый Всемирный Русский Народный Собор, ставшим впоследствии главной трибуной отечественной мысли…
В.Н. Ганичев, как и его возлюбленный герой – адмирал Ф.Ф. Ушаков не останавливался на достигнутом. После того, как Русская Православная Церковь канонизировала Федора Федоровича Ушакова в лике святого праведного воина, Валерий Николаевич продолжал уже продвижение «в массы» как образ жизни для подражания. Приезжая в Санаксарскую обитель в дни торжеств, в августе, он вез с собой целые отряды все новых и новых писателей, кинематографистов, художников, артистов, не говоря уже о юных ушаковцах, инициатором Движения которых был тоже он…
Хочу проиллюстрировать отклик поэта Николая Рачкова, посетившего «последний земной приют» адмирала Ушакова:
Под стягом русской державы
Был он непобедим.
Сколько турецкой славы
Развеял он в прах и дым!
Вот он, девиз Ушакова,
Время его не сотрёт,–
Три сокровенных слова:
«Вера! Отечество! Флот!»
Каркали даже вороны,
Кто-то и им наказал:
– «Каменные бастионы
Никто не возьмёт!..»
Он взял.
Вот она совесть росса,
И честь его, и закон:
Ни одного матроса
В плену не оставил он.
И не состарили годы
Души его смелой ширь.
Ему бы в моря, в походы…
А он ушёл в монастырь.
Смиренно склоняя выю
Вдали от досужих глаз,
Молился он за Россию,
Молился за всех за нас.
Назначил его недаром
В войско небесных сил
Единственным адмиралом
Архистратиг Михаил.
И вот он под облаками
Морской стережёт простор.
Он в сердце, в молитве с нами,
Наш святой Феодор.
Идут корабли по свету
И не боятся гроз.
И знает заповедь эту
Каждый русский матрос.
Свят девиз Ушакова,
Время его не сотрёт, –
Три сокровенных слова:
«Вера! Отечество! Флот!»
Соборные чувства объединяли, роднили участников паломнических посещений Санаксарской обители. Люди преображались, адмирал для них ставал родным человеком, своим и потому надежным святым заступником. Они не могли уже молчать. Поэты один за другим сочиняли оды и баллады о непобедимом адмирале, о нашей русской морской славе… Всех поэтов перечислить невозможно, но нельзя не вспомнить поэму-фантазию Юрия Лощица «Перечень кораблей»:
Флот готовит к параду
все названья-борта.
И к морскому народу
подгребла суета.
Ветер ноздри вздувает.
Запах краски бодрит.
Флот скребет, чистит, драит.
Медь на солнце слепит.
О, пленительный вид!
А названья, названья!
В каждом имени — суть.
Суть названья — призванье,
завещанный путь.
Ждут на борт адмирала.
С властью он на ножах:
“Пол-эскадры сожрала
власть — подстилка США”.
Бодрый, злой, аккуратный,
в кубрики пронырнет,
чтоб утешить остатний
бескозырный народ.
“Есть присловье такое
уставное в крови:
Не влюбляйся в чужое,
но свое — возлюби!”…
Действительно, после прославления адмирала Федора Ушакова началась новая эпоха не только для загибающего тогда военно-морского флота РФ, а всей жизни. Одним из самых ярких событий после прославления адмирала Ушакова можно назвать возвращение Крыма и Севастополя в родную Российскую гавань. Со времен Екатерины Великой Россия не может быть полной без Черного моря и полуострова Крым… Это понимали Императрица и светлейший князь Григорий Потемкин, адмирал Ушаков, генералиссимус Суворов, адмирал Шишков и, к счастью, Верховный Главнокомандующий России в 2014 году… Именно этой задаче, XVIII веку, Новороссии и её подвижниках посвящены книги В.Н. Ганичева «Ушаков», «Росс непобедимый», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Державница», «Итак, о русском»…
Все достижения жизни Ф.Ф. Ушакова и В.Н. Ганичева можно характеризовать их океаническим мышлением и служением общему делу, что и объясняет, почему писателю «улыбнулась фортуна» довести своего героя до прославления в лике святых.
Завершить короткое размышление о схожести судеб героя книги и автора хочу еще стихотворением памяти Валерия Николаевича Ганичева «Адмирал», написанным поэтом Михаилом Шелеховым:
Под парусами вечной жизни
Ушел бессмертный капитан.
И принял с радостью Отчизны
Его великий океан.
Ушел путем Петра и Павла
Из колыбели отчих мест
К обетованию причала,
Где вечным стражем Южный Крест.
Из океанского напева
Со Спасом парус на звезду
Направил в дом, где правит Дева
Свой праздник в Божеском саду.
И все, что в этом мире грустно,
По воле высшей красоты
Преображается искусно
В Небесной горницы цветы.
Стоит в монашеском мундире
Прекрасный русский адмирал
Под парусами в вечном мире.
Он никогда не умирал.
Сергей Котькало
В дни торжества славы адмирала Ф.Ф. Ушакова, мы по-прежнему изумляемся промыслу Господнему в прославлении Русской Православной Церковью в лике святого праведного воина. Нас также продолжает интересовать вопрос, почему писатель Валерий Ганичев из сонма видных деятелей эпохи Екатерины Великой центральной фигурой своего творчества избрал флотоводца Федора Ушакова и как ему удалось довести своего героя до прославления в лике святого праведного воина? Почему именно ему досталась такая честь, тогда как об Ушакове было написано множество книг в XIX-XX веках? Много я слышал разного о В.Н. Ганичеве от людей «ближнего и дальнего круга». Понятно, что оценки современников чаще всего субъективны и чаще всего имеют мало общего с характеризуемым персонажем. И мой взгляд тоже субъективен, но все же рискну сказать о том, что, с моей точки зрения, роднило Валерия Николаевича с его героем адмиралом Федором Федоровичем Ушаковым – соборное чувство и общее дело. Конечно же, не происхождение, хотя, если посмотреть правде в лицо, детство у них не шибко отличалось. Жили в глубокой провинции, в народной среде народной жизнью, не зависимо от происхождения. Мне могут возразить, что-де адмирал был из дворян, но это все условности, иначе отчего, достигнув определенных высот, адмиралу пришлось содержать родню… Да и во многих биографических справках мы читаем, что родом Федор Федорович был из «обедневших дворян». Я бы написал более откровенно: из не разбогатевших служивых дворян… Меж тем, дело не в этом, а в том, что они из самой народной среды, не избалованные светскими раутами Петербурга, искренне служили своему Отечеству и народу. Цель служения была не ради славы и наград, а пользы ради Отечества. Они на каждом этапе своей деятельности старались внести свою, пусть грошовую лепту в общее дело Отчизны. Не буду останавливаться на известных фактах биографии первого и второго. Просто хочу обратить внимание на то, что и адмирал Ушаков, и В.Н. Ганичев, восходя на новую ступень служения, смотрели на выполняемую задачу с точки зрения Общего дела. Будь то по-иному, никто из них не реализовался бы в истории так, как мы можем видеть сегодня. На моих глазах разворачивалась эпопея, – не описанная современниками, – по приближению завершающих глав жизнеописания прославленного адмирала Ф.Ф. Ушакова, которую можно назвать «Прославишь меня и сам прославишься». Это многолетняя, незаметная кропотливая работая над создаваемым образом на фоне эпохи Екатерины Великой. Понятно, что писатель-историк В.Н. Ганичев не знал и не мог предполагать, чем и как отзовется его труд. Он просто любил нашу богатую и красивую историю и не мог согласиться с теми политиками и авторами, кто нарочито искажал её. Это, отнюдь, не означает, что он-де был такой один. Он прекрасно знал, что не один, да и немало потрудился для собирания этого «поля ягодок», работая в самом крупном издательстве страны «Молодая гвардия». Вместе с единомышленниками, в довольно сложных условиях тогдашнего идеологического давления, он переформатировал вектор издательской политики издательства, выпуская книги «Связь времён» Федора Нестерова, «1 августа 1914» Николая Яковлева, «Осторожно: сионизм!» Юрия Иванова, «Аввакум Петров» Дмитрия Жукова, «Камешки на ладони» Владимира Солоухина, «Дорога к тебе: из записок художника» Ильи Глазунова, «Деньги для Марии» Валентина Распутина, «Сельские повести» и «Лад» Василия Белова, «Голоса в тишине» Виктора Лихоносова… В серии «ЖЗЛ» выходили тогда «Суворов» Олега Михайлова, «Островский» и «Аксаков» Михаила Лобанова, «Рублев» Валерия Сергеева, «Макаров» Сергея Семанова, «Григорий Сковорода», «Гончаров» и «Дмитрий Донской» Юрия Лощица, «Достоевский» Юрия Селезнева… Я уже не говорю о выступлении Юрия Алексеевича Гагарина на пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1965 года (Хрущева только-только ушли и борьба с Русской Православной Церковью еще продолжалась) с предложением воссоздания Триумфальной арки и Храма Христа Спасителя, как памятников Победы Отечественной войны 1812 года… После чего высокий сановник ЦК КПСС спросил у В.Н. Ганичева: «А вы согласовали это наверху?» – на что он ответил, подняв палец к небу: «На самом верху!» Андропов лично писал записки в ЦК партии с требованием обратить внимание на «русистов»… – Не помогло! Возглавляя «Комсомольскую правду», не угомонился, и там проводил соборную линию… За публикацию фельетона Вадима Цекова «Следствие ведут кунаки» был уволен. Судьба благоволила к нему, к его делам. Он возглавил «Роман-газету», где снова вокруг журнала собирал лучшие творческие силы. Заметил и поддержал тогда молодых исторических писателей и исследователей Владимира Шигина, Валерия Сергеева, Владимира Овчинникова, Сергея Алексеева… Кому-то не нравилась неугомонность В.Н. Ганичева. Его стали сбивать автобетономешалкой… – Но не сработало: выжил! Вместе с нынешним Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (тогда митрополитом Смоленским и Калининградским) они собирают в 1993 году, накануне страшных событий «черного октября», – в условиях, когда на само слово «Русский» власть наложила табу, – первый Всемирный Русский Народный Собор, ставшим впоследствии главной трибуной отечественной мысли… В.Н. Ганичев, как и его возлюбленный герой – адмирал Ф.Ф. Ушаков не останавливался на достигнутом. После того, как Русская Православная Церковь канонизировала Федора Федоровича Ушакова в лике святого праведного воина, Валерий Николаевич продолжал уже продвижение «в массы» как образ жизни для подражания. Приезжая в Санаксарскую обитель в дни торжеств, в августе, он вез с собой целые отряды все новых и новых писателей, кинематографистов, художников, артистов, не говоря уже о юных ушаковцах, инициатором Движения которых был тоже он… Хочу проиллюстрировать отклик поэта Николая Рачкова, посетившего «последний земной приют» адмирала Ушакова: Под стягом русской державы Был он непобедим. Сколько турецкой славы Развеял он в прах и дым! Вот он, девиз Ушакова, Время его не сотрёт,– Три сокровенных слова: «Вера! Отечество! Флот!» Каркали даже вороны, Кто-то и им наказал: – «Каменные бастионы Никто не возьмёт!» Он взял. Вот она совесть росса, И честь его, и закон: Ни одного матроса В плену не оставил он. И не состарили годы Души его смелой ширь. Ему бы в моря, в походы… А он ушёл в монастырь. Смиренно склоняя выю Вдали от досужих глаз, Молился он за Россию, Молился за всех за нас. Назначил его недаром В войско небесных сил Единственным адмиралом Архистратиг Михаил. И вот он под облаками Морской стережёт простор. Он в сердце, в молитве с нами, Наш святой Феодор. Идут корабли по свету И не боятся гроз. И знает заповедь эту Каждый русский матрос. Свят девиз Ушакова, Время его не сотрёт, – Три сокровенных слова: «Вера! Отечество! Флот!» Соборные чувства объединяли, роднили участников паломнических посещений Санаксарской обители. Люди преображались, адмирал для них ставал родным человеком, своим и потому надежным святым заступником. Они не могли уже молчать. Поэты один за другим сочиняли оды и баллады о непобедимом адмирале, о нашей русской морской славе… Всех поэтов перечислить невозможно, но нельзя не вспомнить поэму-фантазию Юрия Лощица «Перечень кораблей»: Флот готовит к параду все названья-борта. И к морскому народу подгребла суета. Ветер ноздри вздувает. Запах краски бодрит. Флот скребет, чистит, драит. Медь на солнце слепит. О, пленительный вид! А названья, названья! В каждом имени — суть. Суть названья — призванье, завещанный путь. Ждут на борт адмирала. С властью он на ножах: “Пол-эскадры сожрала власть — подстилка США”. Бодрый, злой, аккуратный, в кубрики пронырнет, чтоб утешить остатний бескозырный народ. “Есть присловье такое уставное в крови: Не влюбляйся в чужое, но свое — возлюби!”… Действительно, после прославления адмирала Федора Ушакова началась новая эпоха не только для загибающего тогда военно-морского флота РФ, а всей жизни. Одним из самых ярких событий после прославления адмирала Ушакова можно назвать возвращение Крыма и Севастополя в родную Российскую гавань. Со времен Екатерины Великой Россия не может быть полной без Черного моря и полуострова Крым… Это понимали Императрица и светлейший князь Григорий Потемкин, адмирал Ушаков, генералиссимус Суворов, адмирал Шишков и, к счастью, Верховный Главнокомандующий России в 2014 году… Именно этой задаче, XVIII веку, Новороссии и её подвижниках посвящены книги В.Н. Ганичева «Ушаков», «Росс непобедимый», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Державница», «Итак, о русском»… Все достижения жизни Ф.Ф. Ушакова и В.Н. Ганичева можно характеризовать их океаническим мышлением и служением общему делу, что и объясняет, почему писателю «улыбнулась фортуна» довести своего героя до прославления в лике святых. Завершить короткое размышление о схожести судеб героя книги и автора хочу еще стихотворением памяти Валерия Николаевича Ганичева «Адмирал», написанным поэтом Михаилом Шелеховым: Под парусами вечной жизни Ушел бессмертный капитан. И принял с радостью Отчизны Его великий океан. Ушел путем Петра и Павла Из колыбели отчих мест К обетованию причала, Где вечным стражем Южный Крест. Из океанского напева Со Спасом парус на звезду Направил в дом, где правит Дева Свой праздник в Божеском саду. И все, что в этом мире грустно, По воле высшей красоты Преображается искусно В Небесной горницы цветы. Стоит в монашеском мундире Прекрасный русский адмирал Под парусами в вечном мире. Он никогда не умирал. Сергей Котькало